Лекция №1. Цена, виды и функции цен. Определение оптовых, розничных, свободных
Цен
Фармацевтический рынок является наиболее быстро развивающимся и наиболее сложным с точки зрения его социальной значимости для лекарственного обеспечения населения.
Лекарственные средства, рассматриваются руководством любого государства как стратегические продукты, оказывающие косвенное воздействие на поддержание национальной безопасности государства и улучшение качества жизни населения.
Во многих странах мира цены на лекарственные средства формируются с учетом политических интересов государства, принимающего те или иные нормативно-правовые акты, регулирующие процессы ценообразования на лекарственные средства.
На ряду со спросом и предложением цена является одной из важнейших экономических категорий, не смотря возрастающую роль ценового фактора, цена остается основным элементом влияющим на решение потребителя о покупке данного товара, а для аптеки цена является источником приносящим доход.
Цена является денежным выражением стоимости товара, а в условиях рынка наряду со спросом и предложением, становится его важнейшим инструментом, влияющим на все показатели торгово-финансовой деятельности организации.
Цена - это количество денег, за которое продавец согласен продавать, а покупатель согласен купить единицу товара.
Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценностей может быть денежной, натуральной или объемной.
В современной экономической науке четко образовались тенденции изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в ценообразовании.
Цена - есть денежное выражение стоимости.
Виды цен.
Цены, используемые на фармацевтическом рынке. Основными видами цен данной группы являются отпускные, оптовые, розничные, регулируемые, свободные цены, цены тарифы.
По степени свободы цен от воздействия государства при их установлении различают цены:
- свободные, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Государство может добиться изменения этих цен только путем воздействия на конъюнктуру рынка.
- регулируемые;
- фиксируемые.
Свободные цены – это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, свободно складываются под влиянием конъюнктуры независимо от влияния государственных органов. Государство может воздействовать на их уровень только путем влияния на конъюнктуру рынка через экономические методы (налоговая, кредитная, таможенная и бюджетная политика).
В системе свободных цен также действуют отпускные, оптовые и розничные цены.
Свободное ценообразование – установление такой цены, по которой товар будет пользоваться спросом.
Свободные или рыночные цены устанавливаются на продукцию на основе спроса и предложения.
Свободные цены также подразделяются:
Свободная оптовая цена завода-изготовителя, свободная отпускная цена оптового поставщика и свободная розничная цена.
Свободная отпускная цена предприятия-изготовителя устанавливается предприятием- изготовителем исходя из себестоимости, конъюнктуры рынка, качества.
Свободные оптовые (отпускные) цены на лекарственные препараты, закупаемые за рубежом за счет свободных валютных средств, устанавливаются организациями, закупающими импортные лекарственные препараты для последующей реализации всем оптовым потребителям. Эта цена формируется исходя из расчетной цены, в которой учитываются контрактная цена товара, различные таможенные платежи, расходы по хранению и другие, а также конъюнктура рынка, качество продукции и сложившиеся цены на аналогичные товары на российском рынке. Расчетная цена определяет минимальный уровень оптовой (отпускной) цены.
Свободная оптовая цена посредника – определяется исходя из свободных отпускных цен и оптовой торговой надбавки. При формировании оптовых цен посредника учитывают конъюнктуру рынка (спрос и предложение), сложившийся уровень цен на аналогичные отечественные и импортные товары. Наценка посредника определяется по договоренности и оформляется протоколом согласования цен.
Свободные розничные цены на товары аптечного ассортимента определяются самостоятельно розничными предприятиями в соответствии со сложившимся спросом и предложением, качеством товара и формируются из свободных отпускных цен и торговой надбавки розничного звена или суммарной надбавки розничного и оптового звена (при поставке продукции через посредников). Свободные цены также на изделия медицинского назначения (перевязочный материал, шприцы), изделия медицинской техники, а так же всю парафармацию.
Регулируемые цены – устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления); в отношении регулируемых цен органы власти и управления устанавливают какие-либо, ограничивающие их уровень условия. Находится под контролем государственных органов, использующих административные методы (установление предельных цен, фиксированных цен, предельного уровня рентабельности), складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но подвергающиеся определенному воздействию со стороны государства или через непосредственное ограничение их роста или снижения, или путем регламентации рентабельности. В фармацевтической практике используются регулируемые цены, при формировании которых учитывается максимальная величина надбавки. Регулированию подлежат как отпускные и оптовые, так и розничные цены.
В отношении регулируемых цен устанавливаются ограничения – предельные надбавки (25% - предельная оптовая надбавка и 40% - предельная розничная надбавка)
Государство регулирует цены только на «жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», только на них устанавливается предельная торговая надбавка (Лекарственные средства не входящие в перечень «жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» - цены на них свободные). Фиксируемые цены -устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.
По степени обоснованности различают базисные, справочные и фактические цены сделок.
Базисные ценыприменяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Это фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками.
Базисная цена может быть использована при заключении договоров на поставку импортной продукции. Перед заключением сделки определяется усредненная цена на аналогичные импортируемые товары, эта цена и является базовой. Далее учитывают отличительные особенности товара (качество, дополнительные потребительские свойства товара, дизайн, упаковку и т.д., а также особенности реализации). Таким образом, на основе базовой цены определяется итоговая цена на конкретное наименование товара (на готовое лекарственное средство).
Базисные цены применяются также при расчете стоимости услуг за изготовление в аптеке определенной лекарственной формы с учетом сложности ее состава и объема, это тарифы, применяемые в производственных аптеках.
Справочные ценыпубликуются в каталогах, прейскурантах, журналах, справочниках, экономических обзорах и т.д. Они используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию, при анализе уровней и соотношений цен, при заключении сделок, например при выборе поставщика, и т.д.
Фактические цены сделок- это цены, отраженные в тексте договоров (контрактов) на поставку товаров или оказание услуг.
По характеру обслуживаемого оборота различают цены оптовые, оптово-отпускные и розничные.
Оптовые цены – устанавливаются оптовым предприятием. Оптовая цена – цена товара реализуемого поставщиком с целью его последующей перепродажи. Это цены, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям и предприятиям оптового звена. Оптовая цена складывается из отпускной цены и оптовой надбавки к этой цене.
Торговая надбавка – это элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
Оптово-отпускные цены - это цены, по которым товары реализуются предприятиями оптового звена в рознимую аптечную сеть или МО.
Розничная цена - устанавливаемая предприятиями розничной торговли, это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению и МО).
Розничная цена складывается из оптовой цены посредника и торговой надбавки розничного звена к отпускной цене производителя.
Разница между отпускной и оптовой ценой представляет оптовую торговую надбавку, а разница между оптовой и розничной ценой – розничная торговая надбавка.
Тарифы - цены на товары особого рода - услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. В связи с этим, у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель судит о приобретаемой услуге по информации о продавце. При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления, т. е. нет необходимости в посреднике. Это обусловливает особенности оценки услуг и объясняет наличие понятия «тарифы на услуги», хотя можно использовать и понятие «цены на услуги».
В аптеке используются тарифы за изготовление лекарственных средств.
В тарифы включают стоимость:
- заработной платы фармацевта;
- оборудования;
- воды;
- коммунальных услуг.
Тариф устанавливается руководителем ежегодно.
Существуют следующие функции цен:
1. Учетная.
2. Перераспределительная.
3. Стимулирующая.
4. Учетная – учет товаров по ценам в аптеке.
5. Функция балансирования спроса и предложения.
Перераспределительная - перераспределение общественного продукта между сферами экономики. Государство поддерживает уровень цен на автомобили, алкоголь, табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
Стимулирующая функция – поощрительные и сдерживающие воздействие цен на разные сферы воспроизводства – для стимулирования производства государство снимает ценовые ограничения, сдерживая рост прибыли производителя.
Функция балансирования спроса и предложения, состоит в том, что цена выполняет роль стихийного регулятора общественного предложения.
ТЕМА 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ТОВАРЫ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА
Лекция №2. Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Нормативные документы. Цели ценообразования. Ценовая политика предприятия. Ценовые стратегии ценообразования
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги
Существуют две основные системы ценообразования: централизованное и рыночное.
Наряду со спросом и предложением цена является не только важнейшей экономической категорией, оказывающей существенное влияние на основные экономические показатели деятельности организации, например такие, как товарооборот, валовой доход и прибыль, но она также определяет характер отношений между предприятием и покупателями.
Таким образом, цена выступает в качестве инструмента маркетинговой деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей покупателей.
В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов - с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики.
Проблемы в области ценообразования связаны, во-первых, с взаимозависимостью рынков разных уровней (международный, внутренний, региональный), отраслей, во-вторых, со сложностью сбора обширной информации о факторах, влияющих на формирование цен, в-третьих, с наличием острой конкуренции среди субъектов товаропроводящей сети фармацевтического рынка.
Характерны две основные системы ценообразования:
- рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения;
- централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами на ЖНВЛС;
- затратное ценообразование - в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.
Ценообразование - это процесс формирования цен на товары.
Общая схема расчета цены:
1 этап - постановка цели и задачи ценообразования;
2 этап - определение спроса;
3 этап - оценка издержек производства;
4 этап - анализ цен конкурентов;
5 этап - выбор метода ценообразования;
6 этап - расчет исходной цены;
7 этап - учет дополнительных факторов - те, которые влияют на уровень цены - это уровень посредников, конкурентов;
8 этап - установление окончательной цены.
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги.
В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов.
Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющим маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы.
Каждая фирма подходят к проблемам ценообразования по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов.
На решения руководства фирмы в области ценообразования оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары или услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Независимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара.
Критерии эти разделяются на:
- внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива);
- внешние (независящие от фирмы).
К внутренним критериям можно отнести:
- рекламу (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше);
- специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше);
- особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);
- рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
- специфику жизненного цикла продукции;
- мобильность производственного процесса;
- длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
- организацию сервиса при продаже и в последующем периоде;
- объем рынка;
- имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
К внешним критериям обычно относят следующее:
- политическая стабильность страны - производителя и государств, где происходит сбыт продукции фирмы;
- отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных финансовых);
- характер регулирования экономики государством;
- уровень и динамика инфляции;
- объем и отличительные черты существующего и перспективного покупательного спроса;
- наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.
Нормативные документы
Государство регулирует цены только на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства заводского изготовления в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный закон РФ от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
В данном законе говорится о государственном регулировании цен на лекарственные препараты для медицинского применения.
2) Постановление Правительства РФ от 29.03.1999 №347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства».
3) Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 №782 «О Государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». Государственной регистрации подлежат цены на все лекарственные средства, являющиеся жизненно важными и необходимыми.
Государственная регистрация цен предусматривает согласование цены, проведение ее государственной регистрации и включение в государственный реестр цен, а также выдачу регистрационного удостоверения изготовителя продукции.
Государственная регистрация осуществляется в обязательном порядке изготовителем лекарственного средства, который представляет в Министерство экономики РФ заявление по установленной форме, а также ряд документов, содержащих информацию как о выпускаемой продукции (наименование и номер его регистрационного удостоверения, лекарственная форма, потребительская упаковка, дозировка, зарегистрированный штрих-код, цена изготовителя за упаковку), так и обоснование цены (себестоимость и прибыль за прошедшее полугодие, объем реализации, для импортируемых – действующие ставки ввозной таможенной пошлины).
Расчет предельных отпускных цен при их государственной регистрации или перерегистрации осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации и учитывающей, в частности:
- соблюдение баланса интересов потребителей лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и производителей лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- фактическую отпускную цену на лекарственные препараты в Российской Федерации, цену ввоза лекарственных препаратов в Российскую Федерацию, а также цены на аналогичные лекарственные препараты, находящиеся в обращении в Российской Федерации;
- затраты производителя лекарственного препарата на производство и реализацию лекарственного препарата.
Не допускаются реализация и отпуск лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на которые производителями лекарственных препаратов не зарегистрирована предельная отпускная цена, реализация и отпуск производителями лекарственных препаратов по ценам, превышающим зарегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные препараты.
Цены на включенные в Перечень лекарственные средства отечественного производства регистрируются в рублях, цены на включенные в Перечень, импортные лекарственные средства, регистрируются в иностранной валюте и в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату регистрации.
3) Постановление Правительства РФ 08.08.2009 №654 «О совершенствовании государственного регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие средства». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
При отпуске лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛС оптовыми поставщиками аптеке должен быть представлен протокол согласования оптовых цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в двух экземплярах, данный протокол подписывается руководителями оптовой и аптечной организациями, ставится круглая печать аптеки. Один экземпляр протокола согласования оптовых цен хранится в аптеке как финансовый документ 5 лет. Руководитель аптеки несёт административную ответственность за ценообразование.
4) Постановление Правительства Челябинской области №51п - «О предельных оптовых и предельных розничных надбавках на ЛС и ИМН на территории Челябинской области».
Правительство Челябинской области постанавливает:
1) Установить предельные оптовые надбавки для организаций оптовой торговли лекарственными средствами и предельные розничные надбавки для аптечныцх организаций не зависимо от их организационно правовой формы к фактически отпускным ценам производителей на лекарственные средства:
- Предельные оптовые надбавки на лекарственные средства:
- До 50 рублей - 25%;
- От 50 рублей до 500 рублей - 22%;
- Свыше 500 рублей - 20%.
- На наркотические средства и психотропные вещества - 60%.
- Предельные розничные надбавки на лекарственные средства:
- До 50 рублей - 40%;
- От рублей 50 до 500 рублей - 37%;
- Свыше 500 рублей - 35%.
- На наркотические средства и психотропные вещества - 40%.
2) Установить предельные оптовые надбавки для организаций оптовой торговли и предельные розничные надбавки для аптечных организаций, осуществляющих реализацию лекарственных средств, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств:
- Предельные оптовые надбавки к отпускной цене производителя или к отпускной цене оптового поставщика - 25%;
- Предельные розничные надбавки к отпускной цене производителя или к отпускной цене поставщика - 40%.
Цели ценообразования
Мировой рынок фармацевтической продукции является одним из наиболее сложных с точки зрения происходящих на нем ценовых процессов. Ценовые процессы, происходящие на фармацевтическом рынке, чрезвычайно сложны и многообразны. С одной стороны, ценовая политика является составной частью экономической политики государства, с другой - при определении стоимости ЛС необходимо учитывать целый ряд социальных, юридических и моральных аспектов. Ценообразование на ЛС в значительной степени зависит от государственного регулирования, что связано с некоторыми особенностями, характерными для фармацевтического рынка.
Любая торговая компания, формируя свою цену на конкретный товар или услугу желает:
- получить в полной мере запланированную прибыль;
- увеличить объем продаж;
- завоевать более солидную долю рынка;
- попытаться добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;
- ослабить конкурентов;
- сформировать определенный имидж товара.
Основная цель ценообразования - поддержание существующего положения:
- стабильность;
- минимизация влияния действия Правительства и конкурентов;
- благоприятный социально-психологический климат;
- сохранение функций.
Выделяют 3 группы целевых ориентиров, на достижение которых может быть направлена ценовая политика фармацевтической организации:
1) товарооборот;
2) прибыль:
3) конкуренты.
Цели, сфокусированные на товарообороте, могут быть выражены как в абсолютных показателях (например, увеличение товарооборота в натуральных единицах измерения - штуки, упаковки или в стоимостном выражении), так и в относительных показателях (например, увеличение темпов роста, доли рынка).
Так как товарооборот, получаемый от реализации товара, равен произведению цены товара (Р) на количество проданного товара (Q): ТО = Р х Q, то, следовательно, достижение целей ценообразования в данном случае зависит от степени чувствительности спроса к цене, определяемой коэффициентом эластичности.