См. методическое пособие «Обследование ребенка».
3. Диспансерный метод – совокупность методов и форм работы органов и учреждений здравоохранения, объеди-няющий лечебные, профилактические мероприятия активного динамического наблюдения как за здоровыми, так
и больными людьми с целью сохранения трудоспособности и увеличения продолжительности жизни.
Динамическое диспансерное наблюдение – активное врачебное наблюдение за здоровьем населения, включающее:
медицинские осмотры, лечение, оздоровительные мероприятия, совершенствование режима труда и отдыха,
социологические опросы, накопление и анализ информации. Основная цель диспансеризации 1) сохранение и укрепление здоровья работающего населения, 2) увеличение продолжительности жизни людей, 3) активное раннее выявление и лечение начальных форм заболеваний, 4) изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний, 5)проведение, в комплексе, мероприятий профилактических, санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных, социальных, 6) снижение инвалидности и смертности населения. Задачи диспансеризации: 1) всестороннее обследование врачами-специалистами; 2) проведение регулярных медосмотров лиц, взятых под дисп. динамич. наблюдение; 3) проведение с этими лицами широкого комплекса оздоровительных мероприятий, специализированного лечения, реабилитации; 4) изучение условий труда, быта состоящих на диспан. учете; 5) выявление факторов, вредных для здоровья; 6) рациональное трудоустройство состоящих на диспансерном учете.
…………………………………………………………………………………………………………….
Экзаменационный билет№23
Ситуационная задача
Вы медицинская сестра на ФАПЕ. Принимаете участие в диспансерном наблюдении беременных, проводите сестринское обследование. На очередной прием обратилась пациентка 25-ти лет. Срок беременности 16 недель, беременность первая, без осложнений. Объективно: общее состояние удовлетворительное. Вес 61 кг, АД 120/80 мм рт.ст.
Задания:
1. Дать рекомендации беременной женщине по организации рационального питания.
2. Определить фертильный период у женщины с регулярным циклом, если последние месячные
были с 4 по 8 апреля, цикл 26 дней.
3. Рассказать о формах и методах гигиенического воспитания в детских ЛПУ
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Эталон ответа №23
1. Продукты и способы приготовления, не рекомендованные для частого применения во время беременности.
Кофе и виноспособствуют повышению АД, что крайне нежелательно для беременной. Пиво и соленьяувеличи-вают нагрузку на почки, которые во время беременности и так работают «сверхурочно». Алкоголь оказывает отрицательное действие на формирующиеся органы и системы малыша. Жаренные, острые, копченые и жирные блюдаперегружают печень и желчный пузырь. Во время беременности эти органы могут значительно смещаться растущей маткой и тогда им приходится трудиться в «стесненных условиях». Беременным, склонным к аллерги-ческим реакциям или имеющим близких родственников-аллергиков, не следует увлекаться цитрусовыми, орехами,клубникой, экзотическими фруктами, морепродуктами, шоколадом др. продуктами, способными вызвать аллергию (помимо общеизвестных пищевых аллергенов у каждого аллергика есть свои «опасные» продукты питания ). Желательно, чтобы продукты растительного происхождения составляли 2/3 или хотя бы половину дневного рациона. Особенно актуально такое меню в последние недели перед родами – овощи и зелень содержат простагландины, от которых зависит эластичность тканей родовых путей. Такая «диета» поможет беременной нормализовать работу кишечника и добиться более равномерной прибавки веса. Нельзя понижать количество продуктов животного происхождения
(в рацион беременной должно входить 70-90 г животного белков)– для нормального развития малышу необходим животный белок, который содержится в мясе, рыбе и молочных продуктах. Свежие овощи и фрукты полезнее,
чем термически обработанные (свежая морковь, капуста и зелень полезнее, чем сваренный из них суп). Самые полезные способы приготовления пищи --приготовление «на пару» и запекание в духовке.. Запекать можно практически все – мясо, рыбу, овощи, фрукты. На пару готовится белое мясо птицы, морковь, цветная капуста и капуста брокколи. Тушение -- длительное пребывание продукта на небольшом огне в плоской посуде под крышкой с небольшим добавлением воды (говядина, баранина, картофель). Варка.--продукт варится на маленьком огне до готовности. Жарение – дляжарения нарезать мелкими ломтиками, готовить 3-4мин без добавления жира. Овощи, фрукты--сырые, термически обработанные --употребляют с оглядкой на аллергены Салат из свежих овощей и зелени лучше заправлять нерафинированным растительным маслом. Ягоды:клюква, брусника, шиповник, черника, смородина, черноплодная рябина – главные помощники почек будущей мамы, а также натуральный источник витамина С. Каши - гречневая, пшенная, кукурузная, овсяная очень полезны --они содержат железо, углеводы, витамины и клетчатку. В сладкие каши можно добавить сухофрукты, в соленые – пассерованные овощи. Молочные продукты - основной источник кальция --полезны и свежие и кисломолочные продукты. Рыбасодержит витамин D и фосфор, отвечающие за работу нервной системы малыша. Будущей маме лучше готовить свежую рыбу нежирных сортов
( треска, окунь, щука, минтай, ледяная, хек ).
2.Фертильный период у женщины с регулярным циклом С 13 по 19 апреля.
3.Формы и методы гигиенического воспитания в детских ЛПУ. Формы гигиенического воспитания - это способы применения отдельного средства (или совокупности средств) в определённой последовательности для осуществления гигиенического воспитания. Формы показывают -как, каким образом осуществляется реальное воплощение гигиенического воспитания. Гигиеническое воспитание в детских ЛПУ проводится среди родителей, других членов семьи, осуществляющих уход за ребёнком. Для гигиенического воспитания и обучения детские поликлиники имеют кабинеты по воспитанию здорового ребёнка, школы матери и отца; используются возможности патронажа на дому. Формы – индивидуальные, групповые –непосредственное общение между специалистом и лицом, на которого направлен воспитательный процесс или общение специалиста с группой лиц. Учитывают особенности личности физиологические (половые, возрастные особенности, состояние здоровья), социально-психологические (отношение к своему здоровью, уровень знаний об оптимальных стилях жизни и т.д). Информация касается вопросов сохранения и укрепления здоровья ребёнка (питание, закаливание психическое развитие и др). Используют наглядности – памятки, брошюры, компьютерные программы. Освещаются вопросы вторичной профилактики заболеваний и травм; даются рекомендации по уходу за ребёнком в домашних условиях. Основные формы работы с детьми – игры, индивидуальные беседы, использование книжек-раскрасок, чтение или просмотр мультфильмов по гигиенической тематике, и др.
Экзаменационный билет№24
Ситуационная задача
Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, осуществляющая патронаж ребенка 10 д/ж. Мать в присутствии вас выполняет ребенку утренний туалет. Она вымыла руки и стала умывать малыша
с помощью ватного шарика, смоченного кипяченой водой. Одним шариком промыла оба глаза, очистила сухими жгутиками носовые ходы и обработала кожные складки шариком с растительным маслом: паховые и межъягодичную, затем шейную, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные и голеностопные.
Задания:
1. Проанализировать действия матери и продемонстрировать утренний туалет на кукле-фантоме.
2. Прокомментировать признаки беременности.
3. Дать определение понятию «Детская поликлиника». Основные задачи детской поликлиники.
________________________________________
Эталон ответа №24
1. См.Алгоритм утреннего туалета новорожденного.
2.Признаки беременности-- сомнительные, вероятные, достоверные.
3. Детская поликлиника — лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлини-ческую помощь детям и подросткам до 18 (17 лет 11 месяцев 29 дней включительно) лет. Детские поликлиники организуются в целях обеспечения детей, не нуждающихся в госпитализации, доступной и качественной первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной помощью, направленной на профилактику, снижение уровня заболеваемости, детской инвалидности, младенческой и детской смертности. В зависимости от числа врачебных должностей выделяют пять категорий городских детских поликлиник. В настоящее время в городах преимущественно функционирую крупные поликлиники (1-2 категории), имеющие достаточный набор помещений, высококвалифицированные кадры, необходимые лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, водолечения, грязелечения и др). Оптимальный режим работы детских поликлиник: с 8 до 20 час в рабочие дни, в выходные -до 14 час. Детская поликлиника работает по участковому принципу. Вся обслуживаемая поликлиникой территория разделена на участки. На педиатрическом участке в норме проживает 800 детей и для их обслуживания выделяется 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности участковой медсестры. В детской поликлинике предусмотрены должности врачей-педиатров и медсестер (фельдшеров) для оказания лечебно-профилактической помощи в дошкольных учреждениях, школах и отделения специализированной медицинской помощи. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации. Основные задачи детской поликлиники: организация и проведение профилактических меропри-ятий в поликлинике, на дому, в ДУ, школах – диспансеризация (активное динамическое наблюдение за здоровьем детей), санпросветработа, пропаганда ЗОЖ, проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН; -оказание квалифицированной и специализированной лечебной помощи в поликлинике и на дому;-качественное проведение клинико-экспертной работы -экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности; -своевременная госпитализация детей, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием;
-соблюдение преемственных связей с: женскими консультациями, родильными домами, детскими больницами и санаториями, диспансерами. Основное направление деятельности детской поликлиники - профилактическая работа, которая осуществляется путем проведения дородового патронажа беременных женщин; учета детского населения и диспансеризации здоровых, больных, детей из группы риска соответственно возрасту, особенностям нервно-психи-ческого и физического развития; вакцинации детей; подготовки детей к поступлению в дошкольные, общеобразо-вательные учреждения; предупреждения инфекционных заболеваний; санпросветработы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи.
______________________________________________________
Экзаменационный билет№25
Ситуационная задача
Вы медсестра кабинета здорового ребенка детской поликлиники. Во время профилактического приема
к вам обратилась мама с новорожденным ребенком, что испытывает трудности при пеленании ребенка
и просит вас обучить ее технике закрытого пеленания.
Задания:
1. Продемонстрировать на фантоме технику закрытого пеленания новорожденного и перечислить
риски при нарушении техники пеленания.
2. Определить фертильный период у женщины с регулярным циклом, если последние месячные были
с 3 по 7 октября, цикл 30 дней.
3.Рассказать об этапах диспансеризации и принципах формирования диспансерных групп.
_______________________________________
Эталон ответа №25
1. План обучения будущих родителей технике закрытого пеленания новорожденного 1.приветствие; 2.создать комфортные условия для обучения; 3 объяснить целесообразность обучения; 4. демонстрация на фантоме техники закрытого пеленания новорожденного:=расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую; 2-ю сложить вдвое по длине или по ширине в зависимости от размеров ребенка для изготовления «шапочки»: сложенный край необходимо подвернуть кзади на 10-15 см., углы верхнего края пеленки сдвинуть к центру, соединить их. Нижний край сложить несколько раз до нижнего края «шапочки» (см. рис. 1). Положить подготовленную шапочку на уровне верхнего края 1-ой пеленки; 3-ю пеленку – чуть ниже края 1-ой пеленки; 4-ю пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника. Взять ребенка на руки, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе. провести 4 пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны; краем 3-ей пеленки с той же стороны накрыть и зафиксировать плечо, переднюю часть туловища и подмышечную область с другой стороны; краем 3-ей пеленки с той же стороны накрыть и зафиксировать плечо, переднюю часть туловища и подмышечную область с другой стороны; надеть «шапочку», изготовленную из второй пеленки; зафиксировать все предыдущие слои и «шапочку» первой пеленкой. Нижний конец ее завернуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3-4см. ниже сосков и закрепить сбоку, подвернув уголок пеленки за ее туго натянутый край. Взять ребенка на руки. Завершение процедуры: исключить образование грубых складок; эстетичность выполнения процедуры, выяснить все ли понятно и нет ли вопросов; вежливо попрощаться, предложив, встретиться вновь при появлении вопросов.Тугое пеленание не проводят, потому что: оно способствует дисплазии тазобедренных суставов, особенно когда ноги ребенка жестко фиксируют в положении разгибания и приведения. снижается и нарушается циркуляция крови в некоторых частях тела. ограничение движений конечностями ухудшает развитие нервно- мышечной координации. риск как перегревания, так и гипотермии. =блокирование движений диафрагмы снижает вентиляцию легких. имеются доказательства угрозы авитаминоза Dи острых легочных инфекций. =пеленание в сочетании с выхаживанием в отрыве от матери и кормлением искусственными смесями задерживает прибавку в весе. тугое пеленание с головой затрудняет грудное вскармливание и мешает успешному установлению лактации. Для предотвращения синдрома внезапной детской смерти избегайте тугого пеленания.
2. Фертильный период у женщины с регулярным цикломС 16 по 22 октября
3.Основной принцип проведения диспансеризации --двухэтапность: 1-й этап -- выявление у граждан признаков неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, сахарный диабет, хронические болезни легких, глаукома и др), факторов риска их развития, потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача. 2-й этап заключается в дополнительном обследовании и уточнении диагноза, проведении углубленного профилактического консультирования и осмотра специалистами.Участковый терапевт ежегодно осматривает все взрослое прикрепленное население. Предварительно проводится доврачебное обследование: измерение роста и массы тела, анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов, измерение АД. Осмотр оториноларинголога, офтальмолога, стоматолога, гинеколога -- с 18 лет; ЭКГ после 40лет ежегодно; маммография -раз в 2года после 40лет; флюорография; . Участковый врач, располагая данными обследования, результатами лабораторно-инструментальных исследований, дополнительных консультаций (при наличии показаний) с другими специалистами, планирует дальнейшие мероприятия индивидуально для каждого пациента, формирует следующие группы диспансерного наблюдения: Д-I здоровые, в т.ч. лица с так называемыми пограничными состояниями, у которых выявлены незначительные отклонения от установленных норм в величине АД и других характеристиках; Д-II практически здоровые лица, имеющие в анамнезе заболевание, не сказываю-щееся на функциях жизненно важных органов и не влияющее на трудоспособность; Д-III -- больные, нуждающиеся в лечении. После диспансерного осмотра лиц, отнесенных к первым двум группам, ставят на учет в отделение (кабинет) профилактики. Выявленным больным проводят соответствующее лечение, намечают и реализуют план оздоровительных, реабилитационных мероприятий. Цель диспансеризации --раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности населения и преждевременной смертности.
_________________________________________________
Экзаменационный билет№26
Ситуационная задача
Вы медицинская сестра отделения совместного пребывания матери и ребенка, измеряете массу новорожденного, которому 3 дня. Масса тела составляет 2800 г, масса при рождении 3100 г.
Мама присутствует при измерении и обеспокоена данной ситуацией.
Задания:
1. Какое состояние развилось у ребенка? Подтвердить расчетом и продемонстрировать технику
измерения массы ребенка на электронных весах..
2. Прокомментировать оценку функционального состояния новорожденного по шкале Апгар
3. Дать определение «Поликлиника». Основные функции и задачи городской поликлиники
_______________________________
Эталон ответа №26
1. Состояние ребенка – физиологическая убыль массы тела. В данной задаче потеря массы ребенка составляет в пределах 10% от массы тела ребенка. Подготовка к процедуре: объяснить маме цель данной процедуры; эл. весы устанавливают на ровной устойчивой поверхности, подключают к сети (цифровой индикатор через 35-40сек засветится на табло появятся цифры (нули); весы оставить включенными на 10 мин; затем проверить их нажатием рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу – на индикаторе появятся нули; обработать рабочую поверхность весов дезраствором; вымыть и осушить руки, надеть перчатки; постелить на платформу пеленку (на индикаторе высветится ее вес); сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т»- на индикаторе появятся нули. Выполнение процедуры:раздеть ребенка и уложить на платформу весов; через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка, слева от значения массы значок «о», обозначающий, что взвешивание закончено; убрать ребенка с весов; значение массы фиксируется 35-40 с, затем, если не нажать кнопку «т», показания автоматически сбрасываются на «0»; снять с весов пеленку. Весы автоматически устанавливаются на «0»; оценить результат и записать в документацию; сообщить результат маме; протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором; снять перчатки, вымыть и осушить
2.Оценка по шкале Апгар.Через 1 и 5 мин после рождения 5 признаков состояния: 10-8 хорошее; 6-7 удовлетворит; 5-средней тяжести,4-тяжелое, 0-клиническая смерть
3. Поликлиника – это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, которое оказывает медицинскую помощь населению на закрепленной территории на догоспитальном этапе. Основные функции и задачи городской поликлиники:1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению непосред-ственно в поликлинике и на дому; 2) оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях независимо от места проживания больного; 3) своевременная госпи-тализация нуждающихся в стационарном лечении; 4) экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспо-собности; 5) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания, а также среди работающих на прикрепленных предприятиях; 6) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных); 7) направление на санаторно-курортное лечение; 8) организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде ЗОЖ. Работа городской поликлиники построена по территориально-участковому принципу. Территориальный терапевтический участок является основной структурной единицей поликлиники.
______________________________________________________
Экзаменационный билет№27
Ситуационная задача
Вы медицинская сестра послеродового отделения перинатального центра. При общении с родильницей выяснилось, что пациентка испытывает трудности в кормлении малыша. Объективно: общее состояние удовлетворительное. При пальпации отмечается нагрубание молочных желез.
Задания:
1. Прокомментировать 10 принципов успешного грудного вскармливания по ВОЗ.
2.Продемонстрируйте технику измерения температуры у ребенка
3. Рассказать о методах медицинской профилактики.Цели, задачи профилактики.
____________________________________
Эталон ответа №27
1.Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания, особая роль родовспомогательных служб» (1989). Декларацией провозглашены 10 принципов успешного грудного вскармливания младенцев. Каждому родильному дому и больнице по уходу за новорожденными детьми следует: 1) Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и рожениц. 2) Обучать медперсонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания. 3) Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания. 4) Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов. 5) Показывать матерям, как кормить ребенка грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей. 6) Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями. 7) Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате. 8) Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию. 9) Не давать новорож-денным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, рожки и др). 10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.
2.Измерение температуры у ребенка.Цель: определить периоды лихорадки.Показания: плановое измерение температуры тела ребенку. Противопоказания: опрелости; воспалительные процессы на коже; во время проведения термометрии не oставлять ребенка без присмотра. Подготовка к процедуре: объяснить маме/ребенку цель и ход проведения исследования; вымыть и осушить руки; достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35°; осмотреть паховую (подмышечную) область; Выполнение процедуры 1.Протереть насухо салфеткой область, используемую для термометрии. 2.Поместить термометр в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельем; 3. Фиксировать ногу ребенка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижать к грудной клетке); 4.Засечь время, через 10 мин и извлечь термометр и определить его показания. 5. вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой; поместить термометр в футляр.
3.Методы медиц. профилактики по уровню применения делятся на:массовые (популяционные, коммунальные) – профилактические меры которые охватывают значительный контингент населения (гигиеническое обучение и воспитание населения, санпросветработа, профилактич.мероприятия); групповые – профилактические мероприятия проводятся среди ограниченных групп (школа, детсад, поликлиника, предприятие);к этим мероприятиям относится медикаментозная профилактика в группах; беседы, уроки, обучение; осуществляются с учётом региональных особенностей местности, быта, привычек;индивидуальные профилактические мероприятия проводятся с учётом
|
воспитанием, нравами, привычками, советами врача; специфические методы -- профилактика возникновения и распространения особо опасных инфекционных болезней путём активной и пассивной иммунизации, также применение антибиотиков, бактериофагов; может быть плановой и по эпидемиологическим показаниям.
неспецифические методы -- профилактика возникновения и распространения инфекционных заб-й (острые респираторные, ОРВИ, др). Может быть плановой и профилактической. Цели: 1) устранить непосредственные причины и условия, порождающие заболевания, 2) раннее выявление заболеваний, 3) своевременное лечение и выздоровление. Задачи: с момента рождения и на протяжении всей жизни каждого конкретного человека создать условия, которые предупреждали бы преждевременный износ организма.
Экзаменационный билет№28
Ситуационная задача
Вы –медицинская сестра ФАПа, на приём обратилась мама девочки. Ребенку 6 месяцев, рост 70,6 см, масса 8 кг, окружность грудной клетки 42 см: окружность головы 40 см. Ребенок отличает своих от чужих, берет игрушку из различных положений, поворачивается только со спины на живот, радуется общению со взрослым, улыбается, гулит, хорошо ест из ложечки, пищу снимает губами.
К еде отношение избирательное, активно бодрствует, спит спокойно.
Задания:
1. Оценить физическое развитие. Оценить НПР. Отметить особенности поведения
2. Составить план беседы «Гигиена женщины во время беременности».
3.Рассказать о функциональных обязанностях медицинской сестры прививочного кабинета
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Эталон ответа №28
1. Рост-6 коридор+масса 5 коридор+окружность грудной клетки 3 коридор+окружность головы 1 коридор = 16 макросоматотип; 6-1 – резко дисгармоничное развитие
2. Оценка НПД. До-5 мес.; Др-6 мес.; Ра-3 мес.; Н-6 мес => VI гр НПР II степень; Обратить внимание на один параметр - аппетит, по остальным параметрам поведение обычное.
2. Гигиена беременной женщиныотличается от того, что требует ежедневная женская гигиена. Это связано с тем, что в организме женщины во время беременности происходят значительные изменения, связанные с гормо-нальной перестройкой организма. Кожа, ногти и волосы, а также слизистые оболочки претерпевают существенные изменения. Гигиена во время беременности (уход за телом, ногтями, волосами), соблюдение его в чистоте имеют большое значение для будущей мамы. Соблюдение правил гигиены беременной обуславливают сохранение и укрепление здоровья женщины и будущего малыша, а также подготавливают ее организм к нормальному течению родов, послеродового периода, к лактации и грудному вскармливанию. Эти правила включают основные положения ЗОЖ: полноценный сон, рациональное питание, тщательный уход за телом, правильная одежда и обувь для беременных, зарядка для беременных, умеренная половая жизнь, отказ от вредных привычек и т.д. Кожа является защитным покровом человека и одновременно благодаря расширению и сужению кровеносных сосудов,
в которых заложено большое количество нервных окончании, выполняет функцию дыхания. Через нервные окончания воспринимаются и передаются изменения внешней среды: температуры, различных раздражений и т. п. В результате прилива крови к кожным покровам и потоотделения происходит отдача тепла в окружающую среду. Кроме того, через потовые железы кожи из организма выделяются вредные вещества, что значительно облегчает работу почек. Не реже одного раза в неделю женщине следует мыться теплой водой, лучше всего под душем или обычной бане, но не в парной, где душно и жарко. Не нужно пользоваться ванной, так как загрязненная вода может попасть во влагалище и инфицировать его, особенно она противопоказана женщинам, у которых уже бывали выкидыши, преждевременные роды и кровотечения. Им лучше всего принимать теплый душ. Перед сном полезно обтирать тело водой комнатной температуры. Обтирание холодной водой во время беременности может привести не к укреплению, а, наоборот, к расстройству нервной системы. Оно рекомендуется только тем женщинам, которые до беременности систематически прибегали к этой гигиенической процедуре. Кожатребует соблюдения ее в чистоте, т.к она значительно облегчает работу почек (почки также выполняют выделительную функцию), которые испытывают во время беременности повышенную нагрузку. Важно соблюдать три момента: очищение, питание и защита от внешних влияний. Больше всего загрязняются щели под ногтями, где врачи находят возбудителей заразных заболеваний. Поэтому тщательное, с мыльной пеной мытье рук под текущей струей воды является обязательным: микробы, находящиеся на коже, смываются механически . В гигиенических целях беременной и родильнице раз в неделю нужно брить волосы в подмышечных впадинах и каждое утро обмывать их теплой водой. Такая процедура необходима потому, что в этих местах, тела чаще скапливаются бактерии и грибки, создающие неприятный запах. Попав во время кормления в рот ребенка, они могут вызвать у него заболевание (молочницу),
у матери трещины и мацерацию (размачивание) сосков. Беременные женщины, пренебрегающие советами врача, страдают маститом (грудницей). Для профилактики маститанеобходимо ухаживать за грудными железами и прежде всего за сосками: ежедневно утром и вечером обмывать их теплой кипяченой водой с мылом, быстро вытирать грудь жестким полотенцем и смазывать соски борным вазелином, слегка массируя их. С 5 - 6 месяцев беременности для молочных желез рекомендуются воздушные ванны. Принимают перед сном в течение 10-15мин, лежа в постели. За 2 мес. до родов грудные железы и соски следует ежедневно обтирать 1/4-процентным раствором нашатырного спирта. Для сохранения формы и упругости молочных желез надо пользоваться подобранным по размеру, из тонкой и мягкой материи лифчиком, размеры которого с увеличением грудных желез необходимо своевременно менять.
Соблюдение гигиены беременной женщиныисключительно важно для повышения сопро-тивляемости организма против инфекции. Обилие сальных желез в области вульвы способствует образованию большого количества секрета, который, задерживаясь и разлагаясь, сильно загрязняет наружные половые органы, поскольку во время беременности ткани становятся отечными, сосуды расширяются, и в них легко проникают микробы, способные вызвать различные воспалительные заболевания. Во избежание возможных осложнений рекомендуется обмывать наружные половые органы кипяченой теплой водой несколько раз в день. Движения при обмывании должны быть направлены от лобка к заднему проходу. Спринцеваний или каких-либо влагалищных манипуляций во время беременности делать не следует.
3.Функциональные обязанности медсестры прививочного кабинета.1) Содержание прививочного кабинета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического режима. 2) Проведение вакцинации детей по назначению врачей. 3) Соблюдение правил проведения прививок и правил безопасной иммунизации. 4) В случае необходимости оказание неотложной помощи вакцинированным детям по назначению врача. 5) Ведение учетной документации для регистрации проведенных прививок и использованных вакцин в форме 122/у и в рабочих жур-налах регистрации прививок (с указанием даты, вида прививок, дозы и серии). 6) Передача формы 122/у врачу общей практики для регистрации прививок в форму 063/у; 7) По рекомендации врача оформление требований; получение необходимых вакцин, медикаментов, перевязочных средств и инструментария, обеспечение хранения вакцин и сывороток в прививочном кабинете. 8) Формирование прививочной картотеки из карт форм 063/у на всех детей в возрасте до 14 лет. 9) Своевременное заполнение карт профилактических прививок. 10) Проведение контроля заполнения формы 063/у совместно с участковыми медицинскими сестрами 2 раза в год. 11) Планирование даты прививок согласно календарю прививок на предстоящий период (неделя, месяц, год). 12) Ведение учета охвата прививками за предыдущий месяц на основании сведений, полученных от медсестер участков. 13) Соблюдение правил безопасной утилизации медицинских отходов. 14) Составление отчета о расходе вакцин и представление
в ЦГСЭН.
___________________________________________________
Экзаменационный билет№29
Ситуационная задача
Вы медицинская сестра ФАПа, на приём обратилась мама девочки. Девочке 9 месяцев, рост 70,5см,
масса 7 кг, окружность грудной клетки 47см, окружность головы 44см. Сама садится, сидит, ложится, занимается игрушками подолгу, громко повторяет слоги, знает свое имя, находит по просьбе предметы, хорошо умеет пить из чашки, спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
Аппетит у ребенка избирателен, сон беспокоен, бодрствует активно.
Задания:
1. Оценить физическое развитие. Оценить НПР .Отметить особенности поведения
2. Прокомментировать правила ведения менструального календаря.
3. Дать определение «Ежегодная диспансеризация». Цели углубленного обследования состояния
здоровья при диспансеризации населения.
……………………………………………………………………………………………………………………
Эталон ответа №29
1.Рост – 4 коридор; масса-1 коридор; окружность грудной клетки -4 коридор; окружность головы -3 коридор;
4+1+4+3 = 12 – Мезосоматип; 4-1 =3: резко дисгармоничное развитие
Оценка НПР: До – 8 мес.; Др – 8 мес.; Др – 8 мес.; Рп – 9 мес.; Н – 9 мес. => II гр. НПР II степень; Обратить внимание на аппетит и сон.
2. Правила ведения индивидуального календаря.1)В календаре отмечать каждый день когда наблюдались кровянистые выделения.2)Отмечать начало менструации и все последующие дни.3)Отмечать обильность выделений.4)Отмечать болезненность.5)Вести календарь в течении одного года.
Цель ведения календаря --определить продолжительность менструального цикла, его регулярность, а также различные отклонения от нормы.
3. Ежегодная диспансеризация – активное ежегодное обследование всего населения врачами нескольких специ-
альностей, проведение функциональных, лабораторно-диагностических исследований для оценки состояния различных органов и систем, раннего выявления заболеваний, осуществление необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья.
Цели углубленного обследования состояния здоровья при диспансеризации: 1) раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний; основных факторов риска их развития; 2) проведение необходимых исследований, про