Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком

На индивидуальных занятиях специалистом-дефектологом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личност-но ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддерж­ку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком.

При проведении индивидуальных занятий дефектологу необходимо учитывать состояние родителей. Причиной этого является то, что специалист начинает ра­ботать сразу, не ожидая, пока родители смогут его «услышать» и понять. Диффе­ренцированный подход в процессе коррекционно-педагогической работы вы­глядит следующим образом.

1. Родители растеряны (как правило, это родители, для которых характерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция к предполагае­мой взаимосвязанности).

На первых занятиях они не способны воспринимать объяснения педагога, по­этому специалист-дефектолог работает самостоятельно с ребенком, а маму про­сит фиксировать весь ход занятия. Первоначально от родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия дефектолога и их последователь­ность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т. д. В начале последующих занятий специалист-дефектолог просит показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось и что не получилось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи матери и изменяя характер или вид задания.

2. Родители жалуются либо отрицают все (это родители, для которых характер­ной в построении отношений со своим ребенком является тенденция к речевой взаимосвязанности или взаимосвязанности по типу «молчаливого соприсутствия»). С этими родителями первые занятия строятся несколько иначе. Маме предла­гается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого де-фектологом: например, в катании машины, мяча друг другу, в проведении по­движных игр типа «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Воробьи и кошка», «Сол­нышко и дождик», в прятки с колокольчиком и т. д. При этом активно участвуют все трое: специалист-дефектолог вместе с ребенком (как одно целое) и мама —

напротив (как партнер по игре). Через несколько занятий специалист предлагает поменяться местами (встать маме вместе с малышом). Ребенок находится спиной к взрослому, который, обхватывая малыша руками, держит его руки в своих и выполняет все необходимые движения вместе с ребенком как одно целое.

3. Родители ищут пути решения проблем (это родители, для которых харак­терной в построении отношений со своим ребенком является тенденция к взаи­мосвязанности по типу «влияния и взаимовлияния»).

Они готовы услышать дефектолога, понять его объяснения и выполнять задания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия, предлагая заканчи­вать начатое им упражнение. Далее, объясняя его цель, он предлагает маме самосто­ятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист-дефектолог приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.

Подгрупповые занятия

На завершающем этапе работы с родителями дефектологом проводятся под­групповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист-дефек­толог организовывает подобные занятия лишь после того, как удается сформиро­вать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

Как показали наши исследования и данные анкетирования, родители, воспиты­вающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок со сво­им ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между са­мими взрослыми. Бывает, что родители нормально развивающихся детей недоволь­ны тем, что такой малыш будет играть рядом с их ребенком (недостаток информации о проблемных детях порождает у них страх). Родители малыша с нарушениями пси­хофизического развития боятся, как бы не было конфликтной ситуации между их ребенком и другими детьми, не зная, как выйти из нее или как ее предупредить.

Учитывая все это, мы считаем необходимым проведение подгрупповых заня­тий. Специалист-дефектолог ставит своей целью обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой.

В проведении подгрупповых занятий желательно активное участие психолога (возможно использование игротерапии и др.).

Формы организации занятий с детьми раннего возраста и их близкими взрос­лыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители явля­ются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в послед­нюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями.

Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспита­нии и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на по­воду и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны.

Часть II

СЕМЬЯ РЕБЕНКА

С СОМАТИЧЕСКИМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

О. В. Молоховская

Наши рекомендации