Глава 6. эмоциональные расстройства
В предыдущих главах мы разбирали и анализировали внешние и внутренние факторы, обуславливающие возникновение психических нарушений. Также мы подчеркнули необходимость понимания природы детских проблем и механизма их формирования. Эти вопросы, безусловно, заслуживают тщательного изучения, однако далеко не всегда бывает возможным выявление причины тех или иных психических расстройств, и, более того, в некоторых случаях для составления лечебного курса выяснение причин возникновения нарушения может и не иметь особого значения. Кроме того, нужно признать, что на современном этапе развития знаний в этой области мы пока не в состоянии оказать детям с некоторыми расстройствами реальную эффективную помощь. В этой и следующей за ней главах мы рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся психические расстройства, акцентируя внимание на способах подбора лечебного курса и различных методах лечения.
Как уже отмечалось, у многих нормальных детей встречаются неявные эмоциональные нарушения временного характера, которые попросту составляют часть закономерного процесса развития и не должны вызывать беспокойства. Кроме того, существуют некоторые явления в нормальном развитии ребенка, которые кажутся похожими на психические расстройства. Например, для двухлетних детей нормальным является проявление беспокойства из-за разлуки с матерью, а боязнь темноты и животных свойственны большинству дошкольников. Нередко с маленькими детьми случаются приступы раздражительности и плохого настроения, а некоторые формы их поведения можно принять за навязчивые идеи и ритуалы. Например, в играх дети могут специально стараться не наступать на трещины тротуара или придумывают дотрагиваться до каждого второго дерева, или поднимать палочки прежде, чем мимо них успеет пройти какой-то человек. В этом поведении существует элемент, похожий на действие с целью предотвращения несчастного случая, который характерен для состояний болезненной навязчивости. Но это сходство чисто внешнее. В отличие от соответствующих симптомов психического расстройства такие «ритуальные» действия не воспринимаются как навязчивые или вынужденные, и ребенок не сопротивляется их выполнению. Это поведение возникает в качестве составляющей игры ребенка, а вовсе не как следствие неприспособленности к ситуации тревоги.
Эмоциональные расстройства отличаются от этих форм поведения, с одной стороны, тем, что они представляют собой отклонение от нормы (принципы оценки подобных отклонений описаны в главе 1), а с другой стороны, тем, что приводят к возникновению нарушений социальных контактов ребенка. Эмоциональные расстройства имеют много общего с неврозами взрослых, однако между ними существует целый ряд отличий.
В то время как неврозы взрослых гораздо чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, в детском возрасте эмоциональные расстройства приблизительно с одинаковой частотой встречаются как у мальчиков, так и у девочек. Частота эмоциональных расстройств среди девочек незначительно превышает их частоту среди мальчиков, и только в подростковый период их соотношение приближается к соотношению подобных расстройств у взрослых. Кроме этого, можно выделить некоторые любопытные моменты, касающиеся изменения специфики эмоциональных расстройств в зависимости от возраста. Причины этих изменений на современном этапе изучены не до конца. Например, фобии животных (боязнь собак, кошек и т. д.) практически всегда возникают в раннем детстве. Агорафобия (страх открытого пространства) — напротив, редкость среди детей. Социальные фобии (например, страх перед общением) чаще всего развиваются во время переходного возраста, но не на его начальных этапах. Несмотря на то, что детям бывают свойственны состояния одиночества, тоски и сильных переживаний, до наступления переходного возраста у них редко бывают депрессии в той форме, в которой они проявляются у взрослых. До пубертата случаи суицида также чрезвычайно редки, и соответствующие попытки значительно реже встречаются среди детей, чем среди взрослых.
Очень немногие дети с эмоциональными расстройствами, повзрослев, не могут избавиться от них, — подобные случаи отнюдь не являются закономерностью. В целом прогноз развития детей с эмоциональными расстройствами хороший, и в большинстве случаев он лучше, чем прогноз в отношении взрослых, страдающих неврозами. Но в тех немногих случаях, когда расстройство переходит и во взрослое состояние человека, оно, как правило, носит невротический или депрессивный характер.
Психическая уязвимость ребенка всегда обусловлена факторами наследственности, но у детей с особо тяжелыми случаями они играют решающую роль. Давление окружающей среды также часто является причиной эмоциональных расстройств. Универсального определения того типа отношений в семье и тех жизненных обстоятельств, которые приводят к неврозам и депрессиям, не существует, но, по всей видимости, в некоторых случаях особенно значимыми факторами являются жесткие ограничения и гиперопека, и, как уже обсуждалось в главе 4, другие влияния семьи на ребенка также могут способствовать появлению у него подобных нарушений. Причиной тяжелых эмоциональных расстройств может быть и плохая успеваемость в школе, но прямой связи с задержкой развития навыков чтения, в отличие от отклоняющегося поведения, при этом нет.