Взаимоотношения с группой сверстников
Важность особенностей отношений ребенка с другими детьми определяется следующими факторами: во-первых, регулярное нарушение таких отношений является не всегда прямым, но явным показателем каких-то психических аномалий, и, во-вторых, по мере взросления ребенка группа сверстников начинает оказывать все возрастающее влияние на его поведение и установки (30). Хотя количество социальных контактов ребенка зависит от его темперамента, большинство детей активно стремятся заводить дружеские отношения со сверстниками. При этом для присоединения к группе они берут на вооружение такое средство, как подражание формам поведения, принятым в данной компании.
Когда младший школьник знакомится с новой группой детей, он какое-то время наблюдает за ней, стараясь вникнуть в принятые в ней нормы общения, а потом пытается вступить в первые контакты с членами этой группы, подражая словам, действиям и жестам наиболее активных ребят.
Популярность ребенка в группе сверстников связана с рядом его индивидуальных особенностей, таких, как уровень интеллекта, приятный внешний вид, живость в общении и способность к установлению дружеских отношений. Она также может определяться и тем, насколько успешен данный ребенок в наиболее значимых для членов этой группы видах деятельности, поэтому спортивные достижения и физическая подготовка способствуют развитию популярности среди мальчиков. Следовательно, для того, чтобы успешнее вписаться в состав привлекательной для ребенка группы, ему необходимо приобрести навыки наиболее уважаемых в этой группе видов деятельности (независимо от того, о каких навыках идет речь: овладение гитарой, умение играть в футбол, танцевать, рассказывать смешные истории или делать что-то еще).
Однако помимо этого существуют еще и особые навыки социального поведения. Дети должны уметь с приятием относится к другим детям, принимать их в свою компанию, понимать их потребности, чувства и вообще вести себя так, чтобы укреплять между собой дружеские отношения. Иными словами, важны не только личные качества, но и навыки межличностного общения. Это особенно имеет отношение к более старшим детям, среди которых наибольшей популярностью обладают наиболее отзывчивые ребята.
Часто лидерство в группе обуславливается способностью планировать и инициировать интересные формы совместной деятельности, а также максимально использовать актуальную ситуацию. Лидеры не только остро ощущают существующие в группе отношения, но и способны выразить еще не сформулированные потребности группы, поэтому, выдвигая новые стили поведения, лидеры идут чуть впереди остальных детей.
Социально изолированные или отвергаемые сверстниками дети гораздо чаще имеют некие проблемы психологической природы. Социометрические исследования (в которых дети называли тех, с кем им больше или меньше всего хотелось бы играть, сидеть, работать и т. д.) показывают, что дети с эмоциональными или поведенческими нарушениями гораздо реже избираются другими детьми и значительно чаще отвергаются ими. Это указывает на двустороннюю зависимость: из-за психических нарушений ребенок оказывается непопулярным, а образующаяся в результате этого изоляция может способствовать усугублению психических нарушений, так образуется порочный круг.
Непопулярность и социальная отверженность ребенка могут выступить в роли первичных признаков отклоняющегося поведения и психических нарушений, которые проявятся много лет спустя. Как уже указывалось, Роф обнаружил, что социально изолированные или отвергаемые другими детьми третьеклассники американских школ значительно чаще становились делинквентами шесть лет спустя (143). Более длительные лонгитюдные исследования также показали связь социального отвержения, имеющего место в детстве, с психическими нарушениями во взрослости.
Дружеские отношения основаны не только на личных качествах детей. В какой-то мере они зависят от их возможностей общения и от поведения взрослых. Например, дошкольники, живущие в лагере, чаще дружат со своими соседями по домику (30).
Те же механизмы во многом определяют отношения одноклассников — симпатии часто возникают между детьми, которые сидят за одной партой, а за пределами школы отношения дружбы обычно связывают детей, живущих неподалеку друг от друга.
Говоря о школе, мы обратили внимание на то, что принятие ребенка группой сверстников происходит легче, если группа, членом которой он состоит, имеет общую для всех цель или стремится к совместному достижению какого-то результата. Экспериментальные исследования также показали, что одобряемый учителями ребенок может приобрести в классе популярность. Например, Фландерс и Хавумаки (56) показали, что, когда учителя в ходе групповой дискуссии хвалили только тех учащихся, которые сидели на стульях с нечетными номерами, у этих учащихся впоследствии повышались социометрические рейтинги.
Все эти данные означают, что родители и учителя в какой-то мере могут влиять на развитие дружеских отношений ребенка, выбирая, где ему жить, в какой школе учиться, определяя характер структурной и социальной организации внутри школы, а также по-разному строя свое поведение в отношении к разным детям. Это обстоятельство имеет определенную практическую ценность, поскольку поведение ребенка и его установки подвержены сильному влиянию группы сверстников. Хорошо известно, насколько дети конформны в отношении к увлечениям и моде, поп-музыке, манере говорить и т. д. Существуют и экспериментальные доказательства этого феномена. Так, когда детей (в ситуации группового исследования) просили оценить длину набора черных линий, они, как правило, придерживались оценки, даваемой большинством (10). Влиятельная сила группы была продемонстрирована особенно ярко, когда другие дети по просьбе экспериментатора умышленно неправильно оценивали длину линий. В этой ситуации дети, правильно оценившие длину линий при индивидуальном тестировании, позже в группе склонялись к неверным оценкам. Маленькие дети более конформны, девочки более внушаемы, чем мальчики, дети с низким статусом в группе чаще присоединяются к ее мнению, чем дети с более высоким статусом. Различия темперамента также влияют на конформность.
Остается неясным, в какой мере отклоняющееся поведение детей связано с их контактами с делинквентными сверстниками. Социолог Сазерленд впервые высказал предположение, что нарушения в поведении могут формироваться под влиянием других людей и что вероятность перевоплощения того или иного человека в правонарушителя напрямую зависит от частоты и регулярности его контактов с делинквентными индивидами (42). Безусловно, в гипотезе Сазерленда есть определенный смысл, к тому же его идея весьма популярна. Однако до сих пор исследователям не удалось показать, насколько различные связи между людьми влияют на формирование преступного поведения и других форм отклонений или нарушений поведения.
Консультанту необходимо учитывать особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками, так как это один из индикаторов его социального и психологического развития; также важно обращать внимание на проблемы социально изолированных детей и определять, как ценности, принятые в группе сверстников, повлияли на формирование поведения ребенка.
Нередко консультанту в обязательном порядке приходится определять те ситуации, когда может потребоваться его воздействие на взаимоотношения в группе сверстников и когда дети нуждаются в конкретной помощи для приобретения социальных навыков. Майкл Эргайл (2), отстаивая концепцию важности социальных навыков, наряду с другими авторами провел исследования, результаты которых подтвердили психотерапевтическую ценность социальных тренингов для лиц с определенными психическими нарушениями. В приведенном выше случае Чарльза целью психотерапии была коррекция его отношений со сверстниками, а в случае с Грехемом проводилась специальная работа, направленная на обучение его навыкам социального поведения.
Грехем, молодой человек в возрасте 20 лет, впервые был направлен на консультацию много лет назад в связи с детским аутизмом. В детстве у него имели место задержка речевого развития и нарушения формирования эмоциональной привязанности, а также ряд странностей и ритуальных форм поведения.
Постепенно все эти расстройства сошли на нет, и состояние Грехема медленно и непрерывно улучшалось. Речь его приобрела беглость, он избавился от многих странностей и научился входить в дружеские контакты. У него был нормальный интеллект, он своевременно пошел в школу и на некоторых экзаменах получил высшие оценки.
Однако в старшем подростковом возрасте он стал испытывать значительные трудности в общении. Ему хотелось иметь друзей, но общаться с ними ему было сложно, поскольку он без конца приставал ко всем с вопросами интимного характера, не слушал, что ему говорили, и вечно рассказывал всем о своих навязчивых мыслях (например, об идеях по поводу автобусного расписания). Он был суетлив и беспокоен, имел вычурные манеры и нередко внезапно менял тему разговора, начиная говорить о том, что вдруг приходило ему в голову, но никак не было связано с контекстом беседы, или отвлекался на что-то постороннее. Он осознавал, что испытывает трудности в общении, но не знал, как их преодолеть, несмотря на то что неоднократно обсуждал их с психологом.
Один из специалистов по коррекции социального поведения провел с Грехемом курс психотерапии. Прежде всего в процессе беседы с ним был определен круг конкретных форм нарушения его социального поведения, затем была записана на видеомагнитофон встреча Грехема с молодой женщиной-психологом, которую раньше он никогда не видел. Грехему предложили вести себя с ней так, будто они повстречались на вечеринке. Таким образом были зафиксированы некоторые странности его социального поведения. Затем ему показали видеозапись и попросили указать на те аспекты собственного поведения, которые, по его мнению, нуждались в коррекции. Самостоятельно ему не удалось выделить наиболее существенные нарушения своего поведения, однако он смог это сделать с помощью консультанта.
Используя метод ролевой игры и видеозаписи, Грехема научили смотреть в глаза собеседникам при общении; выслушивать то, что ему говорят, прежде чем отвечать; меньше говорить о себе и своих проблемах; избегать стереотипов в разговоре.
В данном случае усилия психотерапевта были сосредоточены на том, чтобы Грехем самостоятельно увидел и понял, что мешает его общению с другими. Обучение необходимым элементам социального поведения проводилось поэтапно. Эта психо-коррекционная программа позволила значительно улучшить стиль его общения с людьми, хотя он продолжал оставаться довольно неловким и временами возвращался к прежнему поведению. С социальной точки зрения Грехем стал гораздо более приемлемым, и это сыграло положительную роль при его устройстве на постоянную работу.
Проведение систематической оценки места подобных методов социального научения в системе коррекции психических расстройств у детей, подростков и взрослых еще предстоит. Однако, по всей вероятности, дальнейшее развитие этой области будет иметь большую ценность для решения целого круга проблем.