Организация стоматологической помощи.

В настоящее время амбулаторную стоматологическую помощь в стране оказывают следующие учреждения:

специализированные стоматологические поликлиники:

стоматологические отделения в общемедицинских учреждениях:

стоматологические кабинеты;

негосударственные стоматологические поликлиники, отделения и кабинеты.

Стоматологические поликлиники — лечебные учреждения, приспособленные для оказания всех видов стоматологической помощи, кроме стационарной хирургической помощи.

терапевтическое отделение — лечение кариеса и его осложнений, некариозных поражений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта, а также нейростоматологических заболеваний;

ортопедическое отделение - все виды протезирования, лечение заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, нередко ортодонтическая помощь;

хирургическое отделение — хирургическое лечение стоматологических заболеваний;

детское отделение — оказание комплексной стоматологической помощи детям;

ортодонтическое отделение — лечение аномалий прикуса и положения отдельных зубов, чаще всего является структурной единицей детского отделения;

отделение гигиены и профилактики — обучение гигиене полости рта и проведение профилактических мероприятий

Стоматологические кабинеты — структурная единица отделения, ограниченная одним помещением, иногда самостоятельное лечебное учреждение.

Оказание помощи согласно своему профилю.

холл для ожидания — здесь пациенты ожидают приема;

регистратура — здесь встречают пациентов и распределяют их по отделениям, назначают на прием к врачу. Здесь же хранятся истории болезни пациентов;

смотровой кабинет — здесь производится осмотр полости рта пациента, определение, в каком стоматологическом пособии он нуждается;

рентген-кабинет — здесь производится рентгенологическая диагностика стоматологических заболеваний;

физиотерапевтический кабинет — здесь осуществляется лечение с помощью физиопроцедур (электрофорез, лазер и др.;

зуботехническая (зубопротезная) лаборатория — изготовление протезов и ортодонтических аппаратов.

Выездные стоматологические бригады — бригады специалистов, оснащенные передвижным оборудованием. Оказывают помощь населению по месту жительства.

5. Медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997].

С философских позиций врачебная этика включает:



  1. общие вопросы поведения врача;
  2. нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе;
  3. взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности.

У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива.

Общие обязанности врачей:

Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.

Врач должен не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.

Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.

Врач должен быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.

С нормами медицинской этики не совместимы:

  1. Самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодексом национальной медицинской ассоциации.
  2. Выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.
  3. Врач должен уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.
  4. Врач должен лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние.
  5. Врач должен быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы.
  6. Врач должен утверждать лишь то, что проверено им лично.

Обязанности врача по отношению к больному:

Врач должен постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни.

  1. Врач должен обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.
  2. Врач должен хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента.
  3. Врач должен всегда оказать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможностях других лиц сделать все необходимое.

Обязанности врачей по отношению друг к другу:

  1. Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему. Врач должен не переманивать пациентов у своих коллег.
  2. Врач должен соблюдать принципы «Женевской Декларации», одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Эргономика – это наука, которая занимается изучением зависимости между человеком и его окружением во время работы. Название происходит от сочетания двух наук: эргология – науки о труде и его влияния на исполнителя, и экономики – науки, изучающей эффекты труда.

Работа стоматолога как никакого другого представителя медицинских специальностей связана с необходимостью длительного совершения тонких манипуляций. При этом торс врача и практически весь пояс верхних конечностей должен быть прочно фиксирован, а кисть при этом должна выполнять точные манипуляции. Ранее при лечении больных в вертикально поднятом кресле более чем у половины врачей встречалась патология плечевого и/или локтевого суставов. В настоящее время на первое место в структуре профессиональных заболеваний стоматологов вышел остеохондроз шейного, грудного

и поясничного отделов позвоночного столба. Ситуация со спектром, распространенностью и выраженностью профессиональной патологии среди наших коллег постепенно изменяется в благоприятном направлении. Не в последнюю очередь это происходит из-за внедрения в практику достижений эргономики — науки об организации рабочего места, о проектировании инструментов и оборудования для безопасного, удобного и эффективного использования человеком. Достижения эргономики затрагивают буквально все предметы, которые стоматолог использует в работе, — осветительные приборы, наконечники, защитные очки и т. п., однако, пожалуй, наибольшее влияние на здоровье врача оказывают его стул, кресло пациента и их взаимное расположение. Стул врача — место, на котором он проводит большую часть своего рабочего времени. От правильной регулировки высоты стула зависят нормальное кровоснабжение ног, бедер и ступней, степень и характер искривления позвоночника. Оптимизируя наклон спинки стула и ее положение, можно минимизировать напряжение в спине, плечевом и локтевом суставах. Напоминаем, что в «нейтральной позе» плечи должны располагаться перпендикулярно длинной оси тела, а предплечья должны иметь горизонтальное направление. В связи с этим каждый врач, используя стул, должен корректировать его положение так, чтобы последний соответствовал антропометрическим характеристикам его тела. Хороший стул, с учетом пожеланий эргономики, должен иметь следующие характеристики

Пять опор для стабильности и колесики для легкого перемещения по полу. В связи с этим диапазон высоты сиденья должен составлять от 34 до 51 см, что позволяет приспособить его как для высоких, так и для низкорослых врачей. Высота сиденья должна легко изменяться. Материал, из которого изготовлено сиденье, должен пропускать воздух (лучше ткань, а не винил). Передний край сиденья должен быть закругленным. Сиденье не должно быть слишком плотно набито наполнителем: в этом случае требуются дополнительные усилия для балансировки. Длина сиденья должна позволять плотно касаться спиной спинки стула, при этом колени не должны упираться в край сиденья (длина сиденья в 38–40 см соответствует антропометрическим данным большинства врачей). Спинка стула должна перемещаться и в вертикальном, и в горизонтальном направлениях, так чтобы можно было коснуться к ней поясничной областью спины для комфортной посадки. Угол между сиденьем и спинкой стула должен составлять от 85 до 100º. Не менее важную роль с точки зрения эргономики играет положение пациента относительно врача-стоматолога. Во время работы стоматолог должен иметь возможность получить доступ к полости рта пациента и зубам без излишнего изгибания и вытягивания позвоночника. Кроме того, настоятельно не рекомендуется поднимать локти выше уровня талии. Самой типичной ошибкой, допускаемой врачами во время лечения, является слишком высокое расположение пациента относительно врача. Для того чтобы достичь состояния нейтральной позиции (наиболее эффективной с точки зрения эргономики), необходимо перед началом лечения соблюдать следующий алгоритм:

  1. Отрегулировать высоту стула так, чтобы бедра были расположены горизонтально, а стопа опиралась на пятку.
  2. Опустить кресло пациента так, чтобы кончик его носа оказался не ниже уровня талии стоматолога. В то время, когда пальцы врача касаются зубов в области лечения, угол между плечом и предплечьем должен составлять 90°.
  3. Нельзя помещать ноги под спинку кресла пациента: в этом положении он будет располагаться слишком высоко, и врач вынужден будет высоко поднимать руки, совершая манипуляции во рту.
  4. Лучше поместить ноги под подголовником кресла пациента.
  5. Стоматолог улучшает обзор, когда пациент находится в более низком положении. При этом, если у врача имеется какая-либо степень выраженности миопии, гораздо эффективнее приобрести очки для работы, чем целый день находиться в неудобном положении.
  6. Еще одним важнейшим компонентом в предотвращении усталости и производственных заболеваний является правильное положение оборудования относительно стоматолога. При работе чрезвычайно важно, чтобы врач не наклонялся или тянулся, чтобы получить доступ к инструментам или оборудованию. При этом следует учитывать, что эргономические принципы несколько различаются при лечении зубов верхней и нижней челюсти.
  7. Эргономическое положение оборудования для лечения зубов нижней челюсти, прежде всего, включает в себя расположение светильника, выдвижного столика для инструментов и кресла пациента.
  8. Светильник при лечении зубов нижней челюсти должен быть помещен непосредственно над головой пациента. Свет направляется по возможности далеко от пациента, в то же время оставаясь в пределах легкой досягаемости для стоматолога.
  9. В этом положении лучи будут падать вниз в рот пациента.
  10. Выдвижной столик должен располагаться настолько низко, насколько это возможно для того, чтобы врач мог легко рассмотреть инструменты, лежащие на нем. Инструменты должны находиться в пределах легкой досягаемости.
  11. Как мы уже говорили выше, положение кресла должно обеспечивать горизонтальный уровень предплечий врача, когда его пальцы опираются на зубы нижней челюсти.

Эргономическое положение оборудования для лечения зубов

  1. верхней челюсти, в отличие от описанного выше, заключается в изменении расположения светильника и кресла пациента.
  2. Светильник в этом случае располагается над грудью пациента. Поток света должен попадать в рот пациента под углом. Свет направлен по возможности далеко от пациента, в то же время оставаясь в пределах легкой досягаемости для стоматолога.
  3. Когда манипуляции переходят с нижней челюсти к верхней, оправданно опускание всего кресла пациента (а не только его спинки) до уровня локтя врача: тогда предплечья стоматолога расположатся горизонтально, а пальцы будут опираться на зубы
  4. верхней челюсти — это нейтральная поза.

Подводя итоги, можно повторить основные положения принятия стоматологом наиболее эргономичной позы.

Стул врача должен быть отрегулирован с учетом антропометрических данных. Бедра должны быть параллельны полу, стопы — оставаться на полу, опираясь на пятки. Ноги врача и основание стула должны образовать треногу, подобно опорам трехногого табурета. Это создает очень устойчивую позицию для работы. До тех пор пока стоматолог не привыкнет автоматически принимать при работе нейтральную позицию, нужно перед приемом каждого больного проводить тест на ее соблюдение: при сложенных поперек талии руках кончик носа пациента должен располагаться ниже уровня локтей врача. В этом положении врач может работать во рту, не напрягая мышц плечей и предплечий. При подобном положении врача ему не придется поднимать локти выше уровня талии, работая во рту пациента. Предплечья должны располагаться горизонтально или быть немного приподняты. Угол, сформированный между плечом и предплечьем, должен составлять немногим меньше 90º. В этом положении мышцы способны хорошо управлять движениями запястья и пальцев. Надплечья должны располагаться горизонтально, а не принимать приподнятое положение. Выдвижной столик для инструментов должен находиться несколько выше тела пациента. Чем ниже уровень столика, тем легче врачу видеть инструменты, лежащие на нем. Светильник должен располагаться по возможности далеко от лица пациента, но при этом быть в пределах легкой досягаемости для врача.

Тестовый контроль

  1. структурная единица стоматологической клиники или поликлиники, приспособленная для оказания стоматологической помощи своего профиля:

a) Стоматологическая поликлиника

b) Стоматологический пункт

c) Стоматологическое отделение

d) Стоматологический кабинет

  1. Могут ли размещаться лечебные учреждении в типовых помещениях?

a) Да

b) Нет

c) иногда

  1. каким должно быть расстояние между стоматологическими установками в кабинете?

a) 2 м

b) 1 м

c) 1,5 м

  1. Низкоскоростные моторы обеспечивают скорость вращения роторного инструмента:

a) 10000- 10000 об/мин

b) 10000-30000 об/мин

c) 100000-500000 об/мин

  1. Компрессор поддерживает в ресивере давление

a) 8-10 атм

b) 10-12атм

c) 4-6 атм

d) 5-9атм

  1. Комплексная научная дисциплина, изучающая функциональное состояние возможностей человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий, называется:

a) Экономика

b) Эргономика

c) Социология

  1. Дайте определение термину «пропедевтика»______________________________________________________
  2. Центральное водяное отопление, температура нагревательных приборов которого не должна превышать:

a) 50º

b) 60º

c) 70º

d) 80º

  1. Система кондиционирования должна обеспечивать температуру в помещении не выше:

a) 15º

b) 22º

c) 25º

d) 30º

  1. Скорость высокоскоростного роторного инструмента:

a) 300000-500000об/мин

b) 10000-30000 об/минг

c) 100000-300000 об/мин

Литература:

· Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.

· Гаража Н.Н. Зубные болезни. Ставрополь, 1997.

· Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. “ Фантомный курс по терапевтической стоматологии” М. 1996.

· Максимовский Ю.М. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2002.

· Методическое пособие кафедры «Эргономика в стоматологии», 1999.

· Садовский В.В. Стоматология в «4» руки. М. Стоматология, 1999.

Шмигирилов В.М. Стоматологические установки. М. Человек, 2002.

Занятие № 3

Тема: оснащение стоматологического кабинета. Стоматологические установки. Турбина, микромотор, наконечники. Режущие, абразивные инструменты, их назначение. Средства изоляции от слюны.

Контрольные вопросы:

1. Оснащение кабинета

2. Устройство стоматологической установки

3. Виды установок

4. Блок врача

5. Блок ассистента

6. Кресло пациента

7. Угловой наконечник

8. Турбинный наконечник

9. Боры для наконечников

10. Уход за наконечниками

11. Режущие и абразивные инструменты

12. Средства изоляции слюны

Краткое изложение темы

Оснащение кабинета

Оснащение кабинета
Освещение: естественное (окно)   искусственное общее местное   Площадь окна не менее 25% от площади пола, верхний край окна на 30 см ниже потолка.     Люминесцентные лампы, Светильник на установке.
Вентиляция: Естественная   Принудительная   Окна имеют открывающиеся форточки или фрамуги. Приточно-вытяжная вентиляция.
3. Водоснабжение Централизованное горячее и холодное водоснабжение.
4. канализация Централизованная
5. Температура воздуха 20-24 °С
Гигиенические нормы
1. Площадь кабинета 14 м2 на одно рабочее место стоматолога, на каждое дополнительное место – 7 м2, если установка пневматическая – 10 м2.
2. Высота кабинета Не менее 3,3 м.
Отделка кабинета Стены     Потолки Полы   Облицовочные материалы, подвергающиеся влажной уборке с дез.растворами (масляная краска, кафель). Светлые тона. Побелка. Линолеум без швов, с захлестом на стены на 8-10 см (при работе с амальгамой).

2. Стоматологическая установка предназначена для размещения пациента и создания для врача наиболее эргономичных условий труда. Она состоит:

1. кресло пациента

2. пульт врача

3. пульт ассистента

4. педаль управления для врача

5. плевательница

6. светильник

7. блок подключения

8. стул врача и ассистента

9. компрессор

10. система вакуумного отсоса

3.Виды установок :

  1. Эконом-класс
  2. Бизнес-класс
  3. Элит-класс

Кресло пациента (стоматологическое).

Грузоподъемность не менее 150 кг. Для предотвращения поломки, если пациент слишком грузный.

Высота посадки пациента колеблется от 350 до 480 мм.

Высота рабочего положения определяет возможность принимать пациентов в положении “лежа” и “в 4 руки”. Привод механизма кресла м. б. гидравлический (более плавный и менее шумный), механический (более надежен в эксплуатации, т. к. исключена протечка масла).

Подголовник – обеспечивает врачу наиболее удобное положение головы пациента при лечении. Распространены подголовники с 2 степенями свободы:

  1. высота выдвижения
  2. поворот для запрокидывания головы

Управление креслом расположено на спинке кресла или пульте врача, ассистента.

4. Блок врача – расположены основные элементы управления. Держатели наконечников.

Размещение держателей наконечников м. б.

а) рукава сверху; преимущества:

1. исключено падение наконечника на пол;

2.наконечник располагается головкой вниз, что предохраняет электрические микромоторы от попадания масла;

3. рычаг оказывает меньше весовое воздействие на руку врача.

б) рукава снизу; преимущества:

1. рукав более длинный

2. нет обратного натяжения наконечника

5. Блок ассистента – предназначен для размещения вспомогательных элементов установки:

1. Слюноотсос – вакуумная система для удаления жидкости из полости рта в процессе работы;

2. Пылесос – вакуумная система, предназначена для удаления водяного тумана, возникающего при работе наконечника с охлаждающим спреем.

3. Водно-воздушный пистолет для обмывания операционного поля.

4. Лампы для отверждения

Педаль управления для врача – обеспечивает эргономический режим работы врача; с ее помощью включается турбинный, микромоторный и другие наконечники.

Плевательница – соединяет стоматологическую установку с системой канализации и служит для эвакуации отходов, появляющихся в процессе лечения.

Осветительный прибор – служит для освещения операционной зоны во время манипуляций.

Стул врача и ассистента – должен обеспечивать эргономическую посадку врача и возможность продолжительной работы. Стул должен свободно перемещаться, а поворот спинки обеспечивает оптимальное положение корпуса врача.

Наконечники.

I. Наконечники, устанавливаемые непосредственно на рукава установки:

а) турбинные наконечники

V вращения до 400. 000 об/мин.

б) микромоторные наконечники

в) наконечники для снятия зубных отложений – скалеры (воздушные или пьезоэлектрич.)

А) Турбинные наконечники – главная их особенность: высокая V вращения, что влияет на его долговечность. Чувствительными элементами турбинного наконечника является:

подшибники ротора

узлы крепления бора

каналы спрея

подсветка

Б) Микромоторные наконечники:

- щеточный электрический микромотор,

- бесщеточный электрический микромотор,

- воздушный микромотор

Свойства микромоторных наконечников:

“+” 1. диапазон V от 1000 до 40. 000 об/мин.

2. сила резания

3. точная регулировка V

“-“ 1. высокая стоимость

2. необходим прерывистый режим работы

Микромоторный наконечник устанавливается на микромотор и приводится им в действие. В наконечнике может происходить преобразование V и вида движения и передача измененного движения на рабочий инструмент.

Преобразование вида движения.

1. Вращение передается без изменения

2. Вращение передается в циклически-повторяющиеся движения:

а) возвратно-поступательные (эндодонтические наконечники),

б)поворотные-колебательные движения на некоторый угол (эндодонт.наконечники),

в)совместные-возвратные и поворотные-колебательные движения (эндодонт. наконечники),

г)вибрационные-колебательные движения (эндодонтический наконечник).

Наши рекомендации