Работа с интерактивной доской
· Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:
· в 1-4 классах не должна превышать 5 минут;
· в 5-11 классах — 10 минут.
· Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:
· в 1-2 классах составляет не более 25 минут;
· 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года.
Рекомендуемая литература
1. Агаджанян Н.А. Физиология человека: учебное пособие / Агаджанян Н.А., Циркин В.И;- Н. Новгород: НГМА, 2005.- 479с.
2. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология / Антонова В.А. - Москва: Высшее образование, 2006. -192 с.
3. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков /Антропова М.В. – Москва: Медицина, 1992.- 215с.
4. Айзман, Р.И. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учеб. пособие для ст-тов пед. высш. и сред. спец. учеб. заведений / Р. И. Айзман ; В.М. Ширшова; Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Сибирское университ. изд-во, 2002. –136с
5. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации / Аршавский И.А. //Возрастная физиология: учебное пособие. - Ленинград, 1975.- с 107-127.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416с.
7. Безруких, М.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: учеб. посо- бие / М.М. Безруких. – 4-е изд. – М.: Академия ИЦ, 2009.
8. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб.-метод. пособие Воронеж. гос. ун-т ; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж : ВГУ, 2005. – 39 с.
9. Возрастная физиология и гигиена: Учебное пособие /Я. Ф. Комяк. – Минск: БГПУ., 2017. – 261 с.
10. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методическое пособие для студентов I курса факультета педагогики и психологии МГПИ им. Н.К. Крупской / сост. В. П. Частий. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006. – 47 с.
11. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2013. - 431 c.
12. Гигиена: Учебник / Под ред. Г.И.Румянцева. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - 608 с.
13. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 527 c.
14. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академического бакалавриата / А.О. Дробинская. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 546 c.
15. Ильин, Е. П. Психофизиология [Текст]/ Е. П. Ильин. С-П.: изд-во ПИТЕР, 2005.- 416 с.
16. Каменская, В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. - СПб.: Питер, 2013. - 272 c.
17. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология / Н.А. Красноперова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 214 c.
18. Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя / В.И. Кирпичев. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 144с.
19. Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена подростка: учеб пособие для вузов / В.И. Кирпичев. – М.: Академия ИЦ, 2008.
20. Комяк, Я.Ф. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / Комяк Я.Ф. - Минск: БГПУ, 2013.- 287с.
21. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учеб. пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. – Новосибирск: Сиб. унив.изд-во, 2010.- 398 с.
22. Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. т.2 опорно-двигательная и висцеральные системы: Учебник для СПО / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 373 c.
23. Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. т.1 организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник для СПО / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c.
24. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие / Е.Н. Назарова. – 1-е изд. – М.: Академия ИЦ, 2008.
25. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для ст-тов дефект. фак-тов высш. пед. учеб. завед. / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. - М.: Академия, 2000. - 376с.
26. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для ст-тов высш. пед. учеб. завед. / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - М.: Академия, 2000. - 456с.: 8 л. ил. - (Высш. образ.).
27. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков: учебник для пед. вузов / Ю.И. Савченков.-М.: Владос, 2013.
28. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В.М. Смирнов, С.М. Будымина. – М.: ИЦ «Академия», 2007.
29. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Советский спорт, 2012. - 620 c.
30. Сычев, В.С. Основы физиологии человека (Избранные главы): учебное пособие для вузов / В.С. Сычев. – Липецк, 2009.
31. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена : учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М. : Просвещение, 1990. – 239 с.
3.8. Физиологическое действие витаминов
Вещества, которые способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность, называются витаминами.
Витамины в организме играют важную физиологическую роль. Они превращаются в коферменты, т. е. вещества, без присутствия которых не могут функционировать ферменты. Таким образом, наличие витаминов в организме – обязательное условие его нормальной жизнедеятельности. Среди витаминов есть вещества белковой природы, однако часть их обладает иной химической структурой. Большинство витаминов образуется в растениях. Вместе с растительной пищей они попадают в организм животных и человека.
Пониженное содержание витаминов в пище приводит к гиповитаминозу, а полное отсутствие их – к авитаминозу.
Авитаминозу у детей обычно предшествует гиповитаминоз, сопровождающийся головными болями, появлением раздражительности, апатией, ухудшением аппетита, снижением работоспособности, замедлением роста.
Первое предположение о том, что в растительных продуктах содержатся вещества, предохраняющие от цинги, было высказано в 1820 г. русским военно-морским врачом П.Вишневским. В 1880 г. русский врач Н.И.Лунин сделал открытие, что в натуральной пище, помимо питательных веществ, содержатся еще какие-то вещества, имеющие жизненно важное значение.
Но только через 30 лет после открытия Н.И. Лунина, в 1911 г., польский врач Казимир Функ получил из рисовых отрубей кристаллическое вещество, которому дал название витамин (вита – жизнь, мин – остаток аммиака). В настоящее время известно около 50 витаминов. Их принято делить на 2 группы – растворимые в жирах (липовитамины) и растворимые в воде (гидровитамины).