Модуль i. «психология, педагогика» (1 курс)

МОДУЛЬ I. «ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА» (1 КУРС)

Содержание тем раздела

Раздел 1. Психолого-педагогические основы медицинского образования

Тема 1.1. Психология и педагогика в высшем медицинском образовании, грани взаимодействия педагогики, психологии и медицины.

Основные рассматриваемые вопросы:

1. Педагогика и психология как научные отрасли знания.

2. Объект, педагогической науки - образование (медицинское образование),

предмет – система отношений субъектов деятельности.

3.Основные понятия образования.

Цели высшего медицинского образования

Система медицинского образования.

4. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии.

5. Педагогическая наука в высшем медицинском профессиональном образовании.

6. Основные функции (задачи) педагогической науки.

Основные понятия:

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими людьми, с самим собой, окружающим его миром в целом.

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 1. Этапы развития психологии

Предмет психологии – психика человека.

Психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Таблица 1

Психические явления человека

Блоки Название блока Составляющие блока
I Психические процессы Познавательные процессы, чувства, воля
II Психические состояния Состояния бодрости, подавленности, усталости, работоспособности и др.
III Психические свойства Темперамент, характер, способности
IV Психические образования Знания, умения, навыки, привычки

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 2. Основные задачи психологии как науки

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 3. Структура психологических наук

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 4. Функции психики

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Сознание – отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Таблица 2

Структура сознания

Элементы структуры Характеристика
Познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь
Различение субъекта и объекта противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.
Отношение человека к себе и окружающему миру чувства, эмоции, переживания
Креативная (творческая) составляющая сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции
Формирование временной картины мира память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего
Формирование целей деятельности исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение


модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 5. Основные функции сознания человека

Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 6. Метафора «луч прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б – бессознательное;

С – сознание; В - внимание

Таблица 3

Структура сознания

Элементы структуры Характеристика
Познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь
Различение субъекта и объекта противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.
Отношение человека к себе и окружающему миру чувства, эмоции, переживания
Креативная (творческая) составляющая сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции
Формирование временной картины мира память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего
Формирование целей деятельности исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение


модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 11. Основные функции сознания человека

Таблица 7

Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Функции чувств и эмоций

функции характеристика
Сигнальная выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями
Регулятивная выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия
Отражательная (оценочная) выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий
Побудительная (стимулирующая) чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи
Подкрепляющая выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти
Переключательная обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность
Приспособительная благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Приведите примеры практического применения в жизнедеятельности человека порогов ощущений (нижнего и верхнего абсолютных порогов, порога различения).

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________ ……….

Задание 2.Составьте кластер по теме «Память как психический познавательный процесс».

Примечания: Кластер – прием графической систематизации материала (автор американец Гудлат). Прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди («грозди винограда»).

Задание 3.Напишите аргументированное эссе на тему «Роль мечты в жизнедеятельности человека».

Примечания: Эссе – прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с ним связанные. Аргументированное эссе позволяет автору выбрать определенную позицию в отношении рассматриваемого вопроса и последовательно доказать свою правоту. Схема выполнения аргументированного эссе.

1. Введение: вводное утверждение (вопрос, цитаты, статистические данные, случай из личного опыта, пример реальный или гипотетический и т.п.), которое вводит в проблему, привлекает внимание.

2. Основная часть: а) главное утверждение – тезис, который отражает центральную идею, мнение, – то положение, которое вы планируете доказать; б) аргументация, поддерживающая авторскую позицию; в) контраргументация и её критический анализ, позволяющий убедительно доказать авторскую позицию.

3. Заключение: заключительное утверждение (повторное формулирование основного тезиса, синтез аргументации, а также вероятностное будущее вопроса).

Эссе на тему «Роль мечты в жизнедеятельности человека».

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________ ……………….

Задание 4.Дайте сравнительный анализ основных теоретических воззрений различных авторов на природу внимания, используя приведенную ниже таблицу.

Автор (теория) Понимание внимания Достоинства Недостатки
Внимание как результат двигательного приспособления        
Внимание как результат ограниченности объёма сознания        
Внимание как результат эмоций (Дж. Миль)      
Внимание как результат апперцепции      
Внимание как особая активная способность духа      
Внимание как усиление нервной раздражительности        
Теория нервного подавления        
Моторная теория внимания Т. Рибо        
Теория внимания Д.Н. Узнадзе        
Теория внимания П.Я. Гальперина        

Задание 5.Используя материалы лекции и практического занятия, составьте мини-глоссарий по теме «Виды эмоциональных переживаний».

Термин Значение термина
Эмоциональное реагирование    
Эмоциональный тон ощущений    
Эмоция    
Аффект    
Настроение    
Чувства    
Стресс    

Категории дидактики

Категория Характеристика
Преподавание упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний
Учение процесс (сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные
Обучение упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели
Образование система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления
Знания совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом
Умения овладение приемами (способами, действиями) применения усвоенных знаний на практике
Навыки умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
Образовательная цель то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия
Содержание образования система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения
Организация образования упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации цели
Форма обучения способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания
Метод обучения путь достижения цели и задач обучения
Средство обучения предметная поддержка учебного процесса
Результаты обучения это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 12. Структура метода обучения

Классификация методов – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Таблица 11

Задание 2. Заполните таблицу

Стиль педагогического взаимодействия Характеристика Положительные черты Отрицательные черты
Авторитарный      
Либеральный, попустительский      
Демократический      

Методы воспитания

Принцип классификации Характеристика Методы
Методы воздействия и убеждения (методы формирования сознания) методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения беседа, дискуссия, диспут, конференция, лекция, рассказ, пример
Методы организации практической деятельности пути выделения, закрепления и формирования в опыте воспитанников положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации поручение, упражнение, выбор, планирование, отчетность
Методы стимулирования пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения требование, оценка, контроль, поощрение, наказание, принуждение, соревнование, метод естественных последствий
Исследовательские и диагностические методы пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий наблюдение, беседа, тест, анкета, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников, эксперимент, тренинг
Методы самовоспитания направлены на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 15. Средства воспитания

Модель непрерывного образования (В. Н. Турченко)

♦ Временная характеристика: процесс всей жизни.

♦ Пространственная характеристика: место не ограничено. Специализиро­ванные учреждения, оставаясь опорными пунктами системы образования, ин­тенсивно расширяют свои функции, реализуя их не только в собственных рамках, но и внутри всех других сфер деятельности.

♦ Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми дру­гими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».

♦ Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элемен­тов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга.

♦ Количественная характеристика: включает не только подрастающее поко­ление, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.

♦ Функциональная характеристика: ученик — субъект самообразования, спо­собный стать серьезным оппонентом своего учителя и даже превзойти его.

♦ Характеристика развития: непрерывное образование — это процесс. Веду­щая тенденция — непрерывное обновление содержания, форм и методов обу­чения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.

Функции непрерывного образования Принципы непрерывного образования

О диагностическая, □ всеобщность, демократизм и доступ-
CI компенсаторная, ность,
О адаптационная, □ непрерывность,
О познавательная, □ интегративность и преемственность,
О культурологическая. □ открытость,

□ самообразование.

Цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни.

Проблемы непрерывного образования неотъемлемы от проблем, связан­ных с учителем.

Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в про­буждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика (В. А. Сухомлинский).

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Развивающее обучение Критическое мышление
Проблемное обучение Модульная
Исследовательская Проектная
Диагностико - технологическая Личностно - ориентированная
ИКТ

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Современные образовательные технологии, такие как технологии «полного ус­воения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включённого обучения», «модульного обучения» и др., позволяют приспосо­бить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различно­му уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каж­дой школы.

Категории обучаемых

• малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

• талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

• учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усво­ению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обуче­ния на основе полного усвоения знаний.

Исходным моментом методики является установка, которую должен при­нять педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны пол­ностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной орга­низации учебного процесса.

Основные принципы

©> всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не сво­им делом;

©> взаимное превосходство — если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать;

©> неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Задание 1. Роль обучения в развитии личности.

Проблема соотношения и развития личности является не только методологически, но и практически значимой.

Обучение это не процесс передачи знаний, а управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

На ваш взгляд, в чем разница? Допишите_________________________________________

Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:

* собственно биологическое, органичное созревание мозга, его анатомо-биологических структур;

* психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

В психолого-педагогической науке сложились три точки зрения на соотношение обучения и развитие.

Первая, наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. В.Штерн считал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему.

Вторая точка зрения принадлежит Джеймсу, который сливает обучение и развитие, отождествляя эти процессы.

Третья позиция принадлежит Л.С.Выготскому. Объединяя предыдущие теории, дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.

1 уровень. Актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять самостоятельно.

2 уровень. Зона ближайшего развития ученика, обозначает то, с чем он справится с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал ученый, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входит в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Ошибка современной школы в том, что развитие не понимается как комплексная задача. Педагоги передают знания, формируют умения и навыки, а не работают над развитием ребенка.

Попробуйте нарисовать и озвучить схему предложную педагогом.

Вывод: -___ ………………………

Задание 2.

Представьте ответы на вопросы.
1. Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер. В чем заключено это противоречие? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……

2. В чем разница между воспитанием и социализацией? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……

3. Какие функции выполняет воспитание? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……..

4. Что влияет на создание моделей воспитания? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ …..
5. Какие группы задач воспитания выделил А. В. Мудрик? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……

Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 354-372.

2.Кудрявая Н.В.едагогика в медицине: учебник для вузов Гриф Министерства Здравоохранения [Текст]/ Кудрявая Н.В. – «Академия»: 2012.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Учебник для вузов. Гриф МО]/ [Текст]/ Н.В.Бордовская, А.А.Реан - М: 2013.

Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Схематично структура общения может быть изображена следующим образом:

модуль i. «психология, педагогика» (1 курс) - student2.ru

Рис. 1. Структура общения (по Г.М. Андреевой)

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат., perceptio – восприятие) – в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, направленными на установление определенных отношений между врачом и пациентом с целью повышения эффективности лечения.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Естественно, что все эти термины весьма условны. В реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Уровни анализа общения

Процесс общения может осуществляться и анализироваться, по крайней мере, на трех различных уровнях.

1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

2. Мезоуровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения – это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т. п.).

Виды общения

Общение чрезвычайно многогранно. Существует множество различных классификаций видов общения, построенных по различным основаниям. Так, выделяют следующие виды.

1) Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

2) Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (пациент—врач, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

3) Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

4) Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

5) Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

6) Также выделяют законченное и незаконченное общение; кратковременное и долговременное; вербальное и невербальное и др.

Ряд авторов (А.Б. Добрович, М.Ю. Горбунова, С.И. Самыгин, О.В. Понукалина, В.А. Чернобай, С.А. Сущенко и др.) выделяют следующие виды общения, которые также можно рассматривать и в качестве его уровней.

1. «Контакт масок» – это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

2. Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипуляционного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

3. Формально-ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Собеседник воспринимается как сторонник совместного договора, который заключается в том, что их поведение строится в соответствии с определенными нормами.

Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах. В таких отношениях именно ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер, какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты. Роль определяет также оценку человеком себя в данной ситуации. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Человек лишается определенной спонтанности своих реакций, но обретает чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу. Образцы и действия задаются занимаемой социальной позицией: «Я сейчас врач, и, следовательно…», «Я – родитель, а значит, должен…» и т.п.

Подобный выбор такого рода общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового врача на приёме.

4. Манипуляционное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыль в глаза», обман, демонстрация доброты и т.д.) в зависимости от особенностей личности собеседника. Собеседник – партнер по игре, которую необходимо выиграть. Выигрыш – это выгода (житейская, материальная, психологическая и др.). Манипулятор стремится достичь своих целей в ущерб целям собеседника, при этом умело скрывая это, используя знание психологических особенностей характера и личности партнера по общению. Многим может быть известен манипулятивный приём, чаще называемый «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть: снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медработником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медработника с целью получения вознаграждения.

5. Деловое общение. Общение, учитывающее особенность личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. Собеседник воспринимается как равноправный компаньон. Данный уровень характеризуется полным и честным взаимодействием партнеров по общению.

Кодекс делового общения:

· принцип кооперативности – «твой вклад должен быть, какого требует совместно принятое направление разговора»;

· принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше чем принято в данный момент»;

· принцип качества информации – «не ври»;

· принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

· выражай мысль ясно и убедительно для собеседника;

· умей слушать и понять нужную мысль;

· умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

К сожалению, при общении врача с пациентом такой вид взаимодействия часто становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения, без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

6. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения:

· вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»;

· одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»;

· симпатии – «будь доброжелателен, приветлив»

7. Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции. Партнер здесь выступает как носитель какого-либо духовного начала. На данном уровне возникает чувство общности, целью общения является сам человек. Результат этого взаимодействия – совместные изменения представлений обоих партнеров по общению. Диагностическое и лечебное взаимодействие, как правило, не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медработника.

Задания для самостоятел<

Наши рекомендации