Взаимодействие с ребёнком во время кормления

Взаимодействие матери с ребёнком во время вскармливания должно способствовать формированию у ребёнка адекватного стереотипа пищевого поведения, предполагающего правильный захват груди, активное сосание и чувство комфорта (психосоматического благополучия) матери и ребёнка на всех этапах кормления. Так как поведение матери является определяющим фактором в ситуации кормления, необходимо, чтобы она настраивалась на кормление и контролировала своё самочувствие (мысли и эмоции) в процессе кормления.

Перед началом кормления женщина должна психологически настроиться на кормление: отбросить свои тревоги и заботы, проникнуться чувством любви к ребёнку и осознанием важности самой процедуры кормления для формирования у ребёнка ощущения благополучия. Женщина должна мысленно представить себе все этапы кормления, визуализировать малыша, испытывающего нетерпение от голода, активно сосущего, а также сытого и удовлетворённого. При этом мама заранее должна дать себе право на ошибку и почувствовать уверенность в своих силах и способность справиться с любой проблемой. На этом этапе подготовки к кормлению мамам стоит следовать одному из девизов кодекса самураев: «Сначала победи, потом сражайся!». Если женщина чувствует неуверенность, страх, печаль, отчаяние, любую другую отрицательную эмоцию, она должна сама справиться с ней до того, как возьмёт ребёнка на руки для кормления. Лучше минуту-другую промедлить с началом кормления, чем заражать ребёнка своими отрицательными эмоциями и делать его поведение во время кормления непредсказуемым и неуправляемым.

Нельзя забывать, что ребёнок не только «зеркалит» эмоции мамы, он их усиливает и возвращает маме, в результате происходит взаимная индукция с усилением отрицательных эмоций. Так как сам ребёнок справиться с эмоциями не может, для него остаётся один выход из такой травмирующей ситуации — прекратить общение с матерью, передающей ему во время кормления отрицательные эмоции. В результате ребёнок не только перестаёт подавать матери сигналы пищевого поведения, но и не воспринимает её регулирующих знаков. Возникающая в этом случае хаотическая регуляция матерью пищевого поведения ребёнка часто оказывается не эффективной, и заканчивается переходом на искусственное вскармливание, при котором ребёнок фактически питается самостоятельно, без должного взаимодействия с матерью. Чтобы ввести в сферу понятий матери важность положительного настроя на кормление, мы предлагаем кормящей женщине перед кормлением посмотреть на себё в зеркало (и во время кормления, если мать жалуется на перепады настроения у малыша во время кормления) и ответить себе на вопрос: «Хотела бы я кушать за одним столом с человеком с таким выражением лица?»

Так как у человека субъективные переживания во многом определяются телесными ощущениями, важно, чтобы во время кормления женщине было удобно сидеть или лежать. В противном случае напряжение от неудобного положения и утомление будут отражаться на лице матери и передаваться ребёнку. В регуляции состояния ребёнка телесные ощущения также очень важны, поэтому мама при кормлении должна обеспечить максимальный телесный контакт с ребёнком. Контакт с кожей матери действует успокаивающе на малышей, он особенно желателен для плачущего малыша, если ребёнок обеспокоен, болен или гиперактивен. Чтобы избегать телесного напряжения и утомления младенца, мать должна правильно прикладывать ребёнка и держать его во время кормления достаточно близко, лицом к себе, «живот к животу», и фиксиросать голову ребёнка таким образом, чтобы рот ребёнка располагался точно напротив соска матери, а шея была прямая. В этом случае малышу не придётся поворачивать голову и тянуться за соском.

Правильное прикладывание начинается с приглашения малыша к взаимодействию. Для этого мама, получив призывающие сигналы малыша, должна отозваться спокойным голосом с тёплой интонацией, подойти к ребёнку, тепло улыбнуться ему, медленно протянуть к нему руки и, прежде чем взять его, зафиксировать «жест приглашения». Одновременно мама должна назвать свои действия («Пойдём к мамочке?») и желание ребёнка («Хочешь на ручки?» или «Хочешь кушать, ты проголодался»). После того, как малыш ответит матери, протянув ей ручки, улыбнувшись, подав звуковой сигнал, мама должна спокойно и уверенно взять ребёнка на руки. Интенсивность подаваемых мамой сигналов может быть меньше, если ребёнок сонный, но сигналы приглашения к взаимодействию и в этом случае должны идти по всем модальностям (звуковой, визуальной, тактильной).

Взяв малыша на руки, кормилица должна принять удобное положение для кормления и приложить ребёнка к груди. Для начала мамы должны освоить три основных положения для кормления, смена которых во время кормления позволит малышу полностью опорожнять все доли груди, а маме — избежать утомления. Приучать малыша к смене положения во время кормления мама должна с первых дней, менять положение надо во время паузы в сосании плавно и уверенно. Если мама начнёт менять положения во время кормления, только когда малышу исполнится несколько месяцев, это будет вызывать у ребёнка отрицательные эмоции, т.к. действия матери будут интерпретироваться как завершение кормления до насыщения малыша.

При первом, самом популярном у мам варианте прикладывания голова ребёнка находится на сгибе локтя матери. Женщина должна сесть удобно, подложив под руку подушку, расслабиться и посидеть немного в этом положении. После этого ребёнок помещается на руки таким образом, чтобы его голова оказалась на сгибе маминого локтя, а ротик — напротив соска. При этом ребёнок должен лежать на руке бочком, прижавшись животиком к животу мамы. Ладонью руки, на которой лежит ребёнок, мама должна придерживать нижнюю часть туловища малыша. Свободной рукой, С-образным захватом, мама берёт грудь, выдавливает капельку молока (чтобы ребёнок почувствовал запах маминого молока), прикасается к губам или щеке малыша соском и, когда ребёнок широко открывает ротик, вкладывает в него грудь как можно дальше. При правильном захвате груди во рту ребёнка должна оказаться большая часть ареолы. Язык малыша свёрнут желобком и закрывает нижнюю десну.

Второй вариант прикладывания также осуществляется в положении сидя. Для удобства мама должна положить под спину и под руку подушки. Ребёнок укладывается на предплечье мамы или на подушку около него. Ладонью этой руки мама поддерживает ребёнка под спинку и в области основания черепа, при этом голова и туловище малыша должны быть на одной линии. Важно, чтобы мама не держала малыша за шею, а фиксировала головку, поддерживая затылок. После того, как малыш окажется уложенным на руке таким образом, чтобы его ротик оказался на уровне соска, мама должна прижать его к себе и приблизить, таким образом, к груди. Вкладывание соска осуществляется так же, как и в первом случае. Наиболее частой ошибкой при этом варианте прикладывания является наклон мамы к ребнку, а не его приближение к груди. В этом случае мама быстро устаёт, а её напряжение отражается на лице и передаётся ребёнку, который испытывает дискомформт и начинает капризничать.

Третий вариант прикладывания — лёжа на боку — особенно удобен, когда мама устала, ночью или если маме больно сидеть. При этом способе мама ложится на бок, слегка притянув к животу колени. Под спину помещается скатанное валиком одеяло, а под голову — небольшая твёрдая подушка. Малыш укладывается на бочок рядом с мамой, так, чтобы его рот оказался на уровне маминого соска, под его спину кладётся подушка. Той рукой, которая оказывается сверху, мама вкладывает грудь в ротик малыша и поддерживает её с помощью С-образного захвата. Нижняя рука отводится в сторону, ею мама придвигает малыша к груди. Для поворота на другой бок мама должна прижать ребёнка к своему животу и медленно перевернуться.

Во время кормления, если ребенок не спит, мама должна общаться с малышом, глядя ему в глаза, разговаривая, напевая, поглаживая (см. выше). Телесный и эмоциональный контакт во время кормления является залогом его успешности. Это справедливо не только при грудном, но и при бутылочном вскармливании. К сожалению, мамы часто забывают, что для «искусственников» тоже важен телесный контакт с мамой, общение с ней во время кормления. Поэтому совершенно недопустимо, особенно в первые месяцы кормить ребёнка, давая ему бутылочку на вытянутой руке, или вкладывая её в руки младенца. Такая физическая отстранённость матери и ребёнка, безусловно, способствует формированию у малыша отстранённой или амбивалентной привязанности и является причиной его психоэмоционального напряжения. На наш взгляд, идеальным вариантом для искусственного и смешанного вскармливания является использование системы SNS фирмы «Меdеlа». В этом случае смесь или сцеженное молоко поступает малышу из бутылочки через тонкий катетер, закреплённый на груди матери с помощью пластыря. При таком способе искусственного вскармливания процедура кормления является максимально экологичной для ребёнка: он сосёт грудь матери, телесный и эмоциональный контакт такой же, как при естественном вскармливании.

В заключение, необходимо отметить, что для увеличения распространённости естественного вскармливания крайне желательно многократное, доброжелательное и заинтересованное информирование женщин о пользе грудного вскармливания, как для ребёнка, так и для матери. Акушеры, неонатологи, медицинские сёстры, психологи, работающие в лечебно-профилактическом учреждении, и женщины-волонтёры из группы поддежки грудного вскармливания должны одинаково преподносить данную информацию, помогать советами и осуществлять психологическую поддержку кормилицы. Только благополучная, уверенная в себе и своих действиях мать может правильно организовать и длительно поддерживать грудное вскармливание, насыщая и, одновременно, воспитывая своего ребёнка в атмосфере любви и доверия.

Наши рекомендации