Формирование адекватного образа кормящей мамы как фактор психопрофилактики отказа ребёнка от грудного вскармливания во время лактационных кризов
Адекватное взаимодействие матери с младенцем во время кормления является основным способом психопрофилактики отказа ребёнка от грудного вскармливания во время лактационных кризов. Лактационные кризы — 5–7-дневные периоды естественного незначительного уменьшения выработки молока, обусловленные восстановлением естественного гормонального цикла женщины.
Для понимания психологических сложностей во взаимодействии кормящей женщины и её ребёнка мы должны сделать небольшое отступление в физиологию беременности и послеродового периода. Дело в том, что во время беременности плацента выполняет гормональную функцию, обеспечивая синтез гормонов, поддерживающих беременность. Именно эти гормоны определяют обмен веществ в женском организме и, что очень важно, химический состав, а значит и вкус околоплодных вод. Околоплодные воды образуются из плазмы крови, также как в последующем и молоко женщины. Именно поэтому врачи-перинатологи и перинатальные психологи говорят о том, что после родов очень важно сразу приложить ребёнка к груди матери, чтобы успокоить его за счёт ощущения привычного вкуса во рту и создания ощущения возврата к матери.
После того, как в конце родов рождается плацента, у женщины постепенно начинает восстанавливаться собственный гормональный цикл. В связи с этим примерно через месяц после рождения ребенка, в её организме наблюдаются изменения, сходные с изменениями во время менструального периода, в нашем контексте наиболее важными из них являются задержка жидкости в организме и изменение химического состава пота и молока. При регулярном кормлении грудью с перерывами не больше 4 часов и при общем времени кормления не менее 90–120 минут в сутки у большинства кормящих женщин овуляция не происходит (Гуот-Гумбергер М., Хорман Э., 2006), но восстановление цикла и связанные с ним гормональные перестройки в организме начинаются сразу.
Самым заметным для мамы проявлением этих перестроек являются периодические уменьшения объёма лактации, связанные с задержкой жидкости в организме. У всех женщин в конце первого месяца (первый лактационный криз) объём лактации снижается на 5-10%. Обычно матери этого не замечают или объясняют уменьшение молока привыканием к новым условиям жизни, тревогой, волнениями и т.д. Кроме того, в этом возрасте ребёнок ещё маленький, малоактивный, большую часть времени спит, и молока ему вполне хватает. В связи с этим первый лактационный криз проходит более или менее благополучно, некоторые женщины его вообще не замечают, только при сильном волнении за счёт выделения большого колчества гормонов стресса сужение подкожных сосудов приводит к тому, что молока становится намного меньше, и ребёнок не наедается.
После первого лактационного криза они могут повторяться через месяц, но в литературе чаще описывается 5 лактационных кризов: в 1 месяце, на 3–4 месяце, 5–6-ом, 7–8-ом и 9–10-ом месяцах. Все кризы, как и менструации, длятся обычно 4‑5 дней и, если мама сохраняет грудное вскармливание, это не отражается на прибавках веса у ребёнка. Однако лактационный криз, который наступает в 3–4 месяца, часто является трудным испытанием для матери и ребёнка, многие мамы именно в этом возрасте теряют уверенность в том, что у них достаточно молока, и начинают вводить смеси. Тревогу и неуверенность у них вызывают, с одной стороны, нормальные, физиологические изменения в лактации, а с другой — непонятное изменение в поведении ребёнка. Рассмотрим эти две группы факторов подробнее.
К первой группе факторов мы должны отнести переход к «зрелой» лактации, совпадающий со вторым лактационным кризом. При зрелой лактации нет нагрубания молочной железы перед кормлением, молоко у женщины начинает выделяться рефлекторно только в момент прикладывания ребёнка к груди. Понятно, что до прикладывания грудь остаётся мягкой, нет прилива молока перед кормлением, мягкая она и во время кормления, т.к. ребёнок сразу высасывает молоко. Сразу после прекращения кормления грудь быстро перестаёт выделять молоко и потому также остаётся мягкой. Если женщина не знает естественного изменения лактации, она может интерпретировать описанные изменения в лактации как признаки исчезновения молока.
Вторым фактором в этой группе, является реальное уменьшение лактации во время второго лактационного криза до 20%. Такое уменьшение объёма молока уже заметно и для самой мамы, и для её подросшего ребёнка. Женщина начинает замечать, что её малыш не наедается, начинает волноваться, эта тревога приводит к сужению сосудов в организме, и выработка молока уменьшается ещё сильнее. Получается, что чем больше кормящая женщина тревожится, тем сильнее усугубляется ситуация и уменьшается объём лактации.
Третий фактор, связанный с перестройками в организме кормящей женщины, — это гормонально обусловленное изменение состава, а значит вкуса и запаха молока и пота матери. Молочные железы являются производными потовых желёз, поэтому в разные фазы менструального цикла изменяется не только характер секреции пота (мама пахнет непривычно для ребёнка), но и вкус и запах маминого молока, они становятся более горькими и резкими, главное — непривычными для младенца.
Вторая группа факторов, делающих второй лактационный криз критическим в сохранении лактации объясняется психологическими реакциями младенца на изменения в характере лактации. Кормления, после которых мамы приходят к заключению, что малыш не наедается, выглядят со стороны типично и многие мамы их описывают следующим образом. Малыш ведёт себя как голодный, мама даёт ему грудь, он сосёт минуту, потом выплёвывает грудь, вновь кричит как голодный, ему предлагается грудь, но младенец делает 1–2 сосательных движения и снова начинает требовательно кричать, плакать. Казалось бы, сам напрашивается вывод, что малышу мало молока, либо оно ему не нравится (некоторые мамы говорят, что у них «испортилось» молоко). В этой ситуации советы педиатров прикладывать малыша чаще, чтобы он «рассасывал» грудь и съедал больше, ставят маму в тупик, ведь ребёнок отказывается есть!
Давайте посмотрим на эту ситуацию со стороны ребёнка и постараемся его понять. Ребёнок привыкает за предыдущие месяцы к определённому вкусу молока, который знаком ему ещё с дородового периода жизни. Этот вкус молока означает для ребёнка, что его кормит его мама, к которой он привык, которой он доверяет, с которой он чувствует себя в безопасности. В месяц изменения лактации не вызывают активного протеста ребёнка из-за общей его пассивности, но в 3–4 месяца малыш уже более зрелый, он меньше спит, активно интересуется человеком, который за ним ухаживает, на основе инстинктов ребёнок строит с ним взаимодействие и привыкает к нему. И вот вдруг (для малыша лактационный криз, как и для матери, происходит внезапно) ему предлагают молоко с другим вкусом, более того, так как изменение гормонального фона женщины отражается и в изменении состава её пота, кормилица и пахнет совсем иначе. Замечает это ребёнок не сразу, сильный голод в начале кормления мешает ему различать тонкие оттенки вкуса и запаха пищи, что объясняет, почему ребёнок при лактационном кризе сначала всё-таки сосёт грудь. Так как в этом возрасте вкус и обоняние является основным чувственным каналом для малыша, при изменении вкуса и запаха молока матери у ребёнка складывается впечатление, что его кормит чужая женщина, которая неизвестно как будет заботиться о малыше. Понятно, что у младенца появляется тревога, страх, он отказывается от груди, начинает плакать, просить, чтобы ему вернули его маму. Когда ему во второй раз дают грудь, он уже насторожен, пробует молоко, совершая несколько сосательных движений, убеждается в том, что это не то, что ему нужно, и начинает протестовать сильнее.
Понятно, что такое поведение малыша маме не может объяснить; она начинает беспокоиться, малыш, видя беспокойство на её лице, заражается ещё и маминым беспокойством и начинает паниковать по настоящему. Он плохо спит, много плачет, выглядит несчастным. В этой ситуации мамы часто не видят иного выхода, кроме как предложить смесь, продукт более сладкий, который малыш будет сосать охотнее. Однако, это кажущееся спасение, ведь ни одна смесь не может заменить молока матери.
Описанные изменения в характере взаимодействия матери и ребёнка, когда мать обращается за помощью уже после безуспешных попыток накормить ребёнка, уставшая и встревоженная тем, что её ребёнок голодает, очень трудно корригировать. Усталость и тревога за здоровье ребёнка делает женщин нечувствительными к уговорам и успокоениям. Описанные проблемы, связанные с лактационным кризом, проще предотвратить на этапе дородовой подготовки беременной женщины, чем исправить после их начала. Для психопрофилактики отказа ребёнка от груди в период лактационного криза необходимо заранее предпринять меры, чтобы тревога ребёнка, связанная с реакцией на незнакомый вкус молока не была чрезмерна. Предотвратить её легче, чем потом справляться с ней. В ходе образовательных мероприятий (лекций, бесед и т.д.) женщина должна получить представление о том, что образ матери складывается у ребёнка не сразу и только из постоянных её характеристик. Если мать будет кормить ребёнка в разных местах, с разными выражениями лица, то напевая, то молча, то общаясь с ним, то безразлично, если она периодически будет использовать различные парфюмы, то единственным для ребёнка постоянным признаком мамы, определяющим в представлении ребёнка её образ, будет запах и вкус материнского молока. Именно в этом случае смена их будет для малыша значимой и пугающей. Если же мама будет кормить ребёнка в одном месте, с одинаково внимательно-доброжелательным лицом, разговаривая с одинаковыми интонациями в голосе, напевая одну и ту же песню, постоянно общаясь с ним во время пауз в его сосаниях, то образ мамы будет состоять из всех этих характеристик. В этом случае при изменении вкуса молока ребёнок, конечно, насторожится, но по другим постоянным характеристикам, в том числе и поведенческим, сможет убедиться, что его кормит та же женщина, и тревога его не будет чрезмерной. Именно в этом случае малыши интенсивнее сосут грудь при уменьшении лактации, и они с мамой легче и быстрее преодолевают лактационные кризы.
Если профилактика лактационных кризов не была проведена, и женщина обратилась за помощью специалиста в данной проблемной ситуации, специалист должен сделать всё, чтобы помочь матери сохранить грудное вскармливание. Для этого, во-первых, важно донести до неё и других членов семьи, что происходящие изменения в характере лактации являются нормальными и временными изменениями. Важно помочь матери справиться с тревогой, которая не только усугубляет гипогалактию, но также дополнительно стрессирует ребёнка, он слышит тревогу в голосе матери, видит её на лице матери и в движениях её рук. Это будет мешать матери успокоить ребёнка. В качестве приёма успокоения может использоваться декатострофизация ситации. Матери сообщается, что по большому счёту, за те 5 дней, что длится лактационный криз, ребёнок не потеряет в весе значительно, а если произойдет задержка в прибавке веса, потом малыш быстро доберёт свой вес. Успокоение матери и вселение в неё уверенности в способности контролировать ситуацию и справиться с ней, является главной составляющей успеха в решении данной проблемы, и предотвращает самовольные введения родителями смесей «из жалости».
Второй задачей специалиста в ситуации лактационного криза является помощь в перестройке режима питания младенца. Во время второго лактационного криза, как и при других, необходимо малыша чаще прикладывать к груди, кормить его из обеих грудей, по-разному прикладывать к одной и той же груди, чтобы обеспечить её эффективное высасывание. Эта помощь может оказываться не только медицинскими работниками, но и женщинами-волонтёрами, имеющими опыт успешного вскармливания детей грудью, из группы поддержки грудного вскармливания при медицинском учреждении.
Очень важно сообщить женщине, что второй лактационный криз, кроме неприятностей, несёт и положительные перемены в жизни матери и ребёнка: он стимулирует внимание малыша к личности женщины, которая его кормит, и способствует лучшему её изучению и пониманию, выводит общение за пределы ситуации кормления. Кроме того, важно сформировать положительный настрой на перспективу сохранения грудного вскармливания, сообщив, что после трудного второго лактационного криза, возможные последующие будут менее выраженными (уменьшение лактации не превысит 10%), ребёнок уже будет получать часть питания в виде прикорма и потребность ребёнка в грудном молоке будет меньше. Кроме того, важно подчеркнуть, что у матери уже будет опыт преодоления сложностей в налаживании вскармливания при лактационном кризе, и ребёнок к тому времени уже хорошо изучит свою маму.