Классификация состояний младенца
Состояние | Характеристики |
Глубокий сон | Глаза ребёнка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги, веки неподвижны |
Поверхностный сон | Глаза ребёнка закрыты, однако отмечаются разного рода слабые движения конечностей: малыш шевелит ручками и ножками, изгибается, потягивается и т.д. На лице отмечаются мимические движения, гримасы, через веки иногда заметны так называемые «быстрые движения глаз». Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне |
Дремота (полусон) | Ребёнок лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто и медленно закрываются. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим. Малыш дышит ровно, но чаще, чем при глубоком сне |
Спокойное бодрствование | Глаза открыты и блестят, взгляд ребёнка ясный. Ребёнок провожает глазами движущиеся предметы и может обнаруживать достаточно хорошую конвергенцию зрительных осей. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет |
Активное бодрствование | Ребёнок часто совершает разнообразные движения, в которые вовлекается всё тело. Глаза открыты, дыхание очень неровное |
Крик (плач) | Ребёнок издает часто громкие и надрывные звуки (вокализации), которые сопровождаются энергичными дезорганизованными движениями |
Инстинкты младенца — это сложные врождённые программы поведения, реализация которых определяются внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы определяются гомеостатическими механизмами, которые направлены на поддержание основных физиологических и биохимических показателей, обеспечивающих нормальный рост и развитие ребёнка. При отклонении какого-либо показателя от некоторого оптимума в мотивационных зонах ЦНС формируется потребность, которая, в свою очередь, трансформируется в мотивацию. В результате происходит активация организма и формирование избирательного поиска внешних стимулов, способных запустить поведение, направленное на удовлетворение возникшей потребности. Внешние стимулы играют роль ключевых раздражителей, они запускают определённые видотипичные реакции, если внутренние факторы подготовили ЦНС к их осуществлению. Ключевые раздражители, в том числе и регулирующие пищевое поведение, разделяются на:
— собственно растормаживающие (пусковые) раздражители (в случае пищевого поведения грудного ребёнка — это вкладывание соска матери или соски в рот ребенка), без их предъявления ребёнок будет возбуждаться, но не сможет осуществить нужное поведение;
— настраивающие раздражители, снижающие порог раздражимости соответствующих нервных центров (в нашем случае — это голос и вид матери, взятие на руки, запах матери);
— направляющие раздражители (в пищевом поведении младенцев направляющими раздражителями являются запах молока, вид груди и прикосновение соска).
Отсюда следует, что для формирования нормального пищевого поведения младенца, инстинктивного по своей природе, необходимо не только формирование у ребёнка потребности в пище и мотивации на поиск контакта с матерью, являющейся её источником, но и адекватный набор стимулов, поступающих от матери (об этом мы подробно остановимся в главе 1.5).
Рассматривая пищевое поведение новорожденного, мы не должны забывать, что пищевой инстинкт не является единственным, точно также важны для выживания ребёнка инстинкт самосохранения, инстинкт развития (реализации генетической программы созревания) и инстинкт социализации (поиска общения). Все перечисленные инстинкты комплексно влияют на психоэмоциональное и соматическое благополучие ребёнка, при этом возможно использование одних инстинктивных программ для компенсации недостатка в реализации других инстинктивных программ. Это связано с тем, что выполнение любой инстинктивной программы поведения подкрепляется лимбической системой формированием положительной эмоции, обусловленной выработкой эндорфинов. Эмоциональная сфера младенцев, особенно в первые месяцы жизни, слабо дифференцирована, поэтому, например, при мерицизме ребёнок может использовать приятное ощущение вкуса маминого молока во рту для компенсации недостатка общения с нею, а ребёнок, с которым мама мало общается, гораздо дольше «висит» на её груди, получая оральное удовольствие.
Уникальность кормления в младенчестве, особенно при грудном вскармливании, заключается в том, что мать одновременно удовлетворяет несколько инстинктивных потребностей своего ребёнка (в пище, тепле, тактильной стимуляции, эмоциональном общении и др.). И это предъявляет большие требования к поведению матери, обусловленные ожиданиями младенца, ведь если мать не будет адекватно стимулировать ребёнка, общаться с ним, формировать у него чувство безопасности, малыш может отказываться от тесного взаимодействия с ней. Обычно такой отказ выражается либо в сокращении времени сосания (отсюда проблема младенческой анорексии), либо в переходе к кормлению на большей дистанции (дистанции вытянутой руки) при бутылочном вскармливании (отсюда проблема раннего прекращения грудного вскармливания).
В заключение краткого обзора особенностей психического развития детей в младенческом возрасте необходимо подчеркнуть, что им доступно только два из трёх возможных способов выражения негативных эмоций: на телесном уровне и в поведении. На телесном уровне отрицательные эмоции у ребёнка проявляются в «беспричинных» подъёмах температуры, болях в животе и в частых срыгиваниях. На поведенческом уровне эмоциональный дисбаланс с преобладанием отрицательных переживаний проявляется в повышенной возбудимости, плаксивости и неугомонности. Третий способ отреагирования эмоций, на символическом уровне с использованием образов (игры, лапка и рисование) или слов (думание и обсуждение эмоций), младенцу не доступен, такая возможность появится только в конце периода раннего детства. В связи с этим важным является понимание психосоматической природы многих нарушений пищевого поведения у младенцев, их связи с поведением матери. Необходимо помнить, что ребенок, по словам Франсуазы Дальто, «является симптомом родителей», и потому его поведение должно оцениваться с учётом поведения его матери не только в ситуации кормления, но и при других видах взаимодействия.