Помощь при электротравме и лечение пострадавших

Успех спасения пострадавшего часто зависит не от при­бывшей на место происшествия бригады «скорой помощи», а от правильных действий окружающих. Иногда на его спасение отведены считанные минуты.

Первое, что следует сделать, — это освободить пораженного от действия травмирующего фактора — источника тока. При этом нельзя ни на секунду забывать о собственной технике бе­зопасности, чтобы не оказаться в ситуации пострадавшего.

Допустимы все действия, возможные в конкретной обста­новке. Следует защитить себя токонепроводящими материала­ми: резиной, сухим деревом, сухой хлопчатобумажной одеж­дой, несколькими плотными листами бумаги. Затем дать команду окружающим отойти на безопасное расстояние. Надо отключить выключатель или рубильник, перерубить топором, ножом или другим острым предметом провод, сухой палкой скинуть оголенный провод с пострадавшего, оттащить его за его же одежду от источника тока.

После этого следует быстро оценить состояние пострадав­шего, послать за «скорой помощью» кого-то из окружающих и приступить к оказанию помощи (схема 16).

Бригада «скорой помощи» на месте и в пути следования продолжает мероприятия интенсивной терапии: обезболива­ние, капельное введение гемокорректоров гемодинамического и реологического действия — реополиглюкин, проводит про­филактику фибрилляции желудочков сердца — лидокаин, профилактику отека головного мозга — лазикс, аппаратную искусственную вентиляцию легких по показаниям, кислород. 11ри обширных травмах конечностей или отрывах их сегмен­тов после временной остановки кровотечения и наложения асептических повязок, выполняют транспортную иммобилизацию.

В стационаре пострадавший, в зависимости от состояния, направляется в отделение реанимации для продолжения интен­сивной терапии или в отделение травматологического (ожого вого) профиля. Всем пострадавшим производится ЭКГ-иссле­дование, чтобы выяснить степень повреждения миокарда, и назначается соответствующее лечение — антиаритмические препараты, препараты, улучшающие коронарный кровоток и обменные процессы в миокарде.

Местное лечение электротравмы проводится по общим правилам лечения ожогов и механических травм конечно­стей.

Стр 188

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Контроль исходного уровня знаний

Вопросы для фронтального опроса

1. Какая степень ожога относится к поверхностному, а ка­кая — к глубокому ожогу?

 

2. Перечислите периоды ожоговой болезни.

3. Назовите способы определения площади ожогов и пе­речислить площадь поверхности различных участков тела.

4. Перечислите механизмы действия тока на организм че­ловека.

5. Как освободить пострадавшего от действия тока?

6. Как прекратить действие травмирующего фактора при ожоге кипятком, пламенем, химическими веществами?

7. Перечислите периоды замерзания.

8. Назовите анатомические слои кожи.

9. Перечислите функции кожного покрова.

Тестовое задание

Выбрать один правильный ответ.

1. Для ожогового шока наиболее характерно:

а) падение АД;

б) длительная эректильная фаза;

в) кровопотеря;

г) потеря сознания.

2. К глубоким ожогам относятся ожоги:

а) I—II спепени;

б) II—ГПа степени;

в) Ша степени;

г) Шб— IV степени.

3. Ожоговый шок развивается у взрослых при площади
ожога:

а) более 20%;

б) более 5%;

 

в) более 10%;

г) более 15%.

Выбрать несколько правильных ответов.

4. В течении ожоговой болезни различают:

а) начало;

б) ожоговый шок;

 

в) острую ожоговую токсемию;

г) разгар болезни.

5. Лечение ожогов может быть:

а) консервативным;

б) оперативным;

в) интенсивным;

г) открытым.

6. Оперативное лечение ожогов во 2-м и 3-м периодах ожо­
говой болезни:

а) отсроченная радикальная некрэктомия с первичной
кожной пластикой;

б) вторичная кожная пластика;

 

в) устранение рубцовых контрактур;

г) туалет ожоговой поверхности.

7. Для оперативного закрытия кожных дефектов используют:

а) сетчатый трансплантат;

б) кожные марки;

в) кожные полоски;

г) асептические повязки.
Установить соответствие. "'

8. Период течения ожоговой болезни и мероприятия

1) ожоговый шок; 2) выздоровление.

а) оперативное лечение;

б) устранение действия по­вреждающего фактора;

в) мазевые повязки;

г)лечебная физкультура;

д) обезболивание

Определить последовательность действий.

9. Первая помощь при замерзании

а) ввести атропин;

б) согреть;

в) госпитализировать;

г) снять мокрую одежду.
Закончить предложения:

10. Второй период ожоговой болезни называется ...?

11. Причинами смерти от воздействия тока являются и

12. Фактором, ускоряющим замерзание, является ...?

13. При отморожении II степени образуются пузыри с со­держимым ...?

Текущий контроль

Ситуационная задача 1

У пострадавшего в области спины имеются ожоговые раны с пузырями, наполненными серозной жидкостью, и участками слущенного эпидермиса. В области груди ожоговые раны бу­рого цвета с выраженным отеком тканей и потерей чувствите­льности.

1. Определить площадь и глубину поверхностного, глубо­кого ожога и общую площадь поражения.

2. Пользуясь индексом Франка, определить степень тяже­сти ожогового шока.

3. Перечислить нарушенные потребности пострадавшего.
Определить проблемы пострадавшего, выделить приоритет­ную проблему, поставить цель сестринского процесса.

4. Спланировать мероприятия с их мотивацией.

5. Оценить результат.

Ситуационная задача 2

У пострадавшего после длительного пребывания на улице при низкой температуре воздуха на стопе отмечаются пузыри с геморрагическим содержимым и выраженный отек мягких тканей. . Определить глубину поражения. Обосновать ваше решение.

2. Последовательность оказания первой помощи по схеме: манипуляция — цель.

3. Последовательность наложения термоизолирующей по­вязки.

Ситуационная задача 3

Пострадавший находится под действием электрического тока. Оголенный провод касается грудной клетки. С расстоя­ния видны выраженный цианоз лица, отсутствие дыхательных движений грудной клетки, периодически — генерализованные судороги.

Последовательность ваших действий по схеме: дейст­вие — его цель.

Индивидуальные задания при работе с пациентами в лечебном отделении

1. Рассказать санитарно-эпидемиологический режим перевя­зочной ожогового отделения: способы обработки использован­ного перевязочного материала и инструментов, применяемые в
отделении; способы обработки рук медицинского персонала.

2. Описать подготовка обожженных к перевязке: способы снятия повязок, премедикацию у пациентов, в перевязке ко­торых вы принимали участие.

3. Какие методы и медикаменты для обезболивания, испо­льзуются в отделении? Какова была эффективность обезболи­вания перевязки, которую вы наблюдали?

4. Какие медикаменты вы раздавали обожженным? Каково их назначение?

5. Рассказать об организации питания обожженных в отде­лении: лечебные столы, дополнительное питание, зондовое питание, организация кормления.

6. Описать уход за обожженными в отделении: профилак­тика пролежней, пневмоний, вторичной инфекции, контрак­тур — правильность положения в постели, ЛФК.

7. Рассказать о своем наблюдении за занятием ЛФК или проведением массажа, назвать основную цель увиденных про­цедур.

Итоговый контроль

Выбрать один правильный ответ.

1. Индекс Франка — это:

а) сумма площади поверхностного и глубокого ожогов;

б) отношение пульса к систолическому давлению;

в) сумма площади поверхностного и глубокого ожогов, вы­раженная в условных единицах;

г) общая площадь ожога, выраженная в условных едини­цах.

2. При ожоге Шб степени:

а) чувствительность сохранена;

б) чувствительность отсутствует;

в) чувствительность снижена;

г) чувствительность повышена.
Выбрать несколько правильных ответов.

3. При ожоге 1116 степени восстановление эпидермиса происходит:

а) из росткового слоя;

б) из потовых и сальных желез;

в) путем краевой эпителизации;

г) из рогового слоя.

4. На тяжесть течения ожогового шока влияют:

а) возраст пострадавшего;

б) наличие сопутствующих заболеваний;

в) наличие ожога верхних дыхательных путей;

г) температура травмирующего фактора.

5. Глубоким поражением считается ожог:

а) II степени;

б) Ша степени;

в) IV степени;

г) Шб степени.

Установить последовательность действий.

6. Первая медицинская помощь при ожоговой травме:

а) срочно госпитализировать;

б) наложить асептическую повязку;

в) провести противошоковые мероприятия;

г) обезболить;

д) устранить действие травмирующего фактора

7. Наложение термоизолирующей повязки:

а) приложить клеенку;

б) наложить бинтовую повязку;

в) наложить влажную ткань;

г) наложить слой ваты.

.

Определить соответствие.

а) электрохимическое;

б) остановка дыхания;

в) тепловое;

г) фибрилляция желудочков;

д) механическое;

е) биологическое.

ж) отрыв сегмента конечности.

Закончить предложение.

9. При отсутствии дыхания и сердечной деятельности в результате поражения током следует немедленно приступить к ...?

10. Повреждение кожи, слизистых оболочек и глубжележащих тканей, вызванное чрезвычайным воздействием: высокой температурой, химическими веществами, электрической или
лучевой энергией, — ...?

ОТВЕТЫ

Контроль исходного уровня знаний

1) Б) 9. г) – б) – а) – В)

2) Г) 10. острая ожоговая токсемия

3) В) 11. нарушения дыхания нарушения сердечной деятельности

4) Б), в). 12. алкогольное опьянение

5) А), б), г) 13. геморрагическим

6) А), б)

7) А). б). в).

8) 1 – б); 2 – а), г)

Ситуационная задача 1

1. В области спины поверхностный ожог II степени, 18%.
В области груди глубокий ожог 1116 степени, 9%.
Общая площадь поражения 27%.

2. Индекс Франка: 18 х 1 = 18; 9 х 3 = 27; итого 45, что со­ответствует шоку легкой степени.

3. Нарушены потребности быть здоровым, пить, поддерживать состояние, работать, быть чистым, двигаться, выделять, быть красивым.

Настоящие проблемы:

— физические — дефекты кожи, нарушение функций жизненно важных органов, боль;

— психоэмоциональные — стресс;

— социальные — боязнь остаться инвалидом, боязнь поте­рять любимого человека.

Потенциальные проблемы: угроза присоединения инфек­ции, угроза образования послеожоговых рубцов, угроза необ­ратимых изменений.

Приоритетная проблема: нарушение функций жизненно важных органов.

Цель: поддержание функции жизненно важных органов, профилактика вторичной инфекции, срочная эвакуация.

Мероприятия Цель
Успокоить, объяснить свои действия Ввести из шприц-тюбиа 1 мл раствора промедола 2%-ного раствора Ввести внутримышечно 2 мл седуксе­на Наложить асептические повязки на ожоговые раны, предварительно обра­ботав кожу вокруг ран антисептиком Дать содово-солевое питье или ввести внутривенно полиглюкин или физио­логический раствор натрия хлорида Уложить на носилки и срочно эвакуи­ровать на первые этап эвакуации Снять страх и стресс Обезболить Снять стресс и антиги-поксическое действие Провести профилактику вторичной инфекции Восполнить потерю плаз­мы Обеспечить безопасную транспортировку для ока­зания первой врачебной помощи

5. Цель достигнута частично: боли уменьшились, АД и пульс стабилизировались, рапы закрыты стерильными по­вязками, пострадавший эвакуирован. Явления шока не про­шли, и лечение будет продолжено в ОПМП.

Ситуационная задача 2

1. Отморожение 111 степени. Обоснование: воздействие хо­лода, пузыри с геморрагическим содержимым, отек тканей.

Нарушены потребности избегать опасности, быть здоро­вым, одеваться, двигаться.

манипуляция цель
Наложить асептическую термоизолируюшую повязку     Напоить горячим питьем и укутать одеялом     Уложить на носилки и гос­питализировать   Постепенное прогревание пораженного участка, про­филактика вторичной ин­фекции Общее согревание организма Местное и общее лечение отморожения  

3. Этапы наложения термоизолирующей повязки: влажная ткань — клеенка — слой ваты — прибинтовать.

Действие   Цель  
Дать команду окружающим отой­ти на безопасное расстояние Откинуть провод палкой Осмотреть пострадавшего Приступить к оказанию меди­цинской помощи — сердечно-легочной реанимации Проконтролировать пульс, дыха­ние, цвет кожи и реакцию зрач­ков Перевести в устойчивое боковое положение Дать кислород Ввести внутримышечно 40 мг ли-докаина Наложить асептические повязки на «метки» тока I Срочно госпитализировать   Обеспечить профилактику слу­чайного поражения Освободить от действия тока и соблюсти меры личной безопас­ности Определить наличие признаков жизни Восстановить дыхание (ИВЛ) И сердечную деятельность (ЗМС) Убедиться в эффективности реа-|нимации I Обеспечить проходимость дыха­тельных путей и профилактику аспирации желудочного содер­жимого Улучшить альвеолярную венти­ляцию Обеспечить профилактику по­вторной фибрилляции желудоч­ков Обеспечить профилактику вто­ричной инфекции Обеспечить интенсивную тера­пию и наблюдение  

Итоговый контроль знаний

1. в). 2. б). 3. б), в). 4. а), б), в). 5. в), г). Г.. д)-г)-б)-в)-а).

7.в)-а)-г)-б).

8.1- а), в), д), е); 2 - б), г).
9. сердечно-легочной реани­мации (ЗМС и ИВЛ).

10. ожог.

Темы для подготовки домашнего задания к занятию 7

1. Основные принципы лечения острых отравлений.

2. Отравление фосфорно-органическими соединениями.

3. Острая лучевая болезнь.

4. Понятие о санитарной обработке пострадавших.

5. Индивидуальные средства защиты.

Тема 7

Наши рекомендации