Путь психоаналитической терапии
Хотя неврозы могут вызывать острые нарушения или временами оставаться весьма статичными, их природа не предполагает ни того, ни другого. Это процесс с собственной движущей силой развития, который своей безжалостной логикой все больше и больше захватывает личность. Но так как найденные человеком решения искусственны, возникают новые конфликты, снова требующие новых решений, которые могут позволить человеку действовать довольно гладко. Это процесс, уводящий человека все дальше и дальше от его реального Я и, таким образом, препятствующий его личностному росту.
Мы должны ясно представлять серьезность ситуации, чтобы не поддаться ложному оптимизму, рисующему возможность быстрого и простого лечения. В действительности, само слово «лечение» применимо только до тех пор, пока мы относим его к снятию симптомов вроде фобий или бессонницы, а это, как мы знаем, может быть достигнуто разными способами. Но мы не можем «лечить» неверное направление, в котором пошло развитие личности. Мы можем только помочь человеку постепенно преодолевать трудности таким образом, чтобы развитие личности могло принять более конструктивное направление. Мы не имеем возможности обсуждать здесь многообразные формулировки задач, стоящих перед психоаналитической терапией. Естественно, для любого психоаналитика цель вытекает из того, что, как он считает, является сущностью невроза. К примеру, пока мы верили, что нарушение отношений между людьми является решающим фактором в
неврозах, задачей терапии была помощь пациенту в установлении нормальных отношений с окружающими. Рассмотрев природу и значимость интрапсихических процес-со1Смы склонны теперь сформулировать задачи более широко. Мы хотим помочь пациенту найти самого себя, а вместе с этим и возможность работать в направлении своей самореализации. Его возможности устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми являются существенной частью его самореализации, которая также включает и его способность к творческому труду и к принятию на себя ответственности за самого себя. Аналитик должен с первого до последнего сеанса помнить о цели своей работы, так как эта цель определяет, что и как должно быть сделано.
Чтобы весьма приблизительно оценить сложность терапевтического процесса, мы должны понять, что он содержит для пациента. Вкратце, пациент должен преодолеть все те потребности, влечения и установки, которые препятствуют его развитию: только когда он начнет отказываться от своих иллюзий в отношении себя и от своих иллюзорных целей, у него появится шанс обнаружить и развить свои реальные возможности. Только в той степени, в которой ему удастся отказаться от своей ложной гордости, он сможет стать менее враждебным к себе и развить твердую уверенность в себе. Только когда долженствования потеряют свою принудительную силу, он сможет открыть свои реальные чувства, желания, убеждения и идеалы. Только встав лицом к лицу с существующими конфликтами, он обретет возможность реальной интеграции, и т.д. Будучи очевидным и понятным для аналитика, все это ощущается пациентом совершенно иначе. Он убежден, что его образ жизни — его решение — правильно, и что только таким способом он может найти мир и свое осуществление. Он ощущает, что его гордость дает ему внутреннюю стойкость и достоинство, что без его долженствований жизнь станет хаотичной и т.д. Объективному стороннему наблюдателю легко сказать, что все эти ценности являются лож-
ными. Но до тех пор пока пациент чувствует, что это все, что у него есть, он будет цепляться за них.
Более того, пациент должен держаться за свои субъективные ценности, поскольку иначе он подверг бы опасности все свое психическое существование. Решения, найденные им для своих внутренних конфликтов, коротко определяемые словами «господство», «любовь», или «свобода», не только предстают перед ним как правильные, мудрые и желательные пути, но и как единственно безопасные. Они придают пациенту ощущение целостности, а столкновение с конфликтами лицом к лицу вызывает у него чувство ужасающей перспективы быть разодранным на части. Его гордость не только дает ему чувство собственной ценности и значимости, но также предохраняет его от столь же ужасающей опасности оказаться отданным на расправу собственной ненависти и презрению к себе.
Специфические средства, при помощи которых пациент в психоанализе отторгает осознавание конфликта или ненависть к себе, доступны ему в соответствии с целостной структурой.
Экспансивный тип избегает осознания страхов, чувства беспомощности, потребности в любви, заботе, помощи и сочувствии. Уступчиый тип больше всего беспокоится о том, чтобы не видеть своей гордости и стремления к собственной выгоде. Отстраненный тип может выставить невозмутимый фасад вежливого равнодушия и пассивности, чтобы избежать актуализации конфликтов. У всех пациентов стремление избежать конфликта носит двойственный характер: они не дают конфликтующим тенденциям всплыть на поверхность и не позволяют своему пониманию проникнуть вглубь. Некоторые из них стремятся избежать понимания конфликтов путем интеллектуализации или изоляции. У других пациентов защита еще более диффузно проявляется в бессознательном сопротивлении ясности мышления или бессознательном цинизме (в смысле отрицания ценностей). И мутность мышления, и циничные установки в этих случаях так
затуманивают вопрос о конфликтах, что они действительно не в состоянии видеть их.
Основной причиной стремления пациентов отторгнуть переживания ненависти и презрения к себе является желание избежать какого бы то ни было осознания невыполненных долженствований. В анализе он таким образом отвергает любое реальное понимание тех недостатков, которые, согласно его внутренним диктатам, являются непростительными грехами. Таким образом, любое предположение о наличии этих недостатков ощущается им как несправедливые обвинения и вынуждает его защищаться. И независимо от того, становится ли его защита воинственной или умиротворяющей, результат неизменен: она удерживает его от трезвого исследования истины.
Все эти жесткие потребности пациента защищать свои субъективные ценности и отражать опасности — субъективные чувства беспокойства или страха — ответственны за ослабление его способности сотрудничать с аналитиком вопреки позитивным сознательным намерениям. Они объясняют необходимость для него быть начеку.
Защитная установка, таким образом, направлена на поддержание статус-кво *. И это характерно для большинства этапов аналитической работы. Например, на начальном этапе работы с отстраненным типом потребность пациента сохранять в неприкосновенности каждую частицу его отстраненности, его «свободы», его позиции нежелания или непротивления полностью определяет его отношение к анализу. Но у экспансивного и уступчивого типов, особенно на начальном этапе, процессу анализа противостоят другие силы. Как и в жизни, в процессе и посредством анализа они стремятся к достижению абсолютного господства, триумфа или любви. Анализ должен убрать все препятствия с их пути к полному Триумфу, отсутствию не-УДач, магической силе воли, неотразимой привлекательно-
1 Такое определение «сопротивления» я предложила в книге Самоанализ, гл. 10, «Работа с сопротивлением».
21 Хпшга К
сти, неоспоримой безгрешности и т.д. Таким образом, проблема не просто в защитной установке пациента, но и в том, что пациент и аналитик активно тянут в противоположные стороны. Несмотря на то, что они оба могут говорить об эволюции, развитии, росте, они подразумевают под этим совершенно разные вещи. Аналитик имеет в виду рост реального Я, а пациент может думать только о совершенствовании своего идеализированного Я.
Все эти обструктивные силы проявляются уже в мотивации пациента к поиску помощи у аналитика. Люди хотят подвергнуться анализу в связи с такими расстройствами, как фобии, депрессии, головные боли, заторможенность в работе, сексуальные расстройства, те или иные повторяющиеся неудачи. Они приходят, поскольку не могут справиться с некоторыми стрессовыми ситуациями, такими, как супружеская неверность или уход одного из супругов из дома. Причиной обращений может быть смутное ощущение застревания в общем развитии. Все эти расстройства кажутся достаточными основаниями для анализа, не требующими дальнейшего исследования. Но по причинам, упомянутым ранее, следовало бы задать вопрос: у кого расстройство? У самого человека с его реальным стремлением к счастью и развитию — или у его гордости?
Конечно, мы не можем провести четкого разграничения, но мы должны осознать, что гордость играет разрушительную роль в превращении тех или иных неприятностей в невыносимые. Боязнь улицы, к примеру, может стать непереносимой для человека, поскольку затрагивает его гордость способностью овладеть любой ситуацией. Уход мужа из семьи становится катастрофой, если фру-стрируется невротическая потребность в справедливости («Я была очень хорошей женой, поэтому вправе рассчитывать на его преданность»). Определенные сексуальные проблемы, не вызывающие беспокойства у одного, непереносимы для другого, который стремится быть эталоном «нормальности». Застревание в развитии может быть таким мучительным, поскольку претензия на легкодостижимое
превосходство оказывается неосуществимой. Значение гордости проявляется и в том, что пациент обращается за помощью при незначительных расстройствах, которые задевают его гордость (таких, как страх перед публичными выступлениями, дрожь в руках или боязнь покраснеть от смущения), в то время как значительно более серьезные расстройства он с легкостью обходит молчанием, и они играют неясную роль в принятии им решения обратиться к аналитику.
С другой стороны, гордость может мешать обратиться к аналитику людям, нуждающимся в помощи, которым можно помочь. Они так гордятся своей самодостаточностью, что это может сделать унизительной мысль о возможности получения какой-либо помощи. Пойти на это будет недопустимой «поблажкой» — они должны быть в состоянии сами справиться со своим расстройством. Или же их гордость умением владеть собой может даже не допускать возможности наличия у них каких-либо невротических нарушений. В лучшем случае они могут обратиться за консультацией по поводу неврозов кого-нибудь из знакомых или родственников. И аналитик в таких случаях должен быть готов к тому, что, возможно, это единственный путь косвенно рассказать о своих собственных затруднениях. Гордость, таким образом, может препятствовать реалистичной оценке своих затруднений и получению помощи. Конечно, не обязательно именно какая-то особая гордость может мешать им обдумывать возможность анализа. Таким препятствием может быть любой фактор, вытекающий из одного из решений внутренних конфликтов. Уход может быть, к примеру, столь выражен, что они действительно примиряются со своими расстройствами (я так устроен). Или уступчивость удерживает их от «эгоистичного» делания чего-либо ради себя.
Обструктивные силы проявляются и в том, чего пациент тайно ожидает от анализа, — я упоминала об этом, рассматривая основные сложности аналитической работы. Повторяясь, скажу, что пациент отчасти ожидает, что
21*
анализ должен устранить какие-либо доставляющие неудобства факторы, не меняя ничего в его невротической структуре, отчасти ожидает, что анализ должен активизировать безграничные силы его идеализированного Я. К тому же эти ожидания касаются не только цели анализа, но и путей ее достижения. Трезвая оценка той работы, которая должна быть проделана, дается редко, практически никогда. Это вызвано несколькими причинами. Конечно, сложно оценить работу тому, кто знает о ней только по публикациям или по случайным попыткам проанализировать окружающих или себя. Но, как и в любой другой новой работе, пациент узнает, что будет, если его гордость не будет вмешиваться. Экспансивный тип недооценивает свои проблемы и переоценивает свои возможности их преодолеть. Со своим выдающимся умом и всемогущей силой воли он должен быть в состоянии моментально справиться с ними. Отстраненный тип, парализованный отсутствием инициативы и инертностью, наоборот, ожидает, что аналитик даст ему чудодейственные ключи, в то время как он терпеливо ждет как заинтересованный наблюдатель. Чем сильнее доминирует у пациента тенденция уступчивости, тем больше он ожидает, что аналитик взмахнет волшебной палочкой только из-за его мольбы о помощи. Конечно, эта вера и надежда скрыты под слоем рациональных ожиданий.
Тормозящий эффект подобных ожиданий очевиден. Не имеет значения, ожидает ли пациент получения желаемых результатов благодаря волшебным силам аналитика или своим собственным, его собственные побуждения к мобилизации необходимых для работы сил ослаблены, а анализ становится просто мистическим процессом. Нет нужды говорить, что рационалистические объяснения неэффективны, поскольку они даже не затрагивают внутреннюю необходимость, определяющую долженствования и стоящие за ними претензии. Пока действуют подобные тенденции, привлекательность быстрого изменения огромна. Пациенты не обращают внимания на то, что публика-
ции о такой терапии касаются симптоматических изменений, и очарованы тем, что по ошибке принимают за легкий прыжок к здоровью и совершенству.
Форм, в которых эти препятствующие силы проявляются в процессе аналитической работы, бесконечное множество. И хотя знать их аналитику немаловажно для быстрого распознавания, я упомяну только несколько из них. Я не стану рассматривать их подробно, так как сейчас нас интересует не техническая сторона анализа, а сущность лечебного процесса.
Пациент может стать сварливым, саркастичным, грубым; он может укрыться за фасадом вежливой уступчивости; может стать уклончивым, прекратить разговор о чем-то, забыть тему; равнодушно обследовать предмет, как если бы его это не касалось; реагировать приступами ненависти и презрения к себе, тем самым препятствуя аналитику продвигаться вперед и т.д. Все эти затруднения могут возникать как непосредственно при работе над проблемами пациента, так и в его отношениях с аналитиком. По сравнению с иными человеческими отношениями отношения между пациентом и аналитиком в одном смысле проще для пациента. Реакции аналитика на пациента сравнительно меньше участвуют в игре, потому что он сосредоточивается на понимании проблем пациента. С другой стороны, это труднее, поскольку возбуждаются конфликты и тревоги пациента. Однако это человеческие отношения, и все трудности, существующие у пациента в отношениях с окружающими, возникают и здесь. Упомянем только несколько наиболее характерных: компульсивная потребность в господстве, любви или свободе во многом определяет развитие отношений и делает пациента чрезмерно чувствительным к руководству, отвержению или принуждению. Из-за того, что его гордость в этом процессе будет неизбежно задета, он легко склонен чувствовать себя униженным. Из-за своих долженствований и претензий пациент часто чувствует себя разочарованным и оскорбленным.
Активизация самообвинения и презрения к себе заставляют его чувствовать себя обвиняемым и презираемым. Или, под воздействием саморазрушительного гнева, он быстро переходит к обвинениям и оскорблениям аналитика.
Наконец, пациенты постоянно переоценивают значение аналитика. Для них он не просто человек, который благодаря своей подготовке и самопознанию может помочь им. Независимо от того, насколько они искушены в жизни, они втайне действительно относятся к аналитику как к шаману, наделенному сверхчеловеческими способностями к творению добра и зла. Их страхи и ожидания вместе порождают такое отношение. Аналитик обладает властью обидеть их, сломать их гордость, вызвать у них презрение к себе, но и дать волшебное лекарство! То есть он волшебник, обладающий властью ввергнуть их в преисподнюю или вознести на небеса.
Мы можем оценивать значение этих защитных реакций с нескольких точек зрения. При работе с пациентом нас поражает оказываемое ими тормозящее воздействие на процесс анализа. Они затрудняют, а иногда делают просто невозможным для пациента оценить, понять и изменить себя. С другой стороны, как отмечал Фрейд, говоря о «сопротивлении», они также являются дорожными знаками, направляющими наше исследование. В той степени, в какой мы постепенно понимаем субъективные ценности, которые пациенту нужно защитить или усилить, и те опасности, которые он старается в данный момент отразить, мы выясняем кое-что о действующих в нем существенных силах.
Более того, хотя эти защиты и создают многочисленные сложности в терапии, и аналитик иногда хотел бы, чтобы их было, попросту говоря, поменьше, они часто делают процесс более прочным, чем он был бы без них. Аналитик старается избегать непродуманных интерпретаций, но, не имея «божественного» всеведения, он не может предотвратить того, что временами в пациенте возникает больше дискомфорта, чем он может перенести. Аналитик может
сделать замечания, которые он считает безвредными, а пациент может воспринять их как сигнал тревоги. Или даже без таких замечаний пациент через свои ассоциации или сны может открыть пугающие, но не поучительные перспективы. Таким образом, независимо от того, насколько обструктивны эти защиты, они порождают и положительные факторы, поскольку являются выражением интуитивных процессов самозащиты, необходимых в силу непрочности внутренних условий, созданных системой гордости.
Любая тревога, возникшая в процессе аналитической терапии, обычно беспокоит пациента, потому что он склонен воспринять ее как признак ухудшения. Но чаще это не так. Ее значение может быть оценено только в том контексте, в котором она возникла. Она может означать, что пациент подошел к своим конфликтам или ненависти к себе ближе, чем способен выдержать в данное время. В этом случае его привычные способы ослабления тревоги обычно помогают справиться с ней. Путь, который, казалось, открылся, снова закрывается, пациенту не удается извлечь пользу из своего переживания. С другой стороны, возникшая тревога может иметь чрезвычайно положительное значение, указывая на то, что пациент чувствует теперь себя достаточно крепким для того, чтобы рискнуть столкнуться со своими проблемами более прямо.
Путь аналитической терапии достаточно древний, и его неоднократно отстаивали в истории человечества. У Сократа, в индуистской философии и в других источниках — это путь переориентации посредством самопознания. Новым и специфическим является метод достижения самопознания, которым мы обязаны гению Фрейда. Аналитик помогает пациенту осознать все действующие в нем силы, как обструктивные, так и конструктивные; он помогает пациенту бороться с первыми и мобилизовывать последние. И, хотя разрушение обструктивных сил идет одновременно с высвобождением конструктивных, мы рассмотрим их по отдельности.
Когда я читала курс лекций по вопросам, рассматриваемым в этой книге 1, после девятой лекции меня спросили, когда же я наконец начну рассказывать о терапии. Я ответила, что все, сказанное мной, относится к терапии. Вся информация о возможных психологических сложностях дает любому человеку шанс разобраться в собственных проблемах. Когда мы спрашиваем здесь, что должен осознать пациент, чтобы искоренить свою систему гордости и все ее следствия, мы можем просто сказать, что он должен осознать каждый отдельный аспект того, о чем рассказывается в этой книге: свою погоню за славой, свои претензии, свои долженствования, свою гордость, свою ненависть к себе, свое отчуждение от себя, свои конфликты, свое конкретное решение и воздействие всех этих факторов на его отношения с людьми и возможности творчески работать.
Более того, пациент должен не только разобраться в этих отдельных факторах, но и понять их связь и взаимодействие. Наиболее необходимо здесь понимание того, что чувство ненависти к себе является неотделимым спутником гордости, и у него не может быть одного без другого. Каждый отдельный фактор должен рассматриваться в контексте всей системы. Пациент должен осознать, к примеру, что его долженствования определяются типом его гордости, что их невыполнение вызывает у него самообвинения, и что, в конечном счете, все это, в свою очередь, объясняет его потребность защищать себя от их нападок.
Осознание этих факторов означает не знание их, а их понимание. Как отмечает Макмюррей: «Это сосредоточение на объекте, это безразличие к личным заботам, которые характеризуют "информационное" отношение, часто называют объективностью... в действительности это только безличность... Информация — это всегда только информация о чем-то, но не познание этого. Наука не может
1 В Новой школе социальных исследований в 1947-48 гг.
научить вас пониманию вашей собаки, она может только дать вам общие сведения о собаках вообще. Вы сможете понять свою собаку, ухаживая за ней во время чумки, обучая ее поведению в доме и играя с ней в мяч. Конечно, вы можете использовать информацию, даваемую наукой о собаках вообще, для лучшего понимания своей собаки, но это уже другое дело. Наука имеет дело с обобщениями, более или менее универсальными характеристиками вещей вообще, но не с чем-либо конкретным. А что-либо реальное всегда конкретно. Каким-то странным образом наше понимание вещей зависит от нашей личной заинтересованности в них» 1.
Но такое знание себя включает две вещи. Пациенту бесполезно иметь общее представление о наличии у себя огромной ложной гордости, или о своей сверхчувствительности к критике и неудачам, или о своей склонности упрекать себя, или о наличии конфликтов. Что важно, так это понимание пациентом специфических способов действия внутри него этих факторов и того, как именно они проявляются в его конкретной жизни, прошлой и настоящей. Может показаться очевидным, что никому не помогает знание, к примеру, о долженствованиях вообще или даже об общих фактах их действия в нем самом, и что вместо этого пациент должен узнать их конкретное содержание и их специфическое воздействие на его собственную жизнь. Подчеркивание специфичного и конкретного необходимо, потому что по многим причинам (отчуждение от себя, потребность скрыть бессознательные претензии) пациент склонен либо к двусмысленности, либо к безликости.
Кроме того, его понимание себя не должно остаться на интеллектуальном уровне: оно может с этого начинаться, но должно стать эмоциональным переживанием. Оба эти фактора тесно переплетены, поскольку никто не может воспринимать, например, гордость вообще, можно пере-
1 Macmurray J., Reason and Emotion. London, Faber and Faber, 1935,с 151.
живать только собственную гордость по отношению к чему-либо определенному *.
Почему же тогда важно, чтобы пациент не только думал о силах, действующих в нем, но и чувствовал их? Потому что простое интеллектуальное «осознание» в точном смысле этого слова вовсе не является «реализацией» 2, так как для пациента оно не становится реальным, не становится его личным достоянием, не укореняется в нем. То, что конкретно он понимает разумом, может быть правильным, но как зеркало, которое не поглощает луч света, а может только отражать его, он может применить это «понимание» к другим, но не к себе. Или же его гордость за свой разум может с быстротой молнии увлечь его в нескольких направлениях: он будет гордиться, что открыл то, чего другие люди остерегаются или избегают; он начнет манипулировать своей конкретной проблемой, изменяя и искажая ее таким образом, что моментально его мстительность или чувство оскорбленности, к примеру, превратятся в абсолютно рациональную реакцию. Или, наконец, одна сила его интеллекта может показаться ему достаточной для того, чтобы рассеять проблему: увидеть — значит решить.
1 Исторически в психоанализе интеллектуальное знание первоначально считалось целительной силой. В то время оно означало проявление детских воспоминаний. Преувеличение силы интеллекта проявилось и в ожидании того, что простое признание иррациональности некоторых тенденций будет достаточным для приведения вещей в порядок. Затем маятник качнулся в противоположную сторону. Эмоциональное переживание отдельного фактора стало самым важным и с тех пор подчеркивается разными способами. В действительности это перемещение акцента характерно для развития многих психоаналитиков. Оказывается, каждому надо заново раскрыть для себя важность эмоциональных переживаний. См.: Rank О., Ferenczi S., The Development of Psychoanalysis, Nervous and Mental Disease Publ, N 40, Washington, 1925. Reik Th., Surprise and the Psychoanalyst, Kegan Paul, London, 1936. Anerbach, Change of Values through Psychotherapy, Personality, vol.1, 1950.
2 Согласно словарю Уэбстера, «реализация = акт или процесс становления реальным». В английском языке слово realization означает и «осознание», и «реализация». — Ред.
Более того, только переживая полностью всю иррациональность доселе бессознательных или полуосознанных чувств и влечений, мы постепенно приходим к пониманию напряженности и компульсивности бессознательных сил, действующих в нас. Пациенту недостаточно признать возможность того, что его отчаяние, вызванное неразделенной любовью, в действительности является чувством унижения, так как задета его гордость своей неотразимостью или обладанием телом и душой своего партнера. Он должен ощутить унижение, а затем и ту власть, которую имеет над ним его гордость. Пациенту недостаточно смутно сознавать, что его гнев или упреки к себе, возможно, сильнее, чем того требует ситуация. Он должен почувствовать всю силу гнева или всю глубину самоосуждения — только тогда сила каких-то бессознательных процессов (и их иррациональность) бросится ему в глаза. Только тогда он испытает побуждение все глубже и глубже познавать себя.
Важно также почувствовать ощущения в соответствующем контексте и постараться пережить те чувства или влечения, которые мы пока только видели, но не ощущали. Вернемся к случаю с женщиной, которая испугалась собаки, когда не смогла подняться на вершину горы. Здесь сам страх ощущался в полной мере. Преодолеть этот конкретный страх ей помогло осознание того, что он является результатом ее презрения к себе. Хотя последнее переживалось еле-еле, ее открытие все равно означало, что страх был испытан в соответствующем контексте. Но другие проявления страха сохранялись до тех пор, пока она не почувствовала глубину своего презрения к себе. А переживание своего презрения к себе в свою очередь помогло только тогда, когда она ощутила его в контексте иррациональных требований к самой себе справляться с любыми проблемами.
Эмоциональное переживание некоторых бессознательных чувств или влечений может появиться внезапно и произвести на нас впечатление откровения. Чаще это проис-
ходит постепенно в процессе серьезной работы над проблемой. Пациент может сначала осознать, например, существующую раздражительность, установить связь между этим состоянием и задетой гордостью. Но в какой-то момент он должен понять всю силу своих задетых чувств и эмоциональное воздействие мстительности. Он сначала может заметить чувства более сильного негодования и оскорбленности, чем было бы оправдано обстоятельствами. Он может осознать, что эти чувства были его ответом на разочарование в каких-то ожиданиях. Он обращает внимание на предположение аналитика о том, что эти чувства могут быть необоснованными, но сам считает их совершенно оправданными. Со временем он заметит ожидания, которые даже его самого поразят необоснованностью. Позже он поймет, что это не безобидные желания, но достаточно жесткие претензии. Спустя некоторое время он откроет их масштабы и их фантастическую природу. Затем он испытает, насколько подавленным или неистово негодующим он становится, когда они фрустрированы. Наконец, присущие им силы прояснятся для него. Но все это еще далеко от ощущения, что он скорее умрет, чем поддастся им.
Последняя иллюстрация: пациент может знать, что считает крайне желательным «выходить сухим из воды» или что иногда любит дурачить и обманывать людей. С расширением области осознания он может понять, насколько он завидует тем, кому успешнее, чем ему, удалось «выйти сухим из воды», и в какую ярость он приходит, когда дурачат и обманывают его. Все больше он будет осознавать, насколько в действительности он гордится способностью обманывать и блефовать. И в какой-то момент он обязательно ощутит до мозга костей, что на самом деле это всепоглощающая страсть.
Но что, однако, если пациент просто не ощущает определенных эмоций, влечений, побуждений или чего-то еще? В конце концов, мы же не можем вызвать чувства искусственно. Может тем не менее быть полезно, если пациент и аналитик убеждены в желательности того,
чтобы разрешить появляться чувствам, чего бы они ни касались, и позволять им появляться с присущей им интенсивностью. Это позволит им обоим быть внимательными к различиям между мыслительной работой и эмоциональным участием. Кроме того, это вызовет их заинтересованность в анализе факторов, мешающих эмоциональным переживаниям. Они могут различаться по степени, интенсивности и виду. Аналитику важно установить, препятствуют ли они переживанию всех чувств или только какого-то одного конкретного. Среди этих факторов выделяется неспособность или недостаточная способность пациента переживать что-либо, воздерживаясь от оценки. Одного пациента, убежденного в своей крайней внимательности, озарило, что он может быть неприятно высокомерным. Затем он поспешно переключился на оценочное суждение о том, что это плохо и надо прекратить так делать.
Такие реакции внешне похожи на прямое противостояние невротической тенденции и желание изменить ее. В действительности в таких случаях пациенты оказываются в ловушке между жерновами собственной гордости и страха самоосуждения, и поэтому агрессивно пытаются устранить определенные черты, прежде чем осознали и пережили их со всей интенсивностью. Другой пациент, имевший табу на получение преимуществ и использование других людей, обнаружил, что под его сверхскромностью была зарыта потребность в собственной выгоде; что в действительности он приходил в ярость, если не извлекал чего-либо из ситуации; что он заболевал каждый раз, когда он встречался с людьми, превосходившими его в чем-то важном. И опять с быстротой молнии он перескочил к выводу, что он крайне неприятен, и тем самым в корне пресек развитие возможности понимания подавленных агрессивных тенденций. И опять была закрыта дверь к осознанию существующего конфликта между компульсивной «неэгоистичностью» и столь же прожорливой агрессивностью.
Люди, думавшие о себе и заметившие немало внутренних проблем и конфликтов, часто говорят: «Я знаю о себе так много (или даже все), и это помогло мне лучше себя контролировать, но в глубине души я все еще чувствую себя неуверенным и жалким». Обычно в таких случаях оказывается, что понимание было слишком односторонним и поверхностным, т.е. не было осознано в только что описанном глубоком и всестороннем смысле. Но допустим, что человек реально пережил какие-то действующие в нем важные силы и увидел их влияние на свою жизнь. Как и в какой степени это понимание себя поможет себя освободить? Конечно, оно может временами расстраивать, а временами давать облегчение, но что на самом деле оно меняет в личности? Этот вопрос может показаться слишком общим для того, чтобы можно было сходу дать удовлетворительный ответ. Но я подозреваю, что все мы склонны переоценивать терапевтический эффект такого понимания-озарения. А так как мы хотим точно уяснить терапевтические факторы, давайте исследуем изменения, приносимые таким осознанием, их возможности и ограничения.
Никто не может познать свою систему гордости и свои решения без некоторой происходящей в нем переориентации. Он начинает осознавать, что определенные его представления о самом себе фантастичны. Он начинает сомневаться и думать, что, возможно, некоторые его требования к себе невыполнимы ни для кого, и что его претензии к другим, помимо того что держатся на хрупком фундаменте, просто нереальны.
Он начинает видеть, что чрезмерно гордится определенными качествами, которыми не обладает или, по крайней мере, обладает не в той мере, как он считал; что, например, его независимость, которой он так гордился, — это скорее чувствительность к принуждению, чем реальная внутренняя свобода; что в действительности он не настолько безупречно честен, как ему казалось, потому что его пронизывают бессознательные претензии; что при всей своей гордости он не хозяин даже в собственном доме; что
значительная часть его любви к людям (которая делала его столь чудесным) вытекает из компульсивной потребности быть любимым и иметь поклонников.
Наконец, он начинает сомневаться в правильности своей структуры ценностей и целей. Быть может, его упреки к себе — это не просто признак нравственной чувствительности? Возможно, его цинизм — это не показатель того, что он выше общих предрассудков, а просто способ бегства от согласовывания себя со своими убеждениями? Может, видеть во всех людях жуликов — это не такая уж абсолютная мудрость? Быть может, от своей отстраненности он многое теряет? Может быть, власть и любовь — это не конечный ответ на все?
Все подобные изменения могут быть описаны как постепенная работа по проверке реальности и ценностей. Эти шаги все больше подрывают систему гордости. Все это — необходимые условия для переориентации, являющейся целью терапии. Но пока это все еще процессы разрушения иллюзий. Одни они не дадут полного и длительного (или какого-либо) эффекта освобождения, если одновременно не будут предприняты конструктивные шаги.
Когда на ранних этапах развития психоанализа психиатры начали рассматривать анализ в качестве возможной формы психотерапии, некоторые отстаивали точку зрения, что за анализом должен следовать синтез. Они допускали необходимость что-то убрать. Но после того как это сделано, терапевт должен дать пациенту что-то положительное, чем тот смог бы жить, во что смог бы верить, для чего смог бы работать. Хотя такие предположения, возможно, вырастали из неверного понимания анализа и содержали немало ошибок, тем не менее они были подсказаны хорошей интуицией.
На самом деле эти предположения ближе аналитическому мышлению нашей школы, чем Фрейду, потому что он не рассматривал лечебный процесс так, как видим его
мы, — как побуждающий отказаться от чего-то деструктивного ради того, чтобы дать возможность развиваться чему-то конструктивному. Основная ошибка старых положений заключалась в роли, которую они приписывали терапевту. Вместо доверия к собственным конструктивным силам пациента они считали, что терапевт должен совершенно искусственным путем, как deus ex machina, обеспечить пациенту более позитивный образ жизни.
Мы вернулись к древней медицинской мудрости, гласящей, что целебные силы присутствуют в разуме так же, как они присутствуют в теле, и в случае расстройств в теле или психике врач просто протягивает руку помощи, чтобы устранить вредные и поддержать здоровые силы. Терапевтическая ценность процесса разрушения иллюзий заключается в возможности того, что с ослаблением об-структивных сил у конструктивных сил реального Я появляется шанс вырасти.
Задача аналитика в поддержании этого процесса достаточно сильно отличается от его задачи при анализе системы гордости. Последняя работа требует, помимо отработанных терапевтических навыков, обширных знаний возможных бессознательных сложностей и личной изобретательности в обнаружении, понимании, установлении связей. Чтобы помочь пациенту найти себя, терапевт также нуждается в полученных из опыта знаниях <