Новорожденный, особенности ухода.
Содержание самостоятельной работы:
1. ИЗУЧИТЬ особенности внутриутробного развития.
2. Изучить АФО доношенного новорожденного и уход за ним, критерии оценки состояния при рождении (шкала Апгар) по учебнику, конспекту лекций и дополнительной литературе.
ИЗУЧИТЬ АФО недоношенных детей, уход за ними, систему организации педиатрической помощи недоношенным детям.
3. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:
Проблемы профилактической педиатрии:
- планирование семьи;
- безопасное материнство;
- воспитание здорового образа жизни.
Роль медицинской сестры в оказании помощи новорожденным детям
в род. доме и детской поликлинике.
4. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ:
Задача 1. Вы участковая медсестра, пришли на дородовый патронаж к беременной женщине (срок беременности – 9 недель).
1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
2. Объясните цель и задачи дородового патронажа.
3. Дайте рекомендации будущей маме по режиму дня и питанию.
Задача 2. Вы участковая медсестра, пришли на дородовый патронаж к беременной женщине (срок беременности – 29 недель).
1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
2. Объясните цель и задачи дородового патронажа.
3. Дайте рекомендации будущей маме по режиму дня и питанию.
Задача 3. Вы медицинская сестра роддома. На 4 день жизни врачом назначена вакцинация БЦЖ.
1. Назвать цели вакцинации и сроки.
2. Перечислите, имеющиеся к вакцинации противопоказания.
3. Показать технику вакцинации БЦЖ.
4. Составить план наблюдения за местной реакцией.
Задача 4. Вы участковая медсестра, пришли на патронаж к новорожденному. При осмотре на паховых складках кожи опрелости I степени, выявлены дефекты ухода.
1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
2. Перечислите независимые и зависимые действия медсестры.
3. Составьте план беседы с мамой по проведению гигиенической ванны.
Задача 5. Составьте таблицу.
Сравнительная характеристика внешних признаков доношенного и недоношенного недоношенных.
№ | Признаки | Доношенный новорожденный | Недоношенный новорожденный |
1. | Масса | ||
2. | Длина тела | ||
3. | Кожные покровы | ||
4. | Мышечный тонус | ||
5. | Ногти | ||
6. | Ушные раковины | ||
7. | |||
8. | и т. д. | ||
9. | |||
10. | |||
11. |
Задача 6. Вы участковая медсестра, пришли на патронаж к новорожденному. Мама просит вас объяснить ей правила ухода за ребенком.
1. Поведите беседу с мамой по организации детского уголка.
2. Покажите технику пеленания новорожденного.
Задача 7. Вы пришли на первичный патронаж к новорожденному.
1. Сформулировать цели патронажа.
2. Показать обработку пупочной ранки и кожи в домашних условиях.
3. Дать рекомендации по режиму дня и прогулок с ребенком.
Задача 8. Вы участковая медсестра, пришли на патронаж к новорожденному. Ребенок родился недоношенным (IIстепень), находился на стационарном лечении – 2-ой этап выхаживания.
1. Объясните маме особенности ухода за недоношенным ребенком.
2. Покажите технику утреннего туалета новорожденного.
Задача 9. После рождения у новорожденного отмечается:
- легкое сгибание конечностей;
- кожные покровы розового цвета;
- частота сердечных сокращений – 100 уд/мин;
- при отсасывании слизи из верхних дыхательных путей – гримаса;
- крик слабый.
Оцените ребенка по шкале Апгар.
Задача 10. При первичном патронаже к новорожденному мама высказала жалобу на повышение температуру у ребенка до 37,8°С. Общее состояние не нарушено.
При осмотре: детский уголок организован, кроватка далеко от батареи, температура в помещении 28°С. Ребенка пеленают закрытым способом, дополнительно укрывают хлопчатобумажным покрывалом.
1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
2. Перечислите независимые и зависимые действия медсестры.
Проблемы ребенка | Цели сестринского вмешательства | План сестринского вмешательства |
1.Настоящие: - - - 2.Потенциальные: - - - | Независимые действия: - - - - Зависимые действия: - - - |
3. Продемонстрируйте технику открытого пеленания новорожденного.
Задача 11. Ребенок родился с массой тела 3450,0 и длиной тела 53см. Оценка по шкале Апгар 8 – 10 баллов. К груди приложили в течение первых 30 минут после родов, сосал активно. На 3 день жизни масса тела уменьшилась до 3200,0.
1. Чем объяснить снижение массы тела?
2. Какие рекомендации необходимо дать маме.
Задача 12. При патронаже, на 5 день после выписки из роддома, медсестра обнаружила у новорожденного двухстороннее нагрубание молочных желез. Кожные покровы над соском не изменены, выделяется небольшое количество беловатой жидкости. Температура тела нормальная, сосет активно, сон не нарушен.
1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
2. Как объяснить ухудшение состояния ребенка?
3. Ваши рекомендации по уходу за ребенком.
Задача 13. При II дородовом патронаже к женщине 40 лет выяснилось
- срок беременности – 32нед., на учете в женской консультации с 12 недель;
- беременность по счету – 5, предыдущие беременности закончились
абортами;
- в I половине беременности перенесла грипп, лечение амбулаторное.
1. Сделайте выводы по дальнейшему течению беременности.
2. Какие советы необходимо дать этой женщине?
5. СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ПО ТЕМЕ.
6. ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ.
§ Уход за новорожденным ребенком
§ Особенности ухода за недоношенным ребенком.
§ Закаливание детей раннего возраста.
§ Роль медицинской сестры в оказании помощи новорожденным детям
в роддоме и детской поликлинике.
Тема 3. Период грудного возраста. Физическое и нервно-психическое
развитие ребенка.
Содержание самостоятельной работы:
1. Изучить АФО ребенка грудного возраста.
2. ИЗУЧИТЬ особенности физического и нервно-психического развития ребенка до 1 года. Закаливание детей раннего возраста.
3. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:
- АФО нервной системы у детей;
- развитие органов чувств у детей до года;
- оценка нервно-психического развития;
- основные показатели физического развития;
- оценка физического развития;
- акселерация;
- правила и методы закаливания детей до года4
- патронаж медицинской сестры к детям до года, его цель и задачи;
4. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ:
Задача 1.
Ребенку 6 месяцев. Родился с массой 3400г. и длиной тела 54см. Сейчас весит 7100г., длина тела - 68,5см., окружность головы – 43см, окружность грудной клетки – 45см. Оцените физическое развитие ребенка.
Задача 2.
Ребенку 9 месяцев. Родился с массой 3300г. и длиной тела 54см. Сейчас весит 8300г., длина тела - 74см., окружность головы – 44см, окружность грудной клетки – 47см. Оцените физическое развитие ребенка.
Задача 3.
Ребенку 7 месяцев. Родился с массой 3100г. и длиной тела 55см. Сейчас весит 6100г., длина тела - 65,5см., окружность головы – 43см, окружность грудной клетки – 45см. Оцените физическое развитие ребенка.
Задача 4.
Ребенок улыбается, гулит, хорошо удерживает игрушки, переворачивается со спины на живот. Родился с массой 3400,0 и длиной тела 52см. Определите возраст и оцените физическое развитие ребенка, если его масса тела - 5200,0 длина тела – 64см, окружность головы – 40см, окружность грудной клетки – 42см.
Задача 5.Ребенок хорошо сидит, ползает, понимает обращенную речь, перекладывает игрушки из руки в руку. У ребенка – 3 зуба. Определите возраст ребенка и оцените его физическое развитие, если он родился с массой 3300,0 и длиной тела 54см. Сейчас малыш весит 8500,0, длина тела – 66см, окружность головы – 43,5см, окружность грудной клетки – 45,5см.
5. СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ПО ТЕМЕ.
6. ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ.
§ Игрушки – это серьезно!
§ Массаж и гимнастика грудных детей.
§ Нервно-психическое развитие детей раннего возраста.
§ Профилактические прививки в борьбе с инфекционными заболеваниями детей.
§ Закаливание детей.