Новорожденный, особенности ухода.

Содержание самостоятельной работы:

1. ИЗУЧИТЬ особенности внутриутробного развития.

2. Изучить АФО доношенного новорожденного и уход за ним, критерии оценки состояния при рождении (шкала Апгар) по учебнику, конспекту лекций и дополнительной литературе.

ИЗУЧИТЬ АФО недоношенных детей, уход за ними, систему организации педиатрической помощи недоношенным детям.

3. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:

Проблемы профилактической педиатрии:

- планирование семьи;

- безопасное материнство;

- воспитание здорового образа жизни.

Роль медицинской сестры в оказании помощи новорожденным детям

в род. доме и детской поликлинике.

4. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ:

Задача 1. Вы участковая медсестра, пришли на дородовый патронаж к беременной женщине (срок беременности – 9 недель).

1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.

2. Объясните цель и задачи дородового патронажа.

3. Дайте рекомендации будущей маме по режиму дня и питанию.

Задача 2. Вы участковая медсестра, пришли на дородовый патронаж к беременной женщине (срок беременности – 29 недель).

1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.

2. Объясните цель и задачи дородового патронажа.

3. Дайте рекомендации будущей маме по режиму дня и питанию.

Задача 3. Вы медицинская сестра роддома. На 4 день жизни врачом назначена вакцинация БЦЖ.

1. Назвать цели вакцинации и сроки.

2. Перечислите, имеющиеся к вакцинации противопоказания.

3. Показать технику вакцинации БЦЖ.

4. Составить план наблюдения за местной реакцией.

Задача 4. Вы участковая медсестра, пришли на патронаж к новорожденному. При осмотре на паховых складках кожи опрелости I степени, выявлены дефекты ухода.

1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.

2. Перечислите независимые и зависимые действия медсестры.

3. Составьте план беседы с мамой по проведению гигиенической ванны.

Задача 5. Составьте таблицу.

Сравнительная характеристика внешних признаков доношенного и недоношенного недоношенных.

Признаки Доношенный новорожденный Недоношенный новорожденный
1. Масса    
2. Длина тела    
3. Кожные покровы    
4. Мышечный тонус    
5. Ногти    
6. Ушные раковины    
7.      
8. и т. д.    
9.      
10.      
11.      

Задача 6. Вы участковая медсестра, пришли на патронаж к новорожденному. Мама просит вас объяснить ей правила ухода за ребенком.

1. Поведите беседу с мамой по организации детского уголка.

2. Покажите технику пеленания новорожденного.

Задача 7. Вы пришли на первичный патронаж к новорожденному.

1. Сформулировать цели патронажа.

2. Показать обработку пупочной ранки и кожи в домашних условиях.

3. Дать рекомендации по режиму дня и прогулок с ребенком.

Задача 8. Вы участковая медсестра, пришли на патронаж к новорожденному. Ребенок родился недоношенным (IIстепень), находился на стационарном лечении – 2-ой этап выхаживания.

1. Объясните маме особенности ухода за недоношенным ребенком.

2. Покажите технику утреннего туалета новорожденного.

Задача 9. После рождения у новорожденного отмечается:

- легкое сгибание конечностей;

- кожные покровы розового цвета;

- частота сердечных сокращений – 100 уд/мин;

- при отсасывании слизи из верхних дыхательных путей – гримаса;

- крик слабый.

Оцените ребенка по шкале Апгар.

Задача 10. При первичном патронаже к новорожденному мама высказала жалобу на повышение температуру у ребенка до 37,8°С. Общее состояние не нарушено.

При осмотре: детский уголок организован, кроватка далеко от батареи, температура в помещении 28°С. Ребенка пеленают закрытым способом, дополнительно укрывают хлопчатобумажным покрывалом.

1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.

2. Перечислите независимые и зависимые действия медсестры.

Проблемы ребенка Цели сестринского вмешательства План сестринского вмешательства
  1.Настоящие: - - -   2.Потенциальные: - - -     Независимые действия: - - - -   Зависимые действия: - - -  

3. Продемонстрируйте технику открытого пеленания новорожденного.

Задача 11. Ребенок родился с массой тела 3450,0 и длиной тела 53см. Оценка по шкале Апгар 8 – 10 баллов. К груди приложили в течение первых 30 минут после родов, сосал активно. На 3 день жизни масса тела уменьшилась до 3200,0.

1. Чем объяснить снижение массы тела?

2. Какие рекомендации необходимо дать маме.

Задача 12. При патронаже, на 5 день после выписки из роддома, медсестра обнаружила у новорожденного двухстороннее нагрубание молочных желез. Кожные покровы над соском не изменены, выделяется небольшое количество беловатой жидкости. Температура тела нормальная, сосет активно, сон не нарушен.

1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.

2. Как объяснить ухудшение состояния ребенка?

3. Ваши рекомендации по уходу за ребенком.

Задача 13. При II дородовом патронаже к женщине 40 лет выяснилось

- срок беременности – 32нед., на учете в женской консультации с 12 недель;

- беременность по счету – 5, предыдущие беременности закончились

абортами;

- в I половине беременности перенесла грипп, лечение амбулаторное.

1. Сделайте выводы по дальнейшему течению беременности.

2. Какие советы необходимо дать этой женщине?

5. СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ПО ТЕМЕ.

6. ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ.

§ Уход за новорожденным ребенком

§ Особенности ухода за недоношенным ребенком.

§ Закаливание детей раннего возраста.

§ Роль медицинской сестры в оказании помощи новорожденным детям

в роддоме и детской поликлинике.

Тема 3. Период грудного возраста. Физическое и нервно-психическое

развитие ребенка.

Содержание самостоятельной работы:

1. Изучить АФО ребенка грудного возраста.

2. ИЗУЧИТЬ особенности физического и нервно-психического развития ребенка до 1 года. Закаливание детей раннего возраста.

3. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:

- АФО нервной системы у детей;

- развитие органов чувств у детей до года;

- оценка нервно-психического развития;

- основные показатели физического развития;

- оценка физического развития;

- акселерация;

- правила и методы закаливания детей до года4

- патронаж медицинской сестры к детям до года, его цель и задачи;

4. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ:

Задача 1.

Ребенку 6 месяцев. Родился с массой 3400г. и длиной тела 54см. Сейчас весит 7100г., длина тела - 68,5см., окружность головы – 43см, окружность грудной клетки – 45см. Оцените физическое развитие ребенка.

Задача 2.

Ребенку 9 месяцев. Родился с массой 3300г. и длиной тела 54см. Сейчас весит 8300г., длина тела - 74см., окружность головы – 44см, окружность грудной клетки – 47см. Оцените физическое развитие ребенка.

Задача 3.

Ребенку 7 месяцев. Родился с массой 3100г. и длиной тела 55см. Сейчас весит 6100г., длина тела - 65,5см., окружность головы – 43см, окружность грудной клетки – 45см. Оцените физическое развитие ребенка.

Задача 4.

Ребенок улыбается, гулит, хорошо удерживает игрушки, переворачивается со спины на живот. Родился с массой 3400,0 и длиной тела 52см. Определите возраст и оцените физическое развитие ребенка, если его масса тела - 5200,0 длина тела – 64см, окружность головы – 40см, окружность грудной клетки – 42см.

Задача 5.Ребенок хорошо сидит, ползает, понимает обращенную речь, перекладывает игрушки из руки в руку. У ребенка – 3 зуба. Определите возраст ребенка и оцените его физическое развитие, если он родился с массой 3300,0 и длиной тела 54см. Сейчас малыш весит 8500,0, длина тела – 66см, окружность головы – 43,5см, окружность грудной клетки – 45,5см.

5. СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ПО ТЕМЕ.

6. ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ.

§ Игрушки – это серьезно!

§ Массаж и гимнастика грудных детей.

§ Нервно-психическое развитие детей раннего возраста.

§ Профилактические прививки в борьбе с инфекционными заболеваниями детей.

§ Закаливание детей.

Наши рекомендации