Оценка гармоничности развития.

Центильные закономерности соотношений между массой тела и длиной применяются в качестве оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяя выявлять детей с отклонениями в физическом развитии.

При оценке гармоничности развития выделяют:

§ гармоничное,

§ дисгармоничное

§ резко дисгармоничное физическое развитие.

При оценке физического развития по центильным таблицам выделяют три группы детей:

§ основная,

§ группа риска

§ группа детей с отклонениями в физическом развитии.

К основной группе относят детей, не требующих по антропометрическим данным специального врачебного внимания. Их физическое развитие соответствует средним, повышенным или пониженным при одномерной оценке по длине или массе тела (3-й и 6-й интервалы шкалы) и гармоничному соотношению массы тела по длине тела (4-й и 5-й интервалы номограммы).
В группу риска относят детей:

а) с высокой или низкой длиной или массой тела (7-й или 2-й интервал шкалы);

б) дисгармоническое физическое развитие при оценке массы тела по длине тела (3-й и 6-й интервалы номограммы);

в) если один из параметров (масса или длина тела) при последующих наблюдениях переходит через один центильный интервал.

Вопрос о тактике медицинского наблюдения у них решается индивидуально. Эти дети должны быть под дополнительным наблюдением педиатра.
Группа детей с отклонениями в физическом развитииимеют:

а) очень низкую или очень высокую массу и длину тела

(1-й и 8-й интервалы шкалы);

б) резко дисгармоничное развитие при оценке массы тела по длине тела

(1-2-й и 7-8-й интервалы);

в) если один из параметров (масса или длина тела) при последующих

наблюдениях переходит через два центильных интервала.

Отнесение показателей развития ребенка к указанным выше вариантам оценки требует активного дополнительного углубленного обследования у специалистов (педиатры, эндокринологи, гинекологи, невропатологи и др.).
Рекомендуемый порядок определения физического развития включает последовательно следующие мероприятия: проведение измерений и взвешиваний по общепринятой методике; оценку конституциональных особенностей телосложения и полового созревания; определение возрастной группы; запись полученных измерений в центильных интервалах.

Непосредственная оценка физического развития подразумевает оценку каждого отдельного показателя, а также их совокупности, динамику в сравнении с предыдущими измерениями и определение дальнейшей тактики наблюдений за ребенком.

Акселерация- ускорение возрастного развития. Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др.) развития и завершении созревания организма. В качестве основных проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева (1979) рассматривают:

§ большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века;

§ более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;

§ более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;

§ более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия; увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;

§ половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения (И. М. Воронцов, А. В. Мазурин, 1985).

На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. К первомуотносятся те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической зрелости выше средних значений для этой возрастной группы, ко второму типу - дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину.

Для объяснения процесса акселерации в настоящее время предложен ряд теорий (Ю. П. Лисицын, 1973):

А. Физико-химические:
1) гелио-генная (влияние солнечной радиации);
2) радиоволновая, магнитная (влияние магнитного поля);
3) космической радиации;
4) повышенной концентрации углекислого газа, вызванной ростом

производства.

Б. Теории отдельных факторов условий жизни:
1)алиментарная;
2) повышенной информации.

В. Генетические:
1)циклических биологических изменений;
2) гетерозиса (смешения популяций).

Г. Теории комплекса факторов условий жизни:
1)урбанического влияния;
2)комплекса социально-биологических факторов.

Ускорение физического развития ребенка требует рационализации трудовой деятельности и физической нагрузки. В связи с акселерацией должны периодически пересматриваться регионарные нормативы, которыми мы пользуемся для оценки физического развития.

Закаливание детей

Закаливание организма – целенаправленное увеличение резистентности или сопротивляемости организма к факторам окружающей среды, необходимое для снижения заболеваемости детей и, прежде всего инфекционными болезнями.

Закаливающие мероприятия разделяются на: общие и специальные.

Общие, неспецифические закаливающие мероприятия – проводятся на протяжении жизни ребенка и предусматривают:

Ø рациональное питание;

Ø ежедневные прогулки;

Ø сон на воздухе;

Ø правильный режим дня;

Ø рациональную одежду;

Ø воздушный, температурный режим помещения;

Ø регулярное проветривание помещения.

К специальным закаливающим мероприятиям относятся:

Ø строго дозированное воздействие УФО;

Ø гимнастика;

Ø массаж;

Ø воздушные и водные процедуры;

Ø плавание.

Правила закаливающих мероприятий (Г.Н.Сперанский):

1. Начинать и проводить только при полном здоровье ребенка.

2. Постепенное нарастание интенсивности.

3. Занятия должны быть систематическими.

4. Учитывать индивидуальность и возраст ребенка.

5. Начинать в любое время года, но предпочтительнее - теплое.

6. Проводят только при положительной эмоции ребенка.

7. Возобновлять занятия ребенка с разрешения врача с того уровня

воздействия, которые были в начале.

1. Общие, неспецифические закаливающие мероприятия:

1.1. Температурный режим – 0-6 мес.- не больше 22°С

6-12 мес. – 20-19 °С

больше года – 17-19 ° С

1.2. Проветривание –осенне-зимний период 4-5 раз по 10-15 мин

летом – более длительно.

Критерием прекращения проветривания является снижение температуры

на 2-3 ° С. Ночью окно лучше закрывать, т.к. резко снижается

температура.

1.3 Прогулки– начинают через 2 недели после выписки из роддома, в теплую, сухую погоду. Время прогулки – 15 минут, постепенно увеличивая на 5-15 мин., доведя до 2-2,5 часов – 2 -3 раза в день между кормлениями.

В холодное время – начинают через 3-4 недели после выписки.

Начинают с 10 минут в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже - 5 ° С, доводя до 1,5-2 часов 2 раза в день.

От 1 мес. до 3 мес. – не ниже -10° С ;

От 3 мес. до 6 мес. – не ниже - 12° С

От 6 мес. до 1,5лет – не ниже - 15° С

Старше 1,5лет – не ниже - 15-16° С (продолжительность 2,5-3 часа).

1.4. Водные процедуры:

- гигиеническая ванна;

- подмывание, умывание, мытье рук, на ночь – ног.

- летом – играть с водой.

Наши рекомендации