Оценка гармоничности развития.
Центильные закономерности соотношений между массой тела и длиной применяются в качестве оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяя выявлять детей с отклонениями в физическом развитии.
При оценке гармоничности развития выделяют:
§ гармоничное,
§ дисгармоничное
§ резко дисгармоничное физическое развитие.
При оценке физического развития по центильным таблицам выделяют три группы детей:
§ основная,
§ группа риска
§ группа детей с отклонениями в физическом развитии.
К основной группе относят детей, не требующих по антропометрическим данным специального врачебного внимания. Их физическое развитие соответствует средним, повышенным или пониженным при одномерной оценке по длине или массе тела (3-й и 6-й интервалы шкалы) и гармоничному соотношению массы тела по длине тела (4-й и 5-й интервалы номограммы).
В группу риска относят детей:
а) с высокой или низкой длиной или массой тела (7-й или 2-й интервал шкалы);
б) дисгармоническое физическое развитие при оценке массы тела по длине тела (3-й и 6-й интервалы номограммы);
в) если один из параметров (масса или длина тела) при последующих наблюдениях переходит через один центильный интервал.
Вопрос о тактике медицинского наблюдения у них решается индивидуально. Эти дети должны быть под дополнительным наблюдением педиатра.
Группа детей с отклонениями в физическом развитииимеют:
а) очень низкую или очень высокую массу и длину тела
(1-й и 8-й интервалы шкалы);
б) резко дисгармоничное развитие при оценке массы тела по длине тела
(1-2-й и 7-8-й интервалы);
в) если один из параметров (масса или длина тела) при последующих
наблюдениях переходит через два центильных интервала.
Отнесение показателей развития ребенка к указанным выше вариантам оценки требует активного дополнительного углубленного обследования у специалистов (педиатры, эндокринологи, гинекологи, невропатологи и др.).
Рекомендуемый порядок определения физического развития включает последовательно следующие мероприятия: проведение измерений и взвешиваний по общепринятой методике; оценку конституциональных особенностей телосложения и полового созревания; определение возрастной группы; запись полученных измерений в центильных интервалах.
Непосредственная оценка физического развития подразумевает оценку каждого отдельного показателя, а также их совокупности, динамику в сравнении с предыдущими измерениями и определение дальнейшей тактики наблюдений за ребенком.
Акселерация- ускорение возрастного развития. Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др.) развития и завершении созревания организма. В качестве основных проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева (1979) рассматривают:
§ большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века;
§ более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
§ более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
§ более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия; увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
§ половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.
Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения (И. М. Воронцов, А. В. Мазурин, 1985).
На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. К первомуотносятся те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической зрелости выше средних значений для этой возрастной группы, ко второму типу - дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину.
Для объяснения процесса акселерации в настоящее время предложен ряд теорий (Ю. П. Лисицын, 1973):
А. Физико-химические:
1) гелио-генная (влияние солнечной радиации);
2) радиоволновая, магнитная (влияние магнитного поля);
3) космической радиации;
4) повышенной концентрации углекислого газа, вызванной ростом
производства.
Б. Теории отдельных факторов условий жизни:
1)алиментарная;
2) повышенной информации.
В. Генетические:
1)циклических биологических изменений;
2) гетерозиса (смешения популяций).
Г. Теории комплекса факторов условий жизни:
1)урбанического влияния;
2)комплекса социально-биологических факторов.
Ускорение физического развития ребенка требует рационализации трудовой деятельности и физической нагрузки. В связи с акселерацией должны периодически пересматриваться регионарные нормативы, которыми мы пользуемся для оценки физического развития.
Закаливание детей
Закаливание организма – целенаправленное увеличение резистентности или сопротивляемости организма к факторам окружающей среды, необходимое для снижения заболеваемости детей и, прежде всего инфекционными болезнями.
Закаливающие мероприятия разделяются на: общие и специальные.
Общие, неспецифические закаливающие мероприятия – проводятся на протяжении жизни ребенка и предусматривают:
Ø рациональное питание;
Ø ежедневные прогулки;
Ø сон на воздухе;
Ø правильный режим дня;
Ø рациональную одежду;
Ø воздушный, температурный режим помещения;
Ø регулярное проветривание помещения.
К специальным закаливающим мероприятиям относятся:
Ø строго дозированное воздействие УФО;
Ø гимнастика;
Ø массаж;
Ø воздушные и водные процедуры;
Ø плавание.
Правила закаливающих мероприятий (Г.Н.Сперанский):
1. Начинать и проводить только при полном здоровье ребенка.
2. Постепенное нарастание интенсивности.
3. Занятия должны быть систематическими.
4. Учитывать индивидуальность и возраст ребенка.
5. Начинать в любое время года, но предпочтительнее - теплое.
6. Проводят только при положительной эмоции ребенка.
7. Возобновлять занятия ребенка с разрешения врача с того уровня
воздействия, которые были в начале.
1. Общие, неспецифические закаливающие мероприятия:
1.1. Температурный режим – 0-6 мес.- не больше 22°С
6-12 мес. – 20-19 °С
больше года – 17-19 ° С
1.2. Проветривание –осенне-зимний период 4-5 раз по 10-15 мин
летом – более длительно.
Критерием прекращения проветривания является снижение температуры
на 2-3 ° С. Ночью окно лучше закрывать, т.к. резко снижается
температура.
1.3 Прогулки– начинают через 2 недели после выписки из роддома, в теплую, сухую погоду. Время прогулки – 15 минут, постепенно увеличивая на 5-15 мин., доведя до 2-2,5 часов – 2 -3 раза в день между кормлениями.
В холодное время – начинают через 3-4 недели после выписки.
Начинают с 10 минут в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже - 5 ° С, доводя до 1,5-2 часов 2 раза в день.
От 1 мес. до 3 мес. – не ниже -10° С ;
От 3 мес. до 6 мес. – не ниже - 12° С
От 6 мес. до 1,5лет – не ниже - 15° С
Старше 1,5лет – не ниже - 15-16° С (продолжительность 2,5-3 часа).
1.4. Водные процедуры:
- гигиеническая ванна;
- подмывание, умывание, мытье рук, на ночь – ног.
- летом – играть с водой.