Особенности развития и диспансерного наблюдения
Для физического развития недоношенных детей характерны более высокие темпы прироста массы и длины тела на первом году жизни (за исключением первого месяца). К 2 -3 мес. они удваивают первоначальную массу тела,
к 3-5мес. - утраивают, к году - увеличивают в 4 - 7 раз. В последующие годы жизни глубоконедоношенные дети могут сохранять своеобразную гармоническую «задержку» физического развития.
Темпы нервно-психического развития недоношенных детей в первые 1,5 года обычно замедленны, и степень этой задержки зависит от степени недоношенности — это своеобразная «норма» для незрелых детей. При отсутствии поражения нервной системы даже крайне незрелые дети к 2-3 годам по уровню психомоторного развития не отличаются от доношенных. Полноценное развитие недоношенных детей во многом зависит от социально-экономических и медико-организационных факторов.
Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает:
Ø контроль их физического и нервно-психического развития и показателей периферической крови;
Ø систематические осмотры специалистов (невропатолог, ортопед, окулист). По показаниям — хирург, аллерголог.
Ø индивидуальные оздоровительные и закаливающие процедуры в зависимости от наличия нарушений развития, подбор адекватной профилактики рахита и анемии, индивидуального прививочного календаря.
Недоношенных детей на первом году жизни обычно наблюдают по схеме, предусмотренной для детей 2-й и 3-й групп здоровья. В их реабилитации преимущественное значение имеют физические методы: различные комплексы массажа, гимнастики, упражнения в воде.
Вопрос о начале вакцинации решается строго индивидуально, начиная с 2-месячного возраста. Время начала прививок определяют с участием невропатолога. На всех этапах наблюдения недоношенного ребенка необходима активная совместная работа врача и родителей. Врач детской поликлиники и патронажная медицинская сестра контролируют условия домашней жизни ребенка, своевременность медицинских вмешательств (посещения специалистов, анализы, прививки), занятия по стимуляции психоэмоционального и речевого развития. Соответствующая щадящая домашняя обстановка и регулярные занятия с родителями, сенсорная стимуляция (игрушки, колыбельные песни), тренировка элементарных навыков являются обязательными условиями для полноценного развития недоношенных детей.
Тема лекции: Период грудного возраста. АФО нервной системы.
Физическое и нервно-психическое развитие.
Вид занятия: лекция
Время занятия: 90 минут
Цель занятия:
Учебная – ознакомить с АФО нервной системы;
- особенностям физического и нервно-психического развития.
Воспитательная – воспитать чуткое отношение к детям и родителям .
Развивающая – развить умение по оценке физического и нервно-
Психического развития.
План лекции:
Организационная часть – 2 мин
2. Знакомство с планом лекции – 5 мин
- АФО нервной системы
- развитие двигательных умений
- развитие эмоций, речи, слуха, зрения
- основные показатели физического развития, динамика
Нарастания массы, роста, окружности головы,
Окружности грудной клетки
- закаливание
Изложение материала – 80 мин
Выводы - 3 мин
Оснащение:
Таблицы: «Развитие двигательных умений»
«Антропометрия»
Видеоматериалы
Период грудного возраста – длится с 1 мес. до 1 года.
Это период бурного роста и развития организма. За 1 год ребенок вырастает на 25см, а масса увеличивается в 3 раза.
Ø Кожа легко ранима и требует еще тщательного ухода. Потовые железы начинают функционировать с 3-4 мес., улучшается терморегуляция.
Ø Начинается постепенное откладывание солей кальция, фосфора в костях. Кости более твердые, появляются точки окостенения.
Ø Первые зубы появляются в 6 мес., к 1году – 8 зубов
(количество зубов = n – 4).
Ø Мышцы становятся более сильными, выносливыми.
Ø Дыхательная мускулатура более развита, грудная клетка активно участвует в дыхании. Дыхание становится реже – до 30-35 в минуту и становится глубже.
Ø ССС – вес сердца увеличивается. ЧСС уменьшается, повышается АД.
Ø Нервная система обеспечивает приспособление организма к условиям внешней среды и регулирует все функции организма.
АФО нервной системы
Закладка нервной системы – на 1 неделе внутриутробного развития. На 5 неделе образуются отделы мозга (продолговатый, конечный). Развитие идет неравномерно, более активно развивается спинной мозг, поэтому он хорошо развит при рождении.
Борозды и извилины головного мозга развиты слабо. Нервные клетки незрелые. В течение 5 лет борозды и извилины становятся глубже, длиннее.
Развитие нервной системы на 1 году жизни происходит очень быстро. Развиваются органы чувств, движения становятся более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, развивается речь.
Органы чувств:
1. Обоняние– различает резкие запахи;
2. Осязание – развито хорошо;
3.Вкус – развит хорошо, различает горькие и сладкие лекарства,
охотно пьет сладкие смеси;
4. Слух- 1 мес. - вздрагивает при резком звуке
3 мес. - поворачивает голову на звук
5 мес. - различает тон, с которым к нему обращается
9 мес. - знает свое имя;
5. Зрение – 2-3 нед – физиологическая светобоязнь
2 мес. – следит за яркими игрушками
3 мес. - фиксирует взгляд и следит за движением
6 мес. - узнает мать, различает цвета
2-3 года – называет цвета.
Важными показателями нервно-психического развития являются:
Ø Речь
3 мес. – гулит;
6-7 мес. – лепечет;
7-8 мес. – на вопрос «где?» находит предметы
1 год – произносит 8-10 слов
2-3 года – словарный запас до 200 слов, строит простые предложения.
Ø Двигательная активность
1-2 мес.– держит голову;
5 мес. – переворачивается со спины на живот;
6 мес. – переворачивается с живота на спину;
7 мес. – ползает;
9 мес. – стоит;
12 мес. – ходит.
Ø Навыки
5 мес. – берет игрушки;
6 мес. – берет пищу губами с ложки;
7 мес. – пьет из чашки;
8 мес. – поддерживает руками чашку;
12 мес. – сам берет и пьет из чашки.
Физическое развитие
Основными показателями физического развития являются:
- масса,
- длина тела,
- окружность головы,
- окружность груди.
Длина тела
Это наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме и в какой-то мере уровень его зрелости. У новорожденного ребенка – колеблется от 46 до 56см. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения.
В I квартале жизни ежемесячная прибавка длины тела составляет 3см
Во II квартале — 2,5см
В III квартале — 1,5см
В IV квартале— 1см.
Общая прибавка длины тела за 1-й год — 25см. За 2-й и 3-й годы жизни прибавки длины тела составляют соответственно по 12—13 и 7—8 см.
Длина тела у детей от 2 до 15 лет вычисляется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).
Длина тела детей в 8 лет равна 130см, на каждый недостающий год от 130 см отнимается 7см, на каждый превышающий год прибавляется 5см.
- 7см/год 130см +5см/год
Лет
Масса тела
Масса тела в отличие от длины является более лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин экзо- и эндогенного характера. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки.
Масса тела новорожденного составляет в среднем около 3,5кг. Новорожденные массой 2500г и меньше считаются недоношенными или родившимися с внутриутробной гипотрофией. Дети, родившиеся с массой тела 4000г и более, рассматриваются как крупные.
В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который в норме составляет 60—80. Если его величина ниже 60 — это свидетельствует в пользу врожденной гипотрофии, а если выше 80 — врожденной паратрофии.
После рождения в течение 4-5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическая убыль массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального уровня. Снижение массы тела более чем на 300г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.
Скорость нарастания массы тела детей после года значительно замедляется. Масса тела у детей старше года определяется по формулам, предложенным
И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).
Масса тела ребенка в 5 лет равна 19кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2кг, на каждый последующий год прибавляется 3кг.
-2кг 19кг +3кг
5 лет
Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные таблицы по длине тела внутри возрастно-половых групп.
Окружность головы
Окружность головы при рождении в среднем составляет 34 - 36см.
В дальнейшем она особенно интенсивно увеличивается в первый год жизни, составляя к году 46 - 47см.
Первые 3 месяца окружность головы увеличивается на 2см – ежемесячно,
с 3 до 6 месяцев - 1см,
с 6 до 12 месяцев - 0,5см.
К 6 годам окружность головы увеличивается до 50,5 - 51см, к 14 - 15 годам – до 53 - 56см.
У мальчиков величина ее несколько больше, чем у девочек.
Величина окружности головы определяется по формулам И. М. Воронцова,
А. В. Мазурина (1985).
1. Дети первого года жизни: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43см, на каждый недостающий месяц из 43 следует вычесть 1,5см, на каждый последующий прибавить 0,5см.
-1,5см /мес. 43см +0,5см/мес.
6 мес.
2. Дети от 2 до 15 лет: окружность головы в 5 лет равна 50см; на каждый недостающий год вычесть 1см, на каждый превышающий год прибавить 0,6см.
- 1см/год 50см +0,6см/год
5 лет
Контроль за изменением окружности головы детей первых трех лет жизни является важным компонентом сестринской деятельности при оценке физического развития ребенка. Изменения окружности головы отражают общие закономерности биологического развития ребенка, в частности церебральный тип роста, а также развитие ряда патологических состояний (микро- и гидроцефалии).
Окружность груди
Окружность груди при рождении в среднем составляет 32—35 см.
На первом году жизни она увеличивается ежемесячно на 1,2—1,3 см, составляя к году 47—48 см.
К 5 годам окружность груди увеличивается до 55см, к 10 годам - до 65см.
Окружность груди определяется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1985).
1. Дети 1-го года жизни: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45см, на каждый недостающий месяц из 45 следует вычесть 2см, на каждый последующий — прибавить 0,5см.
-2см/мес. 45см +0,5см/мес.
6 мес.
2. Дети от 2 до 15 лет: окружность груди в 10 лет равна 63см,
для детей до 10 лет используется формула 63—1,5 (10—п),
для детей старше 10 лет— 63 + 3см (п—10), где п — число лет ребенку.
Для более точной оценки величины окружности грудной клетки используются центильные таблицы, построенные на оценке окружности груди по длине тела внутри возрастно-половой группы.
Окружность груди — важный показатель, отражающий степень развития грудной клетки, мышечного аппарата, подкожного жирового слоя на груди, который взаимосвязан с функциональными показателями дыхательной системы.