Упражнения на занятиях по арт-терапии

Далее предлагается примерное содержание упражнений, или техник, ре­комендуемых для проведения занятий по арт-терапии, цель которых — поддержание психологического здоровья профессионалов.

Упражнения для настроя на занятие.Эти упражнения предполагают не только освоение разных изобразительных материалов и способов ра­боты, но и служат проявлению спонтанности, позволяющей снизить кон­троль со стороны сознания в процессе рисования и переключиться на об ное мышление. Кроме того, они настраивают на изобразительную работу, развивают воображение и творческие способности.

1. «Каракули». Основное содержание этого упражнения — позволить ка­рандашу или мелку двигаться спонтанно, без какой-либо цели и за­мысла. Это своего рода «прогулка карандаша по бумаге», в результате которой может возникнуть нечто осмысленное.

2. «Вырезанные формы». Участнику предлагается начертить какую-нибудь фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.

3. «Восковая живопись». На листе бумаги с помощью свечи создается какое-либо изображение. Затем поверхность покрывается водорас­творимой краской, чтобы изображение проявилось более контрастно.

4. «Рисунок на свободную тему». Каждый рисует что-нибудь в течение 15-20 мин, затем показывает свой рисунок группе и рассказывает о нем то, что захочет. Необходимо воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы люди могли почувствовать себя свободными для самовыражения.

5. «Знакомство». Задача этого упражнения — представить себя группе, не прибегая к словам, а пользуясь только рисунком.

6. «Ассоциации с цветом». Необходимо связать с тем или иным цве­том разные понятия, например: эмоции (горе, печаль, страх, радость, покой); этапы жизни (детство, юность, зрелость, старость); психические процессы (желания, чувства, интуиция, мышление); типы людей.

Упражнения для проведения основной части занятия.Эти упражне­ния могут быть сведены в 5 групп в зависимости от целей арт-терапевтической работы, проводимой с данным участником или с группой.

Техники, направленные на формирование образов «Я», «Я и дру­гие», «Я и мы»

1 «Реалистический автопортрет». Предлагается нарисовать или выле­пить себя, обращая внимание на детали. Возможные варианты этого упражнения: автопортрет за 2 минуты, изображение себя с закрыты­ми глазами (одна рука ощупывает лицо, другая лепит или рисует).

2. «Образный автопортрет». Изображение своего впечатления о себе са­мом или своих ощущениях от себя. Варианты: рисунок самого себя, каким видят человека окружающие; рисунок себя, каким хотелось бы, чтобы видели окружающие; образно-метафорическое изображение себя с использованием любых материалов.

3. «Автопортрет-шарж» Изображение себя с преувеличением наибо­лее характерных особенностей.

4. «Осознание ролей». Предлагается изобразить себя в своем профес­сиональном амплуа, в семье, хобби и т. д. Варианты: изображение себя как сообщества разных персонажей, отражающих различные сторо­ны Я участника; изображение на внешних гранях бумажной коробки своих ролей, а на внутренней поверхности — своих ценностей и увлече­ний, друзей, а также прочих важных вещей.

Техники, направленные на определение граней своего Я

5. «Грани моего Я». Участнику предлагается расположить себя в центре листа и поместить образы, отражающие разные грани его личности, во­ круг этого центра. Следует обратить особое внимание на расположение образов вокруг центра, их размер и другие особенности. Варианты: на 3 полосах разного цвета изобразить разные символы, отражающие ду­ховный, интеллектуальный и физический аспекты жизни участника. Последующее обсуждение может включать сопоставление интересов
у разных участников группы.

Техники, направленные на повышение самооценки

6. «Реклама». Предлагается нарисовать рекламу для самого себя, вклю­чив в нее короткий текст. Участник должен подумать о том, легко ли ему «продать»себя, кого может привлечь его реклама и т. д. Варианты: после завершения рисунков члены группы добавляют в рекламу друг дру­га те формулировки, которые автор, по их мнению, пропустил; предла­гается создать визуальную и текстовую рекламу для себя в роли про­фессионала, родителя и т. д.

Наши рекомендации