Методика оценки психического состояния пострадавших и выявления лиц, нуждающихся в психологической помощи

Мероприятия по психодиагностике пострадавших проводятся, преж­де всего с целью выявления лиц, остро нуждающихся в психологи­ческой и психиатрической помощи. Для этого оцениваются сохран­ность личностных структур и психическое состояние пострадавших. Психодиагностическое суждение (заключение) выносится на осно­вании трех диагностических компонентов: наблюдения, беседы, те­стирования.

Во время наблюдения за пострадавшими выявляются люди с крайне неадекватными формами поведения, т. е. существенно отли­чающиеся от большинства остальных пострадавших. При этом оце­нивается, насколько выражена невротическая и психотическая сим­птоматика. Особое внимание обращается на особенности движений наблюдаемого (наличие эксплозивных или ступорозных реакций) и речи (чрезвычайно быстрая или крайне медленная), признаки веге­тативной дизрегуляции (повышенная потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.), проявления невротической симптоматики (тики, нарушения координации, тремор рук и др.).

При проведении бесед уточняется характер эмоционального со­стояния пострадавших. Изучаются факты биографии, предшество­вавшие событию, вызвавшему психическую травму, и др. Оценивается адекватность суждений (о времени, месте и осмыслении происходя­щих событиях), характер самооценок, реальность притязаний и моти­ваций, характеристика сна, общее самочувствие, наличие жалоб и др. На основе общего анализа выносится суждение о выраженности нев­ротической или психотической симптоматики.

Вместе с тем следует иметь в виду, что наиболее полную инфор­мацию о состоянии пострадавших могут дать только результаты пси­хологического тестирования.

Процедура такого тестирования должна быть нацелена на оценку соответствия психического состояния общепринятой норме и уров­ня развития адаптационного потенциала личности. На основе результатов тестирования выносится заключение о необходимости проведения пснхокорреционных мероприятий, а также прогнозируются возможные последствия для пострадавшего, связанные с перенесенными им психотравмирующими обстоятельствами.

Как известно, для оценки соответствия психического состояния общепринятой психической норме чаще всего используется тест MMPI (СМИЛ). Но по целому ряду причин провести данный тест в экстре­мальных условиях практически не удается. Поэтому данный тест необ­ходимо проводить после госпитализации пострадавших. Для массового/ обследования более целесообразно использование других методик.

Так, психологические особенности личности пострадавших в экстремальных условиях деятельности следует изучать с помощью мно­гоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО), шка­лы реактивной тревожности Спилбергера и методики АСС (анкета субъективного самочувствия). В качестве физиологических и психо­физиологических методов рекомендуется использовать методик направленные на изучение функционального состояния и резервных возможностей организма (частота сердечных сокращений, частот дыхания, пробы Штанге, Генче, Геринга, теппинг-тест и др.).

По результатам изучения всех обследованных разделяют на три: группы психического здоровья. К первой относятся пострадавшие с удовлетворительными показателями функционального состояния и психического статуса, ко второй — с пограничными показателями, к третьей — с неудовлетворительными. В качестве критериев ис4 пользуются уровень адаптационного потенциала (тест МЛО) и реак­тивной тревожности (тест Спилбергера), субъективные и объектив­ные характеристики функционального состояния (методика АСС, физиологические показатели). Принцип вынесения итогового заклю­чения показан в табл. 31.1.

При работе с тестом МЛО (приложение 31.1) на данном этапе используются шкалы 4-го (интегральная) и 3-го (поведенческая регуля­ция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность) уровней. Пострадавшие, у которых показатель интегральной шкалы равен 6 стэнам и более, обладают психическим состоянием, соответствующим общепринятой норме. Показатель в пределах 3-5 стэнов, как правило, соответствует частично компенсированной личностной акцентуации и характеризует сниженные адаптационные возможности организма, а также пограничный уровень психического состояния. Показатель интегральной шкалы 2 стэна и менее указывает на низкие адаптаци­онные возможности и неудовлетворительное психическое состояние. Как правило, лица, отнесенные к третьей группе, нуждаются в углубпенном обследовании и консультации у врача-психиатра.

Результаты психологического и психофизиологического обследования пострадавших служат основой для принятия решения о необходимости проведения мероприятий психологической коррекции с той или иной группой пострадавших. Как правило, лица, отнесен­ные к первой группе психического здоровья, в психотерапевтиче­ских мероприятиях не нуждаются, лица же второй группы, наобо­рот, нуждаются в них. Соответствующие третьей группе также нуж­даются в этом, но им целесообразно пройти контрольный осмотр у, врача-психиатра, поскольку своевременное оказание не только психологической, но и специализированной медицинской помощи позволяет избежать тяжелых последствий, вызванных психотравмирующими обстоятельствами.

Общие принципы осуществления психокоррекционных и психотерапев­тических мероприятий при массовой психической травматизации

Проведение психокоррекционных мероприятий при массовой пси­хической травматизации, вызванной воздействием различных экстре­мальных факторов, существенным образом отличается от оказания психотерапевтической помощи в обычных условиях. Эти отличия заключаются в том, что число нуждающихся существенно превосхо­дит возможности психологов. Поэтому предпочтение следует отдавать групповым методам психотерапии, что, однако, не умоляет значимости и индивидуальных способов оказания психотерапевтической помощи. Кроме того, места (помещения), в которых проводятся такие меро­приятия, как правило, не имеют соответствующего оборудования.

Показаниями к осуществлению психокоррекционных мероприятий служат результаты психологического обследования. Наличие выра­женной невротической симптоматики (повышенный уровень тревоги, контролируемое чувство страха, вегетативные дисфункции, расстрой­ство ночного сна, снижение порогов переносимости различных нега­тивных факторов окружающей среды, астено-депрессивные, сенесто-ипохондрические и психосоматические проявления и др.) свидетельствует о снижении функционального и психического состояния человека, гтри массовой психической травматизации, вызванной воздействием факторов экстремальной обстановки, чаще других регистрируются ас­тенические и астено-депрессивные состояния, проявляющиеся в чувстве повышенной утомляемости, истощаемости, слабости, утраты способно­сти к продолжительному физическому или умственному напряжению, аффективной лабильности с преобладанием сниженного настроения и слезливости, раздражительной слабости, частых головных болях, расстройствах сна, гнетущей безысходной тоски, восприятии своего ок­ружения и своего будущего только в мрачном свете, двигательной за­торможенности, отсутствии мотивации к деятельности, наличии суи­цидальных мыслей.

Поэтому основной целью психологической и фармакологической коррекции пострадавших, в таких условиях будет:

• снижение уровня тревоги и нервно-психического напряжения;

• формирование адекватной самооценки и повышение уверенности в своих силах;

• оптимизация функционального состояния организма.

Наиболее оптимальные методы коррекции психического и функ­ционального состояния пострадавших от воздействия психотравмирующих факторов экстремальной обстановки — рациональная пси­хотерапия (как правило, проводится индивидуально), активная и пас­сивная мышечная релаксация (осуществляется как в составе группы, так и индивидуально; приложение 31.5), а также индивидуальное применение психофармакологических препаратов.

При осуществлении мероприятий психологической коррекции целесообразно проводить не менее 3 сеансов, наибольший же эффект достигается при проведении 5-6 сеансов. Эти мероприятия можно проводить в любом помещении и даже на открытом воздухе при тем­пературе +15 °С и выше.

Следует отметить, что психофармакологическая коррекция осу­ществляется врачем-психиатром! Как правило, психолог, не имею­щий специальной подготовки, не должен использовать фармаколо­гические препараты. Соответственно ему нужно принять меры к тому, чтобы в случае необходимости пострадавший был направлен на осмотр к психиатру. Признаками психотических реакций служат эксплозив­ные или ступорозные проявления, аутизм или чрезмерная агрессив­ность, психопатические черты и социальная дезадаптация, деперсо­нализация, наличие галюцинации и др.

В заключение следует отметить, что указанный выше порядок paJ боты психологов, оказывающих помощь пострадавшим в результате! воздействия психотравмирующих факторов, порожденных экстре-! мальными ситуациями, не исключает творчества специалиста. Эт особенно справедливо в отношении проведения психологической коррекции и психотерапии. Известно, что у большинства практикующие психологов есть свои, наиболее излюбленные, методы оказания пси-; хотерапевтического воздействия на пациента (клиента). Все наиболее любимые или наиболее отработанные методы могут быть использованы и при оказании массовой психологической помощи пострадавшим в условиях воздействия факторов экстремальной обстановки. Однако при этом нужно соблюсти важнейший принцип: оказанное воздействие не должно наносить вреда человеку, поскольку в подоб­ных условиях любая ошибка психолога может иметь крайне негатив­ные последствия.

Наши рекомендации