Молоткообразные пальцы стопы и мозоли
Молоткообразные пальцы стопы и мозоли – это часто «дополняющие» друг друга заболевания стопы. Я вкратце объясню, почему так происходит, но сначала немного расскажу о мозолях, потому что многие имеют о них неверное представление.
Зерно истины
По латыни мозоль называют heloma – это органическое утолщение рогового слоя кожи, образовавшееся от длительного давления и (или) трения. Две трети мозолей возникает на верхней части пальца в результате его деформации. Палец может оказаться согнутым из-за нарушения биомеханики стопы или плохо подобранной обуви. Треть всех мозолей называется «мягкими», они появляются на боковой поверхности пальцев между ними и остаются мягкими из-за того, что они потеют. Мягкие мозоли возникают в том случае, если постоянно трутся друг о друга кости двух прилегающих пальцев. Объясняется это прежде всего проблемами с биомеханикой.
Многие путают мозоли и омозолелости. Разница заключается в том, что при омозолелостях затвердения возникают только на подошвах: на подвергшихся длительному давлению очагах кожа утолщается, грубеет, уплотняясь желтоватыми полосками или бляшками. При трещинах и островоспалительных явлениях омозолелости становятся чувствительными. Но и те и другие – это кожные утолщения, вызванные по большей части огрехами в биомеханике стопы.
Молоткообразный палец
Одна из главных причин образования мозолей на верхней части пальца – его молоткообразная деформация. Как видно на рис. 5.1, молоткообразный палец ненормально сокращен и согнут. Мозоль формируется несколько лет и наконец достигает стадии, когда становится видимой и болезненной.
К сожалению, пациент обычно не замечает ее развития до появления боли, когда даже выбор удобной пары обуви становится проблемой.
Что касается обуви, считается, что именно тесная и неудобная обувь приводит к молоткообразной деформации пальцев. Позволю себе не согласиться. Как и в случае с «косточками», достаточно взглянуть на ноги африканских бушменов, никогда не носивших обуви, чтобы удостовериться, что у многих из них искривлены пальцы.
Но если причина деформации пальцев не в обуви, то в чем? Как вы, возможно, догадались, виновата все та же несовершенная биомеханика стопы. Но сейчас нам придется обратить внимание на мышцы и сухожилия над и под фалангами пальцев и понять, что они-то и вызывают искривление. Посмотрите на рис. 5.1, чтобы разобраться, где именно расположены эти мышцы и сухожилия.
Здесь мы собираемся поговорить о мышцах сгибателях и разгибателях, так что я кратко объясню, чем они отличаются. Сгибатели заставляют конечность или другую часть тела согнуться; разгибатели, напротив, вызывают выпрямляющее движение.
Мышцы над фалангами пальцев, за исключением большого пальца, называются длинный разгибатель пальцев и короткий разгибатель пальцев. Мышцы же под четырьмя пальцами именуются длинный сгибатель пальцев и короткий сгибатель пальцев. Соответствующие мышцы большого пальца носят название длинный и короткий разгибатель большого пальца и длинный и короткий сгибатель большого пальца. (Надеюсь, вы все это запомните, т. к. в конце главы вас ожидает тест.) Совокупность этих мышц контролирует движения пальца.
Рис. 5.1. Молоткообразный палец
Если неправильно функционирует хотя бы одна мышца, биомеханика данного пальца тоже становится ненормальной. Чаще всего результатом становится искривление пальца, после чего очень скоро образуется мозоль.
У всех пальцев, кроме большого, 3 фаланги и, следовательно, 2 межфаланговых сустава (см. рис. 1.1). Молоткообразная деформация характеризуется переразгибанием в плюснефаланговом суставе и сгибанием в проксимальном межфаланговом суставе. Если палец согнут в обоих межфаланговых суставах, это заболевание называется когтеобразным пальцем.
Если рассмотреть биомеханику стопы с точки зрения пальцев, мы поймем, как появляется молоткообразная деформация. Когда подтаранный сустав неестественно выдается вперед, создается чрезмерная подвижность переднего отдела стопы – особенно в плюснефаланговых суставах.
Как и в случае бурсита, одна неправильно расположенная кость заставляет другие отклоняться. Смещение плюсневой головки к подошве приводит к сокращению длинного и короткого сгибателей у основания пальцев, а соответствующие мышцы пытаются компенсировать это отклонение и удержать плюсневые кости и фаланги пальцев выпрямленными. Когда мышцы напряжены, их сухожилия у оснований растянуты до предела. Вы, наверное, помните из главы об анатомии стопы, что сухожилия испытывают наибольшую нагрузку, если мышцы максимально растянуты. Когда мышцы-сгибатели и их сухожилия перенапряжены, это похоже на веревку, прикрепленную к одному концу фиксированной гибкой трубки и проходящую сквозь нее на другом конце. Если сильно потянуть за свободный конец веревки, то трубка начинает сгибаться и горбиться посредине. То же самое происходит и с пальцем, мышцы и сухожилия которого перенапряжены. Результат – молоткообразная деформация пальца (см. рис. 5.1).
Хотя у большинства моих пациентов причина деформации пальцев – несовершенство биомеханики, есть и другие причины. В основном это ношение неправильно подобранной обуви. Что обычно происходит, когда туфли маленького размера, узкие или мелкие? Они слишком сильно давят на пальцы, заставляя их сгибаться или перекручиваться. Типичные жертвы – женщины – любительницы 10-сантиметровых каблуков и узких носов. Хотел бы я встретить женщину, лет пять проходившую в такой обуви и «не добившейся» деформации пятого пальца!
Третья по распространенности причина деформации – это когтеобразная стопа. Это термин для обозначения настолько выгнутой ступни, что она напоминает по форме букву S. Чрезмерный изгиб вызывает напряжение сухожилий всей ступни и приводит к мышечному сокращению всех пяти пальцев. Когтеобразная стопа бывает, как правило, врожденной, но в редких случаях становится следствием нервно-мышечного заболевания или травмы, поражающей нервно-мышечную систему ступни. Людям с такой стопой трудно подобрать туфли, удобные и модные одновременно.
Четвертая, и самая редкая, причина молоткообразных пальцев – неврологическая дисфункция ступни, ведущая к сокращению мышц и ненормально высокому подъему. К счастью, таких случаев в моей богатой ортопедической практике было немного. Я говорю «к счастью», потому что с такими проблемами трудно справиться. Они – проявления системного расстройства, которое трудно обнаружить без дорогих, не слишком приятных и требующих времени тестов. Такие случаи должен оценивать невропатолог.