Специфические расстройства развития речи и языка

Для выявления индивидуальных особенностей развития, оценки актуального состояния и степени выраженности нарушений речевого развития используются специфические методы исследования детей и методы нейропсихологического исследования (экспрессивная речь, понимание речи и словесных значений).

Дополнительно: для диагностики уровня интеллектуального развития – методы исследования интеллекта.

Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, для составления программы реабилитации, в дальнейшем – по показаниям.

Дополнительно: для диагностики уровня интеллектуального развития – методы исследования интеллекта в детском возрасте.

F81

Специфические расстройства развития школьных навыков

Смотри F80

F82

Специфическое расстройство двигательных функций

Для выявления индивидуальных особенностей развития и степени выраженности нарушений развития моторики используются специфические методы исследования детей и методы нейропсихологического исследования (праксис, схема тела, ориентировка в пространстве, стереогнозис, высшие зрительные функции).

Дополнительно: для диагностики уровня интеллектуального развития – методы исследования интеллекта.

F84

Общие расстройства психологического (психического) развития

F84.0

Детский аутизм

Для выявления индивидуальных особенностей развития, оценки актуального состояния, структуры дефекта используются специфические методы исследования детей и методы исследования интеллекта.

Дополнительно: для дифференциальной диагностики детского аутизма с шизофренией – методы исследования мышления.

Исследование направлено на выявление индивидуальных особенностей развития ребенка, актуального состояния его психики, структуры дефекта и включает в себя следующие методы:

интервью с родителями (воспитателями) ребенка;

изучение документации (медицинская карта, дневники родителей, рисунки, поделки и прописи ребенка и другое);

наблюдение за ребенком в процессе его спонтанной активности и организованной деятельности.

F90 – 98

Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Исследование проводится с целью определения уровня психического развития ребенка, выявления его личностных особенностей, нарушений эмоционально-волевой регуляции поведения и включает в себя следующие методы:

дети до 10 лет:

интервью с родителями ребенка;

психометрический тест Векслера, тест Равена (при необходимости количественного анализа);

игровые задания с игрушками, геометрическими фигурами, картинками, конструкторами и прочее;

запоминание различного стимульного материала, таблицы Шульте, сюжетные и последовательные картинки, классификация, конструирование по образцу и прочее;

дети старше 10 лет:

психометрический тест Векслера, тест Равена (при необходимости количественного анализа);

10 слов, тексты, таблицы Шульте, Горбова; исключение предметов, понятий; простые и сложные аналогии, сравнение понятий, интерпретация пословиц, конструирование по образцу и прочее (использовать 5–7 методик);

рисунки, цветовой тест Люшера;

личностные опросники: ПДО Личко, Кеттелла, MMPI (СМИЛ) – подростковый вариант (с14 лет) и прочее (использовать один из них).

F90

Гиперкинетические расстройства

Экспериментально-психологическое исследование интеллектуального развития – психометрический тест Векслера.

Полезным в диагностическом плане является заполнение опросников родителями и учителем/воспитателем. Используются на выбор:

шкала Вандербильта – модифицированный вариант DSM-IV, дополненный психометрической шкалой и шкалой школьной дезадаптации; может заполняться как родителями, так и учителем/воспитателем;

опросники Коннорса для учителей и для родителей – помимо шкал дефицита внимания и гиперактивности содержит шкалу оппозицинного поведения, обработка результатов шкал проводится с учетом возраста ребенка.

F91

Расстройства поведения

Для выявления личностных особенностей, нарушений эмоционально-волевой регуляции поведения, оценки уровня социальной дезадаптации используются специфические методы исследования детей и методы исследования личности.

Дополнительно:

для диагностики уровня интеллектуального развития – методы исследования интеллекта;

для выявления сопутствующих симптомов, связанных с дисфункцией и повреждением головного мозга – методы исследования памяти, внимания.

F92 – F94

Смотри F90.

F95

Тики

Для выявления особенностей психических процессов используются методы исследования памяти, внимания.

Дополнительно:

для дифференциальной диагностики с аутизмом и умственной отсталостью – методы исследования интеллекта и личности;

для дифференциальной диагностики с обсессивно-компульсивными расстройствами – методы исследования личности.

F98

Наши рекомендации