Нарушение активности и внимания

Общая характеристика. Клинический вариант СДВГ без явных оппозиционных нарушений поведения (смотри F90.1).

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность: смотри F90.

Этап стабилизирующей терапии и ожидаемый результат. Усилия направлены на адаптацию ребенка к среде обучения и воспитания. Важными моментами являются адекватная оценка возможностей ребенка его родителями и педагогами, развитие мотивационной сферы ребенка, развитие навыков самоорганизации в выполнении домашних заданий и других обязанностей, улучшение результатов успеваемости в школе, выработка адекватной самооценки.

Соблюдаются все принципы оказания помощи ребенку, описанные в общей части F90. Для детей дошкольного возраста важными являются рекомендации идти в школу не раньше 7-летнего возраста и регулярные занятия спортом/танцами с целью реализации двигательной активности, развития мотивационной сферы и самоорганизации.

Объем оказания помощи и ее длительность определяются тяжестью расстройства, комплайнсом с родителями, наличием и тяжестью коморбидных психических расстройств: смотри F90.

F90.1

Гиперкинетические расстройства поведения

Общая характеристика. Клинический вариант СДВГ с явными оппозиционными нарушениями поведения в виде повышенной обидчивости, сердитости, раздражительности, когда ребенок часто спорит, пререкается со взрослыми, нередко бросает вызов или отказывается выполнять требования взрослых, преднамеренно выполняет действия, раздражающие других людей.

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность: смотри общую часть F90.

Этап стабилизирующей терапии. Усилия направлены прежде всего на улучшение социального функционирования ребенка: на уменьшение конфликтов ребенка с окружением и улучшение школьной успеваемости.

Соблюдаются все принципы оказания помощи ребенку, описанные в общей части F90. Как правило, оказание помощи ребенку с гиперкинетическим расстройством поведения не ограничивается психообразованием родителей и всегда включает в себя поведенческую терапию.

Объем оказания помощи и ее длительностьопределяются тяжестью расстройства, комплайнсом с родителями, наличием и тяжестью коморбидных психических расстройств: смотри F90.

F90.8

Другие гиперкинетические расстройства

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность:смотри F90.

Характер и алгоритм лечения смотри F90.1.

Длительность лечения:смотри F90.1.

Ожидаемые результаты:смотри F90.1.

F90.9

Гиперкинетическое расстройство неуточненное

Имеются в виду клинические случаи, когда нельзя дифференцировать между F90.0 и F90.1.

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность: смотри F90.1.

Длительность лечения: смотри F90.1.

Ожидаемые результаты: смотри F90.1.

F91

Расстройства поведения

Общая характеристика. Сборная группа расстройств, в которую включены различные типы диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения, явно выходящие за рамки соответствующих возрасту социальных норм. Такие расстройства требуют проведения индивидуального обследования для установления причин (биологических, социальных, индивидуально-психологических и других) нарушенного поведения.

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи: смотри F90.

Обследование и его кратность:

консультация невролога – однократно;

консультация логопеда – однократно, при наличии показаний – в динамике;

психолого-экспериментальное обследование – в динамике.

Дополнительно при наличии показаний: ЭЭГ, РЭГ (при подозрении на нарушения мозговой гемодинамики и при наличии гипертензионно-гидроцефального синдрома).

Условия лечения:амбулаторно; при выраженных поведенческих нарушениях – полустационарное (отделение дневного пребывания) или стационарное лечение.

Лечение: используются антипсихотики – корректоры поведения – хлорпротиксен, перициазин, рисперидон; нормотимики – карбамазепин, препараты вальпроевой кислоты, ламотриджин; антидепрессанты – амитриптилин, флувоксамин, сертралин.

Ожидаемый результат: уменьшение степени выраженности поведенческих расстройств, улучшение социальной, семейной и школьной адаптации.

F91.0

Наши рекомендации