Нарушение активности и внимания
Общая характеристика. Клинический вариант СДВГ без явных оппозиционных нарушений поведения (смотри F90.1).
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность: смотри F90.
Этап стабилизирующей терапии и ожидаемый результат. Усилия направлены на адаптацию ребенка к среде обучения и воспитания. Важными моментами являются адекватная оценка возможностей ребенка его родителями и педагогами, развитие мотивационной сферы ребенка, развитие навыков самоорганизации в выполнении домашних заданий и других обязанностей, улучшение результатов успеваемости в школе, выработка адекватной самооценки.
Соблюдаются все принципы оказания помощи ребенку, описанные в общей части F90. Для детей дошкольного возраста важными являются рекомендации идти в школу не раньше 7-летнего возраста и регулярные занятия спортом/танцами с целью реализации двигательной активности, развития мотивационной сферы и самоорганизации.
Объем оказания помощи и ее длительность определяются тяжестью расстройства, комплайнсом с родителями, наличием и тяжестью коморбидных психических расстройств: смотри F90.
F90.1
Гиперкинетические расстройства поведения
Общая характеристика. Клинический вариант СДВГ с явными оппозиционными нарушениями поведения в виде повышенной обидчивости, сердитости, раздражительности, когда ребенок часто спорит, пререкается со взрослыми, нередко бросает вызов или отказывается выполнять требования взрослых, преднамеренно выполняет действия, раздражающие других людей.
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность: смотри общую часть F90.
Этап стабилизирующей терапии. Усилия направлены прежде всего на улучшение социального функционирования ребенка: на уменьшение конфликтов ребенка с окружением и улучшение школьной успеваемости.
Соблюдаются все принципы оказания помощи ребенку, описанные в общей части F90. Как правило, оказание помощи ребенку с гиперкинетическим расстройством поведения не ограничивается психообразованием родителей и всегда включает в себя поведенческую терапию.
Объем оказания помощи и ее длительностьопределяются тяжестью расстройства, комплайнсом с родителями, наличием и тяжестью коморбидных психических расстройств: смотри F90.
F90.8
Другие гиперкинетические расстройства
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность:смотри F90.
Характер и алгоритм лечения смотри F90.1.
Длительность лечения:смотри F90.1.
Ожидаемые результаты:смотри F90.1.
F90.9
Гиперкинетическое расстройство неуточненное
Имеются в виду клинические случаи, когда нельзя дифференцировать между F90.0 и F90.1.
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность: смотри F90.1.
Длительность лечения: смотри F90.1.
Ожидаемые результаты: смотри F90.1.
F91
Расстройства поведения
Общая характеристика. Сборная группа расстройств, в которую включены различные типы диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения, явно выходящие за рамки соответствующих возрасту социальных норм. Такие расстройства требуют проведения индивидуального обследования для установления причин (биологических, социальных, индивидуально-психологических и других) нарушенного поведения.
Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи: смотри F90.
Обследование и его кратность:
консультация невролога – однократно;
консультация логопеда – однократно, при наличии показаний – в динамике;
психолого-экспериментальное обследование – в динамике.
Дополнительно при наличии показаний: ЭЭГ, РЭГ (при подозрении на нарушения мозговой гемодинамики и при наличии гипертензионно-гидроцефального синдрома).
Условия лечения:амбулаторно; при выраженных поведенческих нарушениях – полустационарное (отделение дневного пребывания) или стационарное лечение.
Лечение: используются антипсихотики – корректоры поведения – хлорпротиксен, перициазин, рисперидон; нормотимики – карбамазепин, препараты вальпроевой кислоты, ламотриджин; антидепрессанты – амитриптилин, флувоксамин, сертралин.
Ожидаемый результат: уменьшение степени выраженности поведенческих расстройств, улучшение социальной, семейной и школьной адаптации.
F91.0