Преимущества игры: мнение преподавателей

Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса) обучения физиологии, являющейся базовой доклинической дисциплиной. Ролевая игра, например, может быть проведена в виде конференции «Рациональное питание спортсменов детско-юношеской спортивной школы». Для проведения конфе­ренции из числа студентов выделяется председатель конференции - ведущий, тренер детской спортивной команды по футболу Волгограда, группы экспер­тов от врачей-диетологов, школьных учителей и родителей. По результатам обсуждения обозначенной проблемы вырабатывается решение конференции. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приоб­ретённые знания в различных областях, умения решать проблемы, толерант­ность, ответственность.  

Главное в ролевых играх — это моделирование клинической работы врача и здесь наиболее оправданы клинические игры, смысл которых — создать максимально реальную модель профессиональной работы врача с больным.

Учебная ролевая игра в высшем медицинском образовании должна стать тем интегральным методом обучения и контроля, который в условиях приближенных к реальным, объективно выявит способность студента к реальной конкретной профессиональной деятельности.

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно- деятельностные игры и др. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути их решения, запустить механизм реализации стратегических целей. Деловая игра особенно эффективна при компетентностно- ориентированном образовательном процессе. Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Ролевые игры в качестве методической цели ориентированы на проигрывание и опытную проверку стратегий решения, прежде всего коммуникативных проблем, а также на осознание и анализ своего и чужого действия, и как следствие - изменение точки зрения и поведения в случае необходимости. Мотивация к решению проблем для достижения учебной цели всегда сопровождается сопереживанием, развитием способности к наблюдению и общению с другими людьми, сотрудничеству. Учебная ролевая игра характеризуется следующими признаками: тема игры всегда связана с реальной действительностью, имеют место критика, вариация, смена ролей, обсуждение, анализ, течение игры гибкое, никакого предписанного текста, но присущи повторяемость, изменяемость, прозрачность.

Игра «Конференция»проводится, если объём учебного материала большой и есть опасение, что студенты не смогут в нём разобраться либо не хватит времени на традиционный разбор в группе.

Цель игры обобщение и повторение учебного материала, развитие коммуникативных навыков, научной профессиональной речи.

Организация. Игра имитирует научную конференцию, требует предварительной подготовки со стороны всех студентов группы. В группе заранее распределяются роли председателяконференции, который в конце будет подводить итоги, членов президиума, докладчиков, содокладчиков, студентов задающих вопросы после каждого выступления, критиков, которые выявляют слабые места в докладах (им также рекомендовано представлять собственные доводы) и конформистов, отмечающих положительные стороны докладов. В обязанности членов президиума входит подсчёт положительных и отрицательных оценок представленных сообщений и качество ответов на вопросы докладчиков. После подведения итогов председатель совместно с членами президиума представляет на суд эксперта (преподавателя) баллы, и преподаватель выставляет оценки.

Примером может служить игра «Рациональное питание спортсменов детско-юношеской спортивной школы». Для проведения конфе­ренции из числа студентов выделяется председатель конференции - ведущий, тренер детской спортивной команды по футболу Волгограда, группы экспер­тов от врачей-диетологов, школьных учителей и родителей. По результатам обсуждения обозначенной проблемы вырабатывается решение конференции. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приоб­ретённые знания в различных областях, умения решать проблемы, толерант­ность, ответственность

Игра «Суд».Игра может проводиться на кафедрах гуманитарного блока, тогда речь пойдёт о суде над конкретными историческими личностями, либо литературными персонажами, а также и на кафедрах профессионального блока, например на кафедре фармакологии. Тогда темой судебного заседания может стать суд над конкретным лекарственным препаратом (из группы гормонов, витаминов, антибиотиков, антикоагулянтов и др.) или пищевой добавкой, наркотиками и проч.

Организация. В большинстве случаев требуется предварительная подготовка, но возможно проведение игры и без неё.

Распределяются роли согласно присутствующим на судебном заседании: судья, подсудимый, обвинители, защитники, свидетели, эксперты. Имитируется ход судебного заседания. В процессе подготовке к игре должны быть выработаны чёткие критерии оценки. И завершаться игра должна вынесением приговора. Если «подсудимый» не согласен, он имеет право подать апелляцию, которая будет рассматриваться вновь назначенными игроками либо сразу, если они готовы, либо на следующем занятии. При обсуждении игры важно выяснить у студентов, какие недочёты в выступлении своего персонажа они отметили.

Игра «Пресс-конференция».Проводитсяимитацияпресс-конференции со специалистами в какой-либо области фармации.

Организация Тема пресс-конференции известна заранее. Студенты готовятся, предварительно изучают проблему с разных сторон, знакомятся с научной точкой зрения разных учёных и специалистов. Распределяются роли: ведущие учёные, преподаватели университета, практические специалисты – работники аптеки, представители Министерства здравоохранения или местного департамента, корреспонденты профильных и непрофильных изданий (студенты заранее должны разобраться с тематикой соответствующего издания, чтобы вопросы были в русле издательской политики представляемого журнала). Специалисты отвечают на вопросы корреспондентов СМИ.

Определяется жюри, представители которого следят за регламентом, учитывают количество и качество заданных вопросов и полученных ответов, начисляют баллы.

Проектно-ролевая игра заключается в том, что участники выполняют определенные проектные задания (в группах или индивидуально) по схожей тематике, и готовят презентации своих проектов, защита которых осуществляется в виде ролевой игры.

Деятельность команд и отдельных участников подчинена определенной логически заданной цели, при этом эмоциональная составляющая не является доминирующей, довлеющей над судьбой игры. Однако непредсказуемость результата (авторы проектов до начала финала в виде игры не знают о работах друг друга, отношении к ним остальных участников) позволяет поддержать высокий интерес к игре.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Исследователи проблемы игровой имитации считают, что ситуации, закладываемые в основу каждой игры, должны быть актуальными, реальными, типичными, полными, способными к росту и развитию ситуаций.

Смысл учебного моделирования посредством учебных игр — обеспечить высокую профессиональную подготовку, именно на этом уровне, жизненно важном для каждого провизора— безупречно работать в довольно характерной и типичной обстановке.

Главное назначение деловых игр — уменьшить для учащихся степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Принцип «негативного» опыта подразумевает, что при освоении нового дела человек обязательно совершает определённое количество ошибок и задача учебного заведения в лице преподавателя дать студенту возможность совершить эти ошибки в стенах вуза. «Производственная сфера» провизора многогранна: в неё включены как больной человек, обратившийся за лекарственной помощью, так и технология изготовления лекарств, структура аптеки с экономической и маркетинговой составляющими. Основная проблема заключается в том, что в высшей профессиональной школе у студентов вырабатывают предварительную профессиональную готовность. Однако не секрет, что человек в случае неожиданной реальной ситуации может растеряться, своевременно не разобраться в профессиональной проблеме, а значит, возможно принятие неверного решения и как следствие потеря времени, убытки материальные и моральные. Деловые игры, имитируя ситуации практической деятельности провизора позволяют выработать у студентов ситуативную профессиональную готовность.

Проведение деловых игр предоставляет следующие возможности профессиональной подготовки в целом и системы высшего профессионального образования фармацевтических специалистов в частности:

- деловые игры повышают мотивацию студентов к формированию практических умений и навыков;

- деловая игра предстаёт как форма активного контроля усвоения полученного материала;

- деловые игры как форма активного обучения, несмотря на существующие проблемы, высоко эффективны, а полученные результаты (принятие грамотных решений) полностью окупают все трудозатраты организаторов

- игровые технологии реализуют в учебном процессе высшей школы интеграцию фармацевтического образования, науки и практической фармации.

В фармацевтическом образовании наиболее часто применяют такие деловые игры как:

o "Санитарный режим аптеки и создание асептических условий изготовления лекарственных препаратов";

    • "Работа рецептурно-производственного отдела аптеки";
    • "Водные извлечения из лекарственного растительного сырья";
    • "Фармацевтическая несовместимость ингредиентов в современной рецептуре аптек";
    • "Гомеопатическая фармация";
    • «Этика общения фармацевтического работника с врачом»;
    • «Оценка конкурентоспособности аптеки»;
    • «Потребители медицинских и фармацевтических товаров и услуг (маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг)».

Первые пять игр разработаны в ММА им. И.М.Сеченова, а разработки методики проведения и сценарии двух последних из перечисленных деловых игр представлены в списке рекомендуемой литературы.

В качествепримерарассмотримделовую игру созданную на кафедре управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ВолгГМУ зав.кафедрой, д-р фарм.наук, проф. Л.М. Ганичевой, ст. преп. Е. В Вышемирской, Самохиной

Деловая игра “Практический менеджмент"

Наши рекомендации