Электроэнцефалографический анализ рефлекторной деятельности среднего мозга.

Цель работы: освоить методику электроэнцефалографического анализа деятельности головного мозга.

Краткие теоретические сведения :

Сре́дний мозг (лат. Mesencephalon) — отдел головного мозга, древний зрительный центр. Включён в ствол головного мозга.

Средний мозг выполняет следующие функции:

1. центр ориентировочного рефлекса (двигательнаяреакция на сильный раздражитель)

2. бинокулярное зрение

3. вегетативная реакция в органах зрения (реакция зрачка на свет, реакция-аккомодация)

4. синхронный поворот головы и глаз

5. центр обработки первичной информации (зрение, слух,обоняние, осязание)

6. тонус скелетной мускулатуры

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод исследования головного мозга, основанный на регистрации его суммарных электрических потенциалов.

В клинических исследованиях ЭЭГ отводится с помощью электродов, расположенных на интактных покровах головы человека и в некоторых экстракраниальных точках.

электроэнцефалографический анализ рефлекторной деятельности среднего мозга. - student2.ru

Основными характеристиками ЭЭГ являются частота и амплитуда.

Частота определяется количеством колебаний в секунду и выражается в герцах (Гц).Амплитуда измеряется от пика предшествующей волны до пика после- дующей волны в противоположной фазе и выражается в микровольтах (мкВ). Для пересчета используется калибровочный сигнал. В соответствии с международным стандартом отклонение пера на 7 мм соответствует 50 мкВ.

электроэнцефалографический анализ рефлекторной деятельности среднего мозга. - student2.ru

Пример: I - измерение частоты; II – измерение амплитуды на ЭЭГ.

Методика:

1. Установить с помощью шлема электроды для лобного и затылочного отведений при биполярном способе записи.

2. Провести калибровку прибора.

3. электроэнцефалографический анализ рефлекторной деятельности среднего мозга. - student2.ru

Осуществить регистрацию ЭЭГ при открытых и закрытых глазах.

4. Определить частоту и амплитуду альфа-ритма затылочных и лобных отведений ЭЭГ при открытых и закрытых глазах. Частоту альфа-ритма определяют на случайных односекундных отрезках ЭЭГ на протяжении времени регистрации и выражают в виде средней величины в герцах; максимальную амплитуду альфа-волн измеряют от пика до пика и приводят к калибровке.

5. Оформить результаты работы и сделать вывод.

Контрольные вопросы:

1. Какую функцию выполняет средний мозг?

2. Что такое ЭЭГ?

3. Какие существуют ритмы?

4. Что является основными характеристиками ЭЭГ?

Практическая работа № 15

«Кибернетическое исследование функциональной ассиметрии мозга.»

Цель: исследование функциональной ассиметрии мозга.

Краткая теория :

Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

Было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции[5]. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных

Ход работы. В процессе выполнения практической работы студенты в парах выполняют пробы для оценки сенсомоторных асимметрий

Проба Оцениваемый показатель
1. Взять ручку со стола. Выполняется по команде «Возьмите ручку со стола» Ведущей считается рука, которой испы­туемый берет предмет
2. Без зрительного контроля одновре­менно двумя руками нарисовать круги, квадраты, треугольники Ведущей считается рука, которой более эффективно осуществляется движение
3. Переплетение пальцев рук Большой палец ведущей руки ложится сверху
4. Поза Наполеона Ведущая рука первой начинает движение и располагает кисть на противоположном предплечье
5. Динамометрия Трижды определяется сила сжатия дина­мометра каждой рукой. Определяют средние значения. Наибольшая сила у ведущей руки
6. Аплодирование Ведущей считается более активная в движении рука
7. Тест вытянутых рук. С закрытыми глазами обе руки вытягиваются вперёд на уровне плеч Ведущей считается поднятая выше рука
8. Закидывание ноги на ногу Ведущая нога располагается сверху
9. Подпрыгнуть на одной ноге Толчковая нога считается ведущей
10. Подняться со стула Ведущая нога начинает движение
11. Подойти к двери, вернуться пятясь Ведущая нога начинает движение
12. Пнуть ногой воображаемый мяч Ведущая нога ударяет
13. Отклонение движения от заданного направления. С закрытыми глазами испытуемый проходит по прямой 5м Нога, противоположная отклонению от прямой, оценивается как ведущая
14. Проба с секундомером. Оценивает­ся, каким ухом испытуемый накло­няется к секундомеру после инст­рукции: «Каким ухом громче слышно тиканье часов?» Ведущим считается ухо, которое испытуемый приближает к секундо­меру
15. Воспроизведение цифр, произноси­мых экспериментатором при одном закрытом ухе испытуемого Большее количество цифр запоминается ведущим ухом
16. Проба Розенбаха. В вытянутой руке испытуемый держит карандаш и фиксирует его взором на определен­ной точке (3—4 м). Затем поочередно закрывает правый и левый глаз Закрытие ведущего глаза ведет к смеще­нию карандаша относительно точки фик­сации
17. Проба «Дырка в карте». Испытуе­мый фиксирует предмет через не­большое отверстие в листе бумаги. Затем поочередно закрывает пра­вый и левый глаз Закрытие ведущего глаза ведет к исчезно­вению предмета из ноля зрения
18. Прищуривание глаза после коман­ды «Поочередно прищурить глаза» Первым прищуривается ведущий глаз

Наши рекомендации