Терапевтические опросники по выявлению уровня
фиксированной эмоциональной установки.................
Скрининг..............................................................................
Основной вариант опросника.............................................
Поглаживания....................................................................
Поглаживания, пинки, взаимодействия без чувств...........
Пять правил поглаживаний.................................................
Запреты на поглаживания....................................................
Сказка о теплых Поглаживаниях ........................................
Банк поглаживаний..............................................................
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ...........................................
Понятие структуры личности.....................................
Концепция психической энергии...............................
Структурные аспекты эго-состояний........................
Родительское состояние...................................................
Взрослое состояние..........................................................
Детское состояние.............................................................
Функциональные характеристики
эго-состояний..................................................................
Понятие о функциональных характеристиках
эго-состояний....................................................................
Родитель: функциональная модель.................................
Ребенок: функциональная модель...................................
Опросники структуры личности.................................
Измеряемые компоненты личности.................................
Варианты опросников Р-Д*В...........................................
Применение шкалы Р-Д-В ...............................................
Границы и патология эго-состояний..........................
Понятие о границах эго-состояний.................................,
Постоянный Родитель......................................................
Постоянный Взрослый.....................................................
Постоянный Ребенок........................................................
Контаминация ....................................................................
Активизация и укрепление Взрослого
эго-состояния.................................................................■
Эго-состояния и структурирование времени............
Понятие о структурировании времени в транзактном
анализе ..............................................................................
Уход в себя.......................................................................
Ритуал...............................................................................
Времяпрепровождение, или развлечение......................
Деятельность....................................................................
Близость ...........................................................................
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ....................................................
Транзакция — единица общения..............................
Четыре правила коммуникации................................
Виды транзакций..........................................................
Параллельные транзакции..............................................
Пересекающиеся транзакции..........................................
Скрытые транзакции...................................................
ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ...................................
Игры большого города..................................................
Значение игр..................................................................
Определение игр..........................................................
Антитезисы....................................................................
Степени игр...................................................................
Классы игр.....................................................................
Игры первого класса......................................................
Игры второго класса...........................„.......................
Сравнение игр двух классов.......................................
Группы игр.....................................................................
Игры маленькихдетей...............................................
Игры нищих....................................................................
Семейные игры...............................................................
Игры финансовых пирамид...........................................
Административные игры...............................................
Суицидные игры.............................................................
Игры с самим собой........................................................
Человек открытый и человек-игрок.......................
Награды за игры...........................................................
Система вознаграждений за игру..................................
Психотерапия игр.........................................................
ГЛАВА 6. ИСКАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ..................................
Рэкетные чувства и система рэкета.........................
Игнорирование и обесценивание /преувеличение
Понятие о способах искажения реальности..................
Четыре типа пассивного поведения..............................
Другие признаки игнорирования.................................
Игнорирование и игры..................................................
ГЛАВА 7. УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ...........................
Введение в сценарии....................................................
Сценарный процесс.....................................................,
Формула сценария...........................................................
Образцы сценарного процесса....................................
«Никогда».........................................................................
«Пока не».........................................................................
«Всегда»............................................................................
«После»............................................................................
«Снова и снова» (Почти).................................................
«Открытый конец»..........................................................
Психотерапия сценарных паттернов........................
Родительские приказания, или предписания.........
«Не будь» (Сгинь, Умри)................................................
«Не делай»........................................................................
«Не расти»........................................................................
«Не будь ребенком»........................................................
«Не будь самим собой»...................................................
«Не будь значимым».......................................................
«Не принадлежи»..............................................................
«Не будь близким»...........................................................
«Не достигай успеха» .......................................................
«Не думай»........................................................................
«Не чувствуй»..................................................................
«Не будь здоровым»........................................................
Драйверы и сценарные паттерны...............................
Понятие о драйверах........................................................
Драйвер «Будь совершенным» и сценарный паттерн
«Пока не»..........................................................................
Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После» ... Драйвер «Будь сильным» и сценарный паттерн «Никогда»
Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда».......
Драйвер «Спеши».............................................................
Функции драйверов.........................................................
Мини-сценарий и драйвфное поведение......................
Работа с мини-сценарием.................................................
Сценарии семьи.............................................................
Родовые сценарии.........................................................
Сказки и детские игры в формировании сценариев Значение ролевых игр в формировании сценариев
Необходимые персонажи сценария...........................
«Качели жизни»............................................................
Старые и новые сценарии жизни...............................
Сценарный анализ в психотерапии..........................
Метафора дерева.............................................................
Сказкотерапия..................................................................
Четыре сферы жизни....................................................
Понятие о сферах жизни.................................................
Терапевтическая работа со сферами жизни ..................
Сценарная история жизни постсоветского человека
ГЛАВА 8. МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ СЦЕНАРИИ....................
О существовании мужских и женских сценариев —
Женский сценарий........................................................
Мужской сценарий........................................................
Банальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной.......................................................................
ГЛАВА 9. КОНТРАКТЫ.................................................................
Контракты в психотерапии и консультировании..
Определения контракта...................................................
Деловой и лечебный контракты......................................
Виды лечебных контрактов.............................................
Работа по предупреждению трагических действий клиента Контракты в работе с зависимостями ............................
Контракты в повседневной жизни............................
Контракты с самим собой...............................................
Контрактные аспекты супружеских отношений...........
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА.....................................
ПРИЛОЖЕНИЕ I. К ОПРОСНИКУ «ИЗМЕРЕНИЯ
ФИКСИРОВАННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ»..............................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ
СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.......................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЦЕНАРНЫЙ СТАТУС И ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ИЛИ САМОАНАЛИЗА ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА.........................
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА — ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ..........................................................................
ЦИТИРОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................................................
Предисловие авторов
Наша страна сегодня снова на рубеже. Снова меняет свой облик, выбирает дорогу в будущее. Великая Революция, потрясшая Россию в начале минувшего XX века, в корне изменила ее жизненный уклад. Новая власть уделяла огромное внимание идеологии, не жалея сил и средств для пропаганды и агитации, для внедрения нового мировоззрения, новой системы приоритетов и ценностей, формирования новой гражданской позиции людей — борцов и тружеников— передового отряда человечества. И мощный технологический рывок, который совершила страна, и Победа в Великой Отечественной войне, и развитые на мировом уровне культурная, научная и образовательная сферы — во многом плоды той интенсивной идеологической работы. Однако, ставя во главу угла интересы государства, система игнорировала или подавляла многие естественные потребности человека, что стало одной из главных причин деградации и развала СССР.
Революция конца XX века привела к не менее глубоким социальным изменениям, однако ее лидеры не смогли разработать и предложить народу достойной и действенной замены советской идеоло-
гической доктрины. И только тот, кто смог это сделать для себя сам, стал успешным и богатым. К сожалению, поступаясь подчас при этом интересами собственной страны. Большинство же граждан остались пассивными. Так из «передового отряда человечества» мы стали очень бедными жителями страны «третьего мира».
И смириться с этим невозможно! Мы проиграли гонку за мировое лидерство! Наша страна сегодня поверженный колосс. Только, даже поверженный колосс все равно продолжает оставаться колоссом!
Сейчас перед Россией два пути. Первый — разбазарить свой интеллектуальный потенциал и бесславно прозябать на задворках истории и цивилизации. И второй — осознав интеллект нации в качестве главного ресурса страны, работать и развиваться как Великая Интеллектуальная Держава!
Наша страна сегодня — огромное учебное заведение. Мы учимся жить по-новому, постигая правила, которые диктует бурно изменяющаяся реальность вокруг нас. Это сложный процесс, порой причиняющий человеку немало душевных страданий. Может быть, именно в этом причина того, что психологическое консультирование и психотерапия в последние годы все активнее входят в нашу повседневную жизнь. Их востребованность растет буквально с каждым месяцем. Уже не хватает профессиональных специалистов, и многие полупрофессионалы в смежных областях и вовсе не профессионалы вьщают себя за психотерапевтов. Начинает выше цениться качество психотерапевтической помощи и поддержки.
Конечно, подготовка высокопрофессиональных психотерапевтов— процесс трудоемкий и длительный. В странах Запада психотерапия — вторая профессия, которую можно приобрести, пройдя многолетнюю подготовку, состоящую из теории, практики,
познания границ собственной личности и персональной терапии. После завершения образования прошедшие полный его курс получают престижные национальные и международные дипломы. Среди них почетное место занимает Европейский сертификат психотерапевта. Единственный международный профессиональный сертификат, признающийся в 42 странах Европы, Японии и Китае. Получившие его специалисты еще называются психотерапевтами Европейского регистра. Отрадно, что в России, как и в других странах, таких профессионалов становится все больше.
Кроме того, бурно развивается психологическое консультирование. Это направление психологии имеет много общего с психотерапией. Различают их по достаточно условным признакам. Считается, что при консультировании взаимодействия происходят на осознаваемом уровне и число встреч консультанта и клиента невелико, обычно не более 15. Тогда как психотерапия занимается глубинным бессознательным. И число встреч терапевта и пациента зачастую далеко превышает таковое при консультировании. Подготовка консультанта также менее трудоемка, нежели психотерапевта. Объем учебных часов в ней примерно в три раза меньше. И очень важно, что такое образование с вручением национального и Европейского сертификатов консультанта можно получить в нашей стране.
Итак, сегодня в России складывается целая система психологической и психотерапевтической консультативной помощи и рынок соответствующих услуг. И, что особенно важно, начинается новая волна подъема в психотерапии. Наряду с развитием отдельных методов и школ психотерапии складывается интегративная система, объединяющая в себе достижения нескольких методов и школ, знаменуя
собой переход всей этой области знаний и практики на более высокий уровень, в новое качество. Она вышла за рамки медицины и психологии и стала важной и неотъемлемой частью культуры, самостоятельной профессией. Компетентность специалистов подтверждается специальными национальными и международными дипломами и внесением в Европейский реестр профессиональных психотерапевтов. Складывается мировое сообщество профессионалов в области психотерапии.
Наша работа и данная книга оказалось бы невозможной без влияния ряда людей. Я, Макаров В.В., благодарен моему другу, Г.П. Алференко, в то время аспиранту-геофизику, за то, что в 1974 году он, рискуя многим, под большим секретом дал мне на одну ночь самиздатовскую копию книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Я благодарен известному математику и диссиденту А.И. Фету (псевдоним— А.И. Федоров) за блестящие переводы книг по транзактному анализу. Я благодарен диссиденту и стихийному психотерапевту Б.Ю. Найдорфу (псевдоним— Б.Ю. Сапожников), а также моему другу, в то время врачу-психотерапевту В.Ю. Завьялову, за мою двухлетнюю личную терапию в 1982-1984 годах. Я благодарен известному американскому транзактному аналитику B.C. Гиплину, который в начале девяностых годов показал мне выдающиеся возможности и ограничения транзактного анализа. Я благодарен моей супруге, ученице, котерапевту и соавтору, Г.А. Макаровой за ее достижения в практике и теории транзактного анализа, за ее терпимость и понимание.
Я, Галина Анатольевна Макарова, признательна своему мужу — учителю и другу — за создание условий для реализации моей мечты. Я благодарна своим родителям и детям за терпение и любовь. Я бла-
годарна друзьям за бесценный опыт общения, который они подарили мне.
Авторы выражают благодарность своим пациентам и клиентам, своим студентам и аспирантам. Отдельную благодарность важно выразить И.А. Чегловой за блестящую литературную редакцию рукописи и живое участие в обсуждении важных разделов транзак-тного анализа.
Реализуемый нами подход сформировался из терапевтической и консультативной практики под влиянием гуманистической и экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии. И мы надеемся, что наша работа=поможет читателю в его профессиональном образовании и личностном совершенствовании и станет нашим вкладом в развитие психотерапии— этой уникальной и увлекательной области культуры и жизни человечества.
Москва, Россия август 2002 года