Установления факта наличия острой ситуации психического насилия по отношению к ребенку
· Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние;
· Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии ребенка;
· Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья;
· При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации;
· Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или ребенком;
· При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации;
Эмоциональным (психологическим) насилиемявляется однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.
Примерами этой формы насилия являются:
- Угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства;
- Открытое неприятие и постоянная критика;
- Лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- Преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- Вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Важно понимать, что в данном случае трудно на однократных примерах диагностировать наличие психологического насилия, порой трудно отличить семейный конфликт от насилия, выявить, действительно ли ребенок лишен необходимой стимуляции или стимуляция достаточная, но особенности ребенка не позволяют ему достичь желаемого уровня, кто является тем взрослым, который поощряет ребенка к деструктивному поведению.
Особенностями детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию, является:
- Задержка психического развития;
- Невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
- Низкая самооценка;
- Эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
- Избыточная потребность во внимании;
- Депрессия, попытки суицида;
- Неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- Ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
- Нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Особенности вида и поведения детей, основными нуждами которых пренебрегают родители или лица их заменяющие:
Ø Внешние проявления:
- Утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- Одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
- Нечистоплотность, несвежий запах.
Ø Физические признаки:
- Отставание в весе и росте от сверстников;
- Педикулез, чесотка;
- Частые «несчастные случаи», гнойные и хронические инфекционные заболевания;
- Запущенный кариес;
- Отсутствие надлежащих прививок;
- Задержка речевого и психического развития.
Ø Особенности поведения:
- Постоянны голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
- Неумение играть;
- Постоянный поиск внимания/участия;
- Частые пропуски школьных занятий;
- Крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере, агрессивен или замкнут, апатичен, гиперактивен или подавлен, неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
- Склонность к поджогам, жестокость к животным;
- Раскачивание, сосание пальцев и пр.
При выявлении данных проблем у ребенка, необходимо дифференцировать наличие этих проблем, как особенности личности ребенка, которые родители стремятся нивелировать с помощью различных медико-психолого-педагогических мер, от психологического насилия или пренебрежения нуждами ребенка, в результате чего развились данные состояния.
Для этого рекомендуется:
· Выявить и зафиксировать у ребенка наличие проблемы (например, заикание или отставание в развитие);
· Сообщить родителям о выявленной проблеме и выяснить, какие меры предприняты для ее разрешения;
· При адекватности принимаемых мер предложить родителям дополнительную медицинскую (психологическую, социальную) помощь, которой располагает данное учреждение;
· При выявлении недостаточности принимаемых мер предложить родителям перечень мер по разрешению конкретных проблем (например, при неуспеваемости у ребенка, обращение к невропатологу, психиатру, логопеду, на МПК);
· Проконтролировать выполняемость рекомендаций;
· При наличии положительной динамики – продолжать оказание поддержки семье;
· При отсутствии положительной динамики из-за сопротивления (отказа) со стороны родителей заниматься данными проблемами, вызвать родителей на совет по профилактике (педсовет) с повторным разъяснением выявленных проблем у ребенка и сообщением о наличие ответственности родителей за физическое и психологическое состояние ребенка;
· При неэффективности данных мер сообщить информацию в органы опеки, КДН и ЗП.
Явные признаки жестокого обращения с детьми:
· Следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
· Следы сексуального насилия;
· Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
· Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
· Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома;
· Асоциальное поведение ребенка;
· Ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
· Ребенок побирается;
· Ребенок грязно или не по сезону одет;
· Наличие какой- либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;
· Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
· Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Очевидные «внешние» признаки, на которые необходимо реагировать специалистам ОУ:
- асоциальное поведение ребенка;
- ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
- у ребенка на теле травмы, следы насилия;
- ребенок побирается;
- ребенок грязно или не по сезону одет;
- семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
- наличие какой- либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;
- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком
· Каждый работник ОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом руководителю ОУ.
· Информируются родители (законные представители).
· Руководитель самостоятельно, или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
· Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.
· При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются прокуратура и ОДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.
Органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;
Комиссию по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение; о выявленном случае
В случае явных физических или сексуальных признаков насилия руководитель ГОУ обращается в органы здравоохранения – для медицинской оценки состояния ребенка и оказания медицинской помощи
В случаях выявления явных признаков жестокого обращения с детьми (в зависимости от степени воздействия на психологическое состояние и состояние здоровья ребенка) возможно несколько вариантов действий педагогов ОУ в соответствии с «Методическими рекомендациями для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения».
Алгоритм работы социального педагога образовательного учреждения