Метод «Альтернативный тезис»
1. Дисицплина – это свобода.
Дисциплина – это неволя.
2. Счастье – это когда много творчества и борьбы.
Счастье – это много всего, чего хочется.
3. Надо жить легко, как птицы, не вычисляя завтрашний день.
Надо жить, каждый день, давая себе отчет, что и как сделано.
4. В хорошем отряде всегда кипит интересная и творческая жизнь.
В хорошем отряде уйма свободного времени.
5. Чтобы иметь друзей, надо любить людей.
Чтобы иметь друзей, надо уметь подстраиваться под их интересы.
Данный метод применяют для контроля над формированием мировоззренческих отношений или отношений обобщенного плана.
Альтернативность предлагаемых суждений вынуждает ребенка сделать один принципиальный выбор. Так как третьего не дано, он вынужден выбрать ту позицию, к которой склонен.
Осознание себя в сфере взаимоотношений»
1. Как ты считаешь, ты добрый человек? Почему?
2. Что такое добрый человек?
3. Что такое злой человек?
4. Тебя часто хвалят? Кто и за что?
5. Бывает ли, что тебя ругают? Кто и когда?
6. Кто тебе в отряде больше всех нравится? Почему?
7. Меньше всех нравится?
8. Кого ты больше всех жалеешь?
9. Если ты увидишь плачущего малыша, что сделаешь? А почувствуешь?
10. Кто в отряде самый добрый? Почему?
11. Самый злой?
12. Есть такой человек, на которого бы ты хотел (а) быть похожим? А ты такой же? А в чем?
Этот метод помогает определить, насколько эгоцентричны ребята, понимание ценностно – значимых качеств человека, осознание себя в системе отношений.
Метод ранжирования
Вежливый Искусство Играть
Ласковый Конфета Лепить
Красивый Дети Работать
Здоровый Отряд Петь
Аккуратный Труд Бездельничать
Веселый Книга Читать
Сильный Деньги Есть
Умный Школа Помогать
Независимый Цветы Болтать
Скромный Собака Смеяться
Трудолюбивый Человек Купаться
Метод ранжирования ставит школьника перед выбором значимых для личности понятий, который бы отражали какое – то явление, столь же значимое для человека. Можно предложить в качестве варианта проранжировать ряды для идеальной личности, а затем сделать ранжированный ряд для себя.
Слова расставляются в порядке значимости (от + к -).
Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целесообразно отслеживать по двум направлениям: обследование эмоционального климата детского коллектива (в середине и в конец смены) и эмоциональное самочувствие каждого ребенка.
Эмоционально - психологический климат отряда (ЭПК)
Процедура: детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которок есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами.
Бланк опроса
1. В нашем отряде всегда весело | 4 3 2 1 0 | В нашем отряде всегда скучно |
2. Все ребята в общем – то добрые | 4 3 2 1 0 | В отряде много злых, равнодушных |
3. Мы никогда не ссоримся | 4 3 2 1 0 | Мы часто ссоримся, конфликтуем |
4. Ребята в отряде вежливые, воспитанные | 4 3 2 1 0 | Ребята часто грубят, ругаются |
5. Мне в нашем отряде хорошо, спокойно | 4 3 2 1 0 | Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно |
6. У нас все равны | 4 3 2 1 0 | Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими |
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе | 4 3 2 1 0 | Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе |
Обработка результатов:
Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 7*4=28 баллов.
Находим максимальный групповой индекс ЭПК отряда. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100%, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:
Э = | Реальный групповой индекс ЭПК отряда | * 100 % |
Макс. Групповой индекс ЭПК отряда |
Оценочная шкала
Уровень ЭПК | Величина индекса Э в % |
Очень высокий | Более 80 % |
Высокий | 71 – 80 |
Выше среднего | 66 – 70 |
Средний | 45 – 65 |
Ниже среднего | 40 – 44 |
Низкий | Менее 40% |
Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в лагере можно воспользоваться различными модификациями методики цветописи по А.Н. Лутошкину, либо воспользоваться следующими рекомендациями.