Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии

Занятие №15

Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии

Цели занятия:познакомиться с содержанием основных понятий: «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь»;

изучить механизмы и формы инфекционного процесса, а также роль микро- и макроорганизма в инфекционном процессе;

определить условия возникновения инфекционного процесса и роль физиологических, психологических и социальных факторов в развитии инфекционных заболеваний;

изучить свойства микроорганизмов, определяющие их патогенность и вирулентность.

План занятия (Вопросы для обсуждения):

1. Понятие об иммунитете, инфекционном процессе, инфекционной болезни. Факторы инфекционного процесса.

2. Стадии и уровни инфекционного процесса.

3. Признаки инфекционного заболевания.

4. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Единицы измерения вирулентности микробов. Факторы патогенности бактерий. Свойства экзо- и эндотоксинов.

5. Роль макроорганизма, внешней и социальной среды в возникновении и развитии инфекционного и эпидемического процессов.

6. Основные формы инфекций. Динамика развития инфекционного заболевания.

7. Понятие об эпидемическом процессе. Источники, механизмы, пути и факторы передачи инфекционных болезней.

Оформление протокола лабораторного занятия:

· Таблица «Механизмы, пути и факторы передачи для разных групп инфекционных болезней (по Громашевскому)» — по учебнику Воробьева (новый) стр. 179. табл. 8.1;

· Таблица «Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней» — учебник Воробьева (новый) стр. 181. табл. 8.2.

· Составить классификацию форм инфекции и в соответствии с ней записать определения:

¾ Эндогенная/экзогенная инфекция;

¾ Очаговая/генерализованная инфекция;

¾ Бактеремия;

¾ Вирусемия;

¾ Токсинемия;

¾ Сепсис или септицемия;

¾ Септикопиемия;

¾ Моноинфекция, смешанная или микс-инфекция, вторичная инфекция, суперинфекция, реинфекция, рецидив;

¾ Манифестная, инаппарантная, абортивная форма инфекции;

¾ Персистенция; микробоносительство

· Записать методику изученияинвазивных свойств стафилококка экспериментальным методом на животных с применением мазков-отпечатков; повторить методики определения плазмокоагулазы, гиалуронидазы, токсигенности дифтерии, лецитиназы и гемотоксина.

· Единицы вирулентности микробов DLM, DLC, DL50;

· Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов.

Задание для выполнения лабораторной работы:

Изучить методы, демонстрирующие определение факторов патогенности; зафиксировать их, сделать выводы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Факторы патогенности и их эффекты (на примере H.pylori)

Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии - student2.ru Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии - student2.ru

Факторы патогенности

¾ адгезия;

¾ инвазия;

¾ агрессия (в т.ч. токсинообразование).

Адгезия - это пусковой момент инфекции. Адгезия обусловлена чувствительностью микроба к рецепторам клеток хозяина и органотропностью (комплементарное взаимодействие макромолекул на поверхности микроба с рецепторами эукариотической клетки).

Адгезины - структуры микроба (макромолекулы) ответственные за прилипание, т.е. связывание с клетками хозяина.

Адгезины:

- Гр+ бактерий - основные белки (они активируют транслокацию микроба вглубь эпителиальной клетки) и тейхоевые кислоты клеточной стенки;

- Гр- бактерий - белки наружной мембраны, ЛПС и фимбрии (пили первого или общего типа);

- капсульных бактерий – капсула;

- микоплазм - макромолекулы, входящие в состав выростов цитоплазматической мембраны;

- вирусов - специфические структуры белковой или полисахаридной природы.

Колонизация зависит как от дозы микробов, так и количества рецепторов для них

на поверхности клеток макроорганизма.

При отсутствии адгезинов и комплементарных рецепторов инфекционный процесс не развивается.

Инвазивность (от лат. invasion - нападение) - это способность микробов проникать через кожные покровы и слизистые оболочки во внутреннюю среду организма хозяина и распространяться по его тканям и органам.

Агрессивность- способность противостоять факторам макроорганизма и размножаться в нем.

Ферменты:

а) инвазионные (гиалуронидаза, фибринолизин и др.);

б) защитные (плазмокоагулаза и др.);

Занятие №15

Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии

Цели занятия:познакомиться с содержанием основных понятий: «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь»;

изучить механизмы и формы инфекционного процесса, а также роль микро- и макроорганизма в инфекционном процессе;

определить условия возникновения инфекционного процесса и роль физиологических, психологических и социальных факторов в развитии инфекционных заболеваний;

изучить свойства микроорганизмов, определяющие их патогенность и вирулентность.

План занятия (Вопросы для обсуждения):

1. Понятие об иммунитете, инфекционном процессе, инфекционной болезни. Факторы инфекционного процесса.

2. Стадии и уровни инфекционного процесса.

3. Признаки инфекционного заболевания.

4. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Единицы измерения вирулентности микробов. Факторы патогенности бактерий. Свойства экзо- и эндотоксинов.

5. Роль макроорганизма, внешней и социальной среды в возникновении и развитии инфекционного и эпидемического процессов.

6. Основные формы инфекций. Динамика развития инфекционного заболевания.

7. Понятие об эпидемическом процессе. Источники, механизмы, пути и факторы передачи инфекционных болезней.

Оформление протокола лабораторного занятия:

· Таблица «Механизмы, пути и факторы передачи для разных групп инфекционных болезней (по Громашевскому)» — по учебнику Воробьева (новый) стр. 179. табл. 8.1;

· Таблица «Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней» — учебник Воробьева (новый) стр. 181. табл. 8.2.

· Составить классификацию форм инфекции и в соответствии с ней записать определения:

¾ Эндогенная/экзогенная инфекция;

¾ Очаговая/генерализованная инфекция;

¾ Бактеремия;

¾ Вирусемия;

¾ Токсинемия;

¾ Сепсис или септицемия;

¾ Септикопиемия;

¾ Моноинфекция, смешанная или микс-инфекция, вторичная инфекция, суперинфекция, реинфекция, рецидив;

¾ Манифестная, инаппарантная, абортивная форма инфекции;

¾ Персистенция; микробоносительство

· Записать методику изученияинвазивных свойств стафилококка экспериментальным методом на животных с применением мазков-отпечатков; повторить методики определения плазмокоагулазы, гиалуронидазы, токсигенности дифтерии, лецитиназы и гемотоксина.

· Единицы вирулентности микробов DLM, DLC, DL50;

· Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов.

Задание для выполнения лабораторной работы:

Изучить методы, демонстрирующие определение факторов патогенности; зафиксировать их, сделать выводы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Факторы патогенности и их эффекты (на примере H.pylori)

Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии - student2.ru Тема: Учение об инфекции. Инфекционный процесс. Основы эпидемиологии - student2.ru

Факторы патогенности

¾ адгезия;

¾ инвазия;

¾ агрессия (в т.ч. токсинообразование).

Адгезия - это пусковой момент инфекции. Адгезия обусловлена чувствительностью микроба к рецепторам клеток хозяина и органотропностью (комплементарное взаимодействие макромолекул на поверхности микроба с рецепторами эукариотической клетки).

Адгезины - структуры микроба (макромолекулы) ответственные за прилипание, т.е. связывание с клетками хозяина.

Адгезины:

- Гр+ бактерий - основные белки (они активируют транслокацию микроба вглубь эпителиальной клетки) и тейхоевые кислоты клеточной стенки;

- Гр- бактерий - белки наружной мембраны, ЛПС и фимбрии (пили первого или общего типа);

- капсульных бактерий – капсула;

- микоплазм - макромолекулы, входящие в состав выростов цитоплазматической мембраны;

- вирусов - специфические структуры белковой или полисахаридной природы.

Колонизация зависит как от дозы микробов, так и количества рецепторов для них

на поверхности клеток макроорганизма.

При отсутствии адгезинов и комплементарных рецепторов инфекционный процесс не развивается.

Инвазивность (от лат. invasion - нападение) - это способность микробов проникать через кожные покровы и слизистые оболочки во внутреннюю среду организма хозяина и распространяться по его тканям и органам.

Агрессивность- способность противостоять факторам макроорганизма и размножаться в нем.

Ферменты:

а) инвазионные (гиалуронидаза, фибринолизин и др.);

б) защитные (плазмокоагулаза и др.);

Наши рекомендации