О В. М. Бехтереве - ученом и враче-гипнологе

века как характернейшей черты его человеческой сущности.

Высшей ступенью развития сознания В. М. Бехтерев считал то состояние психики человека, когда он, с одной стороны, обладает способностью по желанию вводить в сферу сознания те или другие из бывших до этого в его сознании представлений и, с другой стороны, может давать себе отчет о происходящих в его сознании явлениях, о течении потока психических процессов, о причинах переживаемых им психических процессов и о последствиях своих поступков. Человек может анализировать свою психическую деятельность, давать отчет обо всем, что происходит с ним. Именно эта способность самопознания и самоотчета является самым характерным признаком полного сознания.

Эти формы сознания В. М. Бехтерев рассматривал как различные «ступени развития его содержания». Каждый из уровней организации сознания не только имеет собственные характеристики, но и предполагает, содержит в «снятом виде» особенности, присущие и всем предшествующим, более низким ступеням развития сознания, более примитивным, архаичным его структурам.

По представлению В. М. Бехтерева, соподчинению структур сознания, основным способам его функционирования соответствуют и основные этапы его развития в онтогенезе каждого отдельного человека. На более ранних этапах развития личности возникают более простые ступени и структуры сознания, на более поздних - более сложные и богатые содержанием.

При ряде патологических процессов распад созна-.ния идет в обратной прогрессивному развитию последовательности: то, что появилось позже всего в индивидуальном развитии, подвергается торможению или разрушается раньше других форм сознания. Прежде всего утрачивается способность самосознания активных волевых действий и произвольного внимания. Далее, подавлению или деструкции подвергаются нравственные устои личности, и лишь после этого происходят изменения в сознании времени и пространства и т. д.

В связи с разработкой концепции сознания В. М. Бехтерев большое внимание уделял явлениям перцепции

О В. М. Бехтереве - ученом и врачс-гипнолвге

и апперцепции. В соответствии со сложившейся традицией перцепцию он понимал как процесс, благодаря которому то или другое впечатление доходит вообще до сознания, а под апперцепцией понимал процесс, благодаря которому внешние впечатления входят в сферу ясного, «полного» сознания. Поэтому существуют восприятия перцептированные, но не апперцепти-рованные.

Ясное, «полное» сознание возможно лишь при наличии активного внимания. Последнее связано с восприятием событий, отличающихся, как правило, новизной и эмоциональной насыщенностью. Легко апперцеп-тируются раздражители, выделяющиеся из остальных и имеющие особое значение для воспринимающего.

«Следовательно, - писал В. М. Бехтерев, — сила чувства, которым благодаря тем или другим ассоциациям сопровождается представление, — вот что в данном случае служит причиной, что это представление вводится в пункт наиболее ясного сознания» . Существенную роль в апперцептировании внешних воздействий играет и процесс ожидания каких-либо событий.

При отсутствии указанных условий и особенно при ослаблении внимания восприятие внешнего мира не попадает в фокус ясного сознания. Отвлечения нашего внимания, по Бехтереву, достаточно для того, чтобы «введение данного представления в сферу ясного сознания не совершилось» .

В дальнейшем в «объективной психологии» и «рефлексологии» свои взгляды на сущность сознания, В. М. Бехтерев развивал в учении о личном и общем сознании, об активном и пассивном восприятии и внимании (сосредоточении).

Личное сознание с активным восприятием - это то сознание, которое составляет сущность нашего «я» вместе со всеми подчиненными ему явлениями психической жизни. Общее сознание с пассивным восприятием — это те явления психики человека, которые не находятся в тесном взаимоотношении с «я» личности.

Личное сознание представляет собой высшую в развитии и самую богатую по содержанию ступень сознания. Оно связано прежде всего с волевыми процессами

О В. М. Бехтереве - ученом и враче - гипнологе

и активным вниманием. Именно воля и активное внимание, а также активное восприятие являются важнейшими орудиями человеческого «я», личного сознания в познании и практическом изменении мира.

Благодаря воле, писал В. М. Бехтерев, человеческое «я» «воздействует определенным образом на окружающий нас мир, активное же внимание извлекает из внешнего восприятия определенные впечатления, которые благодаря принадлежности активного внимания нашему я вступают в тесное соотношение с последним, становясь прочным его достоянием» .

В личностную сферу сознания наряду с внешними впечатлениями входит и совокупность следов от органических рефлексов. К совокупности органических рефлексов благодаря сочетаниям присоединяется известная часть следов рефлексов, возбуждаемых внешними раздражениями. В результате этого сплава органического и внешнего реакции личной сферы на внешние раздражения всегда находятся в прямой зависимости от потребностей организма. У человека связь потребностей организма с внешними раздражениями, осуществляемая личной сферой сознания, относится не к ближайшему удовлетворению потребностей организма, что связано с инстинктом, а к обеспечению более оптимальных жизненных условий для его существования. Высшие животные, в том числе и человек, под влиянием непосредственных органических потребностей выбирают съедобные вещества и избегают несъедобных или вредных. Наоборот, при удовлетворении органических потребностей отвергается то, что в другое время является предметом страстных вожделений.

Но когда, несмотря на голод, человек воздерживается от приема пищи или, несмотря на усталость, он продолжает работать или вообще развивать деятельность не под непосредственным влиянием инстинктов, а для обеспечения своих потребностей в будущем, то речь идет о личной органической сфере. Последняя, подчеркивал В. М. Бехтерев, хотя развивается в связи с органическими раздражениями, «возбуждающими инстинктивные рефлексы, но в сущности представляет собой совокупность следов прошлого

О В. М. Бехтереве

- ученом и враче

- гипнологе

опыта, возбуждающих двигательные реакции вне прямой зависимости от инстинктивных рефлексов, - реакции, частью согласованные с последними, частью же идущие им как бы наперекор»30.

Самостоятельность, самодостаточность и самодеятельность личной сферы В. М. Бехтерев видел не только в особом ее отношении к потребностям организма, но и в особом отношении организма ко внешним раздражениям, обусловленным исключительно прошлым влиянием на внутриорганические процессы.

Личная сфера, являющаяся совокупностью следов внешних и внутренних раздражений и оживляющаяся при любом изменении общего состояния организма, а также при всевозможных внешних воздействиях, составляет интимное ядро психики. Поэтому личная сфера органического характера, заключая в себе важнейшие моменты прошлого опыта, является основой активного самостоятельного отношения к окружающему миру.

С развитием общественной жизни личная сфера человека не ограничивается следами только сочетательных рефлексов, связанных с органическими потребностями. В тесной связи с ними происходит образование следов, обусловленных теми или иными условиями общественной жизни. Из личной сферы органического характера развивается социальная личная сфера. Последняя лежит в основе нравственных и социальных отношений между людьми. Эта социальная личная сфера, поднимаясь до оценки социальных отношений, приводит к образованию целостной личности, т. е. личности как самобытной психологической особи. Поэтому личность, согласно В. М. Бехтереву, «есть психический индивид со всеми его самобытными особенностями, индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям» .

Психические процессы, связанные с личным сознанием, по желанию человека могут быть воспроизведены в его сознании, извлечены из памяти и поставлены во взаимоотношения с любым элементом осознаваемых в данный момент психических процессов. Восприятие, совершающееся при отсутствии активного внимания, попадает в сферу «общего сознания». Такие восприя-


Наши рекомендации