Тема: «Основы трансфузиологии»

Тема: «Основы трансфузиологии»

После изучения темы студент должен:

знать

· понятие о группах крови системы АВО и резус-факторе как основной системе антиген-антитело человека

· методы определения группы крови и резус-фактора

· критерии годности трансфузионных сред

· способы и методы введения гемотрансфузионных сред

· обязанности медсестры при переливании крови и кровезаменителей

· технику проведения проб на совместимость крови донора и сыворотки реципиента и условия их проведения

· компоненты и препараты крови

· кровезаменители

· реакции и осложнения при переливании крови, первую доврачебную помощь при них и профилактику

уметь

· составлять набор для определения группы крови и резус-фактора

· осуществлять помощь врачу при определении группы крови стандартными сыворотками, Цоликлонами

· выявлять признаки непригодной для переливания крови

· осуществлять инфузионную терапию в периферическую вену, в подключичный катетер

· осуществлять защиту медперсонала и пациента при работе с кровью

· подготавливать больного к гемотрансфузии

· осуществлять наблюдение и уход за пациентом после гемотрансфузии

· выявлять и решать проблемы пациента при гемотрансфузии

· правильно заполнять необходимую документацию

иметь навыки

- подготовки набора для определения группы крови

- подготовки набора для определения резус-фактора

- подготовки набора для проведения пробы на индивидуальную совместимость

- подкожного введения лекарственных средств

- внутримышечного введения лекарственных средств

- внутривенного введения лекарственных средств

Содержание практических занятий

Студентов знакомят с устройством отделения переливания крови, правилами работы в отделении, правилами техники безопасности

Преподаватель демонстрирует: условия хранения крови, ее компонентов, препаратов и кровезаменителей; критерии пригодности их к переливанию.

Студенты участвуют в заборе крови, ее транспортировке, определении группы крови и резус фактора, проведении серологических проб; изучают правила введения документации. Самостоятельно выявляют проблемы пациента и решают их; осуществляют уход за больными при проведении трансфузионной и инфузионной терапии. Решая ситуационные задачи, изучают алгоритмы оказания первой доврачебной помощи при возможных осложнениях.

Литература

Э.М. Аванесьянц, Б.В. Цепунов, М.М. Французов «Пособие по хирургии», ООО АНМИ

С.А. Аганцева «Инфекционный контроль и инфекционная безопасность в ЛПУ»

В.Г. Стецюк «Сестринское дело в хирургии» АНМИ 1997г.

Н.В. Барыкина, В.Г. Зарянская «Хирургия для фельдшеров» ФЕНИКС, 2003г.

А.В. Сыромятникова, М.С. Брукман «Руководство к практическим занятиям по хирургии»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 ноября 2002 года №363 «Об утверждении инструкции по применению компонентов крови»

Н.В. Барыкина , В.Г. Зарянская «Сестринское дело в хирургии» ФЕНИКС 2005 г.

В.К. Гостинцев «Общая хирургия» (учебник для ВУЗов) ГЭОТОАР-МЕДИА 2005г

Практические задания

Что такое гемотрансфузия?

2. Перечислите показания к переливанию крови:

3. Перечислите противопоказания к переливанию крови:

Дайте понятия.

Кровь используемая к трансфузии

Нативная Свежестабилизированная Консервированная Аутокровь Плацентарная
           

5. Какие мероприятия проводятся при подготовке к гемотрансфузии?

6. Перечень оборудования для определения группы крови

Дайте трактовку результатов при определении группы крови с помощью стандартных сывороток

0(I) А(II) В(III) АВ(IV) Группа крови
        0(I)
        А(II)
        В(III)
        АВ(IV)
+ агглютинация наступила, - агглютинация отсутствует

Дайте трактовку результатов при определении группы крови с помощью цоликлонов

Результат реакции с Цоликлоном:   Анти-А Анти-В Анти-АВ Исследуемая кровь принадлежит к группе  
      0(I)
      А(II)
      В(III)
      АВ(IV)
+ агглютинация наступила, - агглютинация отсутствует

9. Дополни:

Проба на совместимость по системе АВО.

Необходимо нанести но чашку Петри __________капель сыворотки больного, _________капель крови донора. Перемешать. Покачивать в течение _______________минут.

Результаты: ___________________- совместимость

___________________ - несовместимость

10. Дополни:

Проба на резус - совместимость .

В _____________ нанести ______________капли сыворотки крови ______________, _________каплю крови ___________, __________капл. 33% р-ра__________. Перемешать. Добавить через ________ мин, _________мл. физиологического раствора.

Результаты: ___________________- совместимость

__________________ - несовместимость

11. Дополни:

Биологическая проба.

Вводится струйно _______раза по _______мл. крови с интервалом ___________мин.

Перечислите препараты крови

Перечислите кровезаменители

Заполните таблицу

Осложнения Причины Симптомы Лечение
         

Тема: «Основы трансфузиологии»

После изучения темы студент должен:

знать

· понятие о группах крови системы АВО и резус-факторе как основной системе антиген-антитело человека

· методы определения группы крови и резус-фактора

· критерии годности трансфузионных сред

· способы и методы введения гемотрансфузионных сред

· обязанности медсестры при переливании крови и кровезаменителей

· технику проведения проб на совместимость крови донора и сыворотки реципиента и условия их проведения

· компоненты и препараты крови

· кровезаменители

· реакции и осложнения при переливании крови, первую доврачебную помощь при них и профилактику

уметь

· составлять набор для определения группы крови и резус-фактора

· осуществлять помощь врачу при определении группы крови стандартными сыворотками, Цоликлонами

· выявлять признаки непригодной для переливания крови

· осуществлять инфузионную терапию в периферическую вену, в подключичный катетер

· осуществлять защиту медперсонала и пациента при работе с кровью

· подготавливать больного к гемотрансфузии

· осуществлять наблюдение и уход за пациентом после гемотрансфузии

· выявлять и решать проблемы пациента при гемотрансфузии

· правильно заполнять необходимую документацию

иметь навыки

- подготовки набора для определения группы крови

- подготовки набора для определения резус-фактора

- подготовки набора для проведения пробы на индивидуальную совместимость

- подкожного введения лекарственных средств

- внутримышечного введения лекарственных средств

- внутривенного введения лекарственных средств

Содержание практических занятий

Студентов знакомят с устройством отделения переливания крови, правилами работы в отделении, правилами техники безопасности

Преподаватель демонстрирует: условия хранения крови, ее компонентов, препаратов и кровезаменителей; критерии пригодности их к переливанию.

Студенты участвуют в заборе крови, ее транспортировке, определении группы крови и резус фактора, проведении серологических проб; изучают правила введения документации. Самостоятельно выявляют проблемы пациента и решают их; осуществляют уход за больными при проведении трансфузионной и инфузионной терапии. Решая ситуационные задачи, изучают алгоритмы оказания первой доврачебной помощи при возможных осложнениях.

Литература

Э.М. Аванесьянц, Б.В. Цепунов, М.М. Французов «Пособие по хирургии», ООО АНМИ

С.А. Аганцева «Инфекционный контроль и инфекционная безопасность в ЛПУ»

В.Г. Стецюк «Сестринское дело в хирургии» АНМИ 1997г.

Н.В. Барыкина, В.Г. Зарянская «Хирургия для фельдшеров» ФЕНИКС, 2003г.

А.В. Сыромятникова, М.С. Брукман «Руководство к практическим занятиям по хирургии»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 ноября 2002 года №363 «Об утверждении инструкции по применению компонентов крови»

Н.В. Барыкина , В.Г. Зарянская «Сестринское дело в хирургии» ФЕНИКС 2005 г.

В.К. Гостинцев «Общая хирургия» (учебник для ВУЗов) ГЭОТОАР-МЕДИА 2005г

Практические задания

Что такое гемотрансфузия?

2. Перечислите показания к переливанию крови:

3. Перечислите противопоказания к переливанию крови:

Дайте понятия.

Наши рекомендации