Романьков л.в., друян, л.и. и др.

О 75 Основы ухода за больными: учебно-метод. пособие для студентов 2 курса лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран/ Л.В. Романьков [и др.]. – Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. – 195 с.

ISBN

Предназначено для студентов медицинских университетов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», и содержит информацию по основным вопросам учебной программы по дисциплине «Основы ухода за больными».

УДК 616 – 082.8 (072)

ББК 53.508

ISBN©Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2011

Список сокращений

АД – артериальное давление.

ВБИ – внутрибольничная инфекция.

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения.

ГСИ – гнойно-септическая инфекция.

ДАГ-1 – 1 Доклад экспертов научного общества по изучению артериальной гипертензии.

ДО – дыхательный объем.

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт.

ИБС – ишемическая болезнь сердца.

ИВЛ – искусственная вентиляция легких.

ЛПО – лечебно-профилактическая организация.

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение.

МВЛ – максимальная вентиляция легких.

МЗ РБ – Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

МОД – минутный объем дыхания.

МРЭК – медико-реабилитационная экспертная комиссия.

МСЧ – медико-санитарная часть.

ОЦК – объем циркулирующей крови.

ПСО – предстерилизационная обработка.

ССС – сердечно-сосудистая система.

ЦНС – центральная нервная система.

ЦСО – централизованное стерилизационное отделение.

ХСН – хроническая сердечная недостаточность.

ЧД – частота дыхания.

ЧСС – частота сердечных сокращений.

ЭКГ – электрокардиограмма.

Введение

В нашей стране большое внимание уделяется необходимости широкого внедрения в учебный процесс практической подготовки специалистов. Такая подготовка, естественно, складывается из теоретического овладения предметом и овладения практическими навыками. Осуществление этой задачи является одним из главных разделов подготовки высококвалифицированных кадров врачей для системы здравоохранения.

Усвоение студентами медицинских университетов теоретических знаний и практических навыков осуществляется поэтапно и включает в себе изучение сути всего процесса медицинского обслуживания больного человека, включающего уход за больным, его лечение и систему профилактических мероприятий.

Уход за больными приобретает особое значение в работе лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В процессе ухода за больными, находящимися в ЛПУ, принимают участие врач, медицинские сестры и младшие медицинские работники (санитарки, младшие медицинские сестры). Такая система ухода за больными называется трехстепенной.

В соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь по специальности 1 – 79 01 01 Лечебное дело (ОС РБ 1 – 79 01 01 – 2008) и типовым учебным планом № Д 79 – 005/тип (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008) студенты лечебных факультетов медицинских ВУЗов на 2 курсе изучают предмет «Основы ухода за больными». Его изучение осуществляется еще до начала обучения студентов основополагающим клиническим дисциплинам, таким как пропедевтика внутренних болезней и общая хирургия. Обычно основы общего ухода за больными преподают на кафедре пропедевтики внутренних болезней. Пропедевтика внутренних болезней (от греч. «propaideuo» – предварительно обучаю) – это введение или вводный курс во внутренние болезни.

По сути дела, основы ухода за больными – это первый этап знакомства студентов с клиникой, первая клиническая дисциплина, которую изучает студент-медик. В чем заключаются особенности клинических дисциплин?

Фундаментальные представления о морфологической сути нормальных и патологических процессов, о функционировании органов и систем органов в условиях нормы и патологии, в процессе формирования болезни, студенты получают на кафедрах биологии, нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии. Это теоретическая часть процесса изучения организма человека в норме и при патологии, очень важный и необходимый для врача раздел знаний. Но его совершенно недостаточно для того, чтобы оказать реальную практическую медицинскую помощь больному человеку. Для медицинского работника принципиально важно уметь применить теоретические знания у постели больного в целях распознавания, лечения и профилактики заболевания. Этому студенты обучаются в процессе прохождения курса клинической медицины.

В медицинских ВУЗах клиническая медицина изучается на клинических кафедрах или в клиниках (от греч. «klinike» – врачевание).

В настоящее время клиникой называют лечебное учреждение, где помимо обычной лечебной и профилактической работы ведется медицинская подготовка, т.е. теоретическое и практическое обучение студентов и врачей, а также научно-исследовательская работа.

Клинические кафедры обычно расположены на базе лечебно-профилактических учреждений (больниц, поликлиник, диспансеров). Такие лечебные учреждения называются клиническими.

В процессе обучения основам ухода за больными студент должен теоретически освоить значение ухода за больными, характер работы медицинского персонала в медицинских учреждениях, типы и устройство последних, их оборудование, а также лечебные и санитарные режимы. Проводится ознакомление с работой приемного отделения, палатных отделений стационара, специализированных диагностических и вспомогательных лечебных подразделений. Студент должен знать права и обязанности младшего медицинского персонала, медицинской сестры, а также режим и принципы ухода за больными в терапевтическом отделении, правила соблюдения гигиены палаты и постели, распорядок дня. Большое значение придается знанию общих правил и требований медицинской этики и деонтологии.

К практическим навыкам, самостоятельно выполняемым студентами, относится проведение влажной уборки палат, приготовление дезинфицирующих растворов, проверка и содержание в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями постели и белья больного. Необходимо освоить проведение санитарной обработки больных, уход за кожей, волосами, ушами, глазами, полостью рта тяжелобольных, подмывание, подачу судна и мочеприемника. Студент должен научиться наблюдать за внешним видом и состоянием больного, подсчитывать дыхательные движения и пульс. Транспортировка и кормление больных также входят в объем практических навыков.

Большое значение имеет знание и понимание вопросов медицинской этики и деонтологии в практической деятельности медицинского работника. Избрав путь медика, студент всегда должен иметь в виду, что это не только трудная физически, но и самая полная по ощущению удовлетворения, получаемого от успешного лечения больного человека, профессия. Она требует чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

Наши рекомендации