Медицина народов Средней Азии, Армении и Грузии
Медицина в Средней Азии
В начале средних веков основное земледельческое население Средней Азии составляли предки народов, ныне населяющих среднеазиатские советские республики: таджиков (бактрийцы, согдннцы и родственные им племена и народности), узбеков, туркменов, кара-калпаков (хорезмийцы и тюркоязычные племена и народности, жившие в районах Ташкента и Бухары). Культура этих народов отличалась высоким уровнем. Задолго до начала нашей эры земледельцы Средней Азии научились проводить каналы для орошения полей и создали цветущие плодородные оазисы. Предки народов Средней Азии-строили крупные города с большими зданиями, обносили города крепкими стенами, сооружали плотины. В городах были развиты различные ремесла.
В раннем средневековье в течение нескольких столетий народы Средней Азии переживали процесс ломки старых рабовладельческих и патриархально-рабовладельческих отношений и складывания феодального строя. Классовая борьба в эпоху раннего феодализма в Средней Азии переплеталась с освободительной борьбой против владычества чужеземцев— арабов, завоевавших Среднюю Азию в начале VIII века. Завоеватели — арабы принесли в Среднюю Азию мусульманскую религию и аРабский язык. Средняя Азия за IX век экономически выросла настолько, что в X веке была наиболее передовым районом Ближнего Востока, во всяком случае экономически, политически и культурно более прогрессивным, чем области Ирана.
На волне народного движения против арабского владычества к власти в Средней Азии пришла династия Саманидов, которые к X веку стали властителями одного из самых больших, богатых и культурных государств своего времени. Это государство сумело обеспечить независимость Средней Азии в течение целого столетия в борьбе против посягательств со стороны арабских феодалов и других внешних врагов.
В государстве Саманидов были благоприятные условия для развития сельского хозяйства, ремесел и торговли. Старинные торговые пути связывали государство Саманидов с Китаем, Индией, Русью, странами Кавказа и Средиземноморья. Характерное для феодализма господство религии наступило для Средней Азии позднее — с конца XI века. До этого еще видна относительная свобода научного сознания, творческой научной мысли в философии и естествознании. При Саманидах и последующих династиях в X и XI веках культура народов Средней Азии достигла высокого развития. В Средней Азии к IX—X векам сложился ряд экономических, политических и культурных центров. Средняя Азия являлась не только одной из самых плодородных и богатых, но и одной из самых культурных земель Востока. Столица государства Саманидов Бухара и столица Хорезма Ургенч были центрами науки и искусства: в Бухаре имелась библиотека Саманидов, в Хорезме — общество ученых (академия). В крупных городах существовали больницы и аптеки. Народы Средней Азии в период раннего средневековья выдвинули много деятелей науки (историков, математиков, географов, ботаников, астрономов) и искусства, творчество которых явилось важным вкладом в развитие мировой культуры.
Среди ученых Средней Азии того времени видное место занимали грачи, которые сыграли большую роль в развитии медицины.
В странах Востока, в частности в Средней Азии, в IX—XI веках существовали многочисленные больницы. В Бухаре, Хорезме, Мерве и других городах Средней Азии в те годы работали опытные врачи. Медицина была закономерным проявлением высокой культуры народов Средней Азии.
Ибн-Сина. Наиболее видным представителем врачей Средней Азии был Абу Али Ибн-Сина (в Европе известен под именем Авиценны), крупнейший врач средневековья и один из наиболее выдающихся врачей мировой истории. Он родился в 980 г. в селении Афшана близ города Бухары. В пятилетнем возрасте родители перевезли его в Бухару, где и началось его ученье. От учителей и из книг богатой Бухарской библиотеки Саманидов Ибн-Сина получил все известные к тому времени знания. Однако глубже и основательнее всего Ибн-Сина изучал медицину. В продиктованной им автобиографии он говорил: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах».
Удачно начавшаяся в Бухаре врачебная деятельность Ибн-Сины прервалась. Правившая в Бухаре династия Саманидов была свергнута, и Ибн-Сина вынужден был уйти в Хорезм, где встретился со знаменитым ученым того времени Бируни, с выдающимся врачом Абул-Хасан-Хаммаром и др. Пребывание в Хорезме совпало с расцветом творческой научной Деятельности Ибн-Сины. Но Хорезму угрожал свирепый завоеватель султан Махмуд Газневи, Ибн-Сина бежал из Хорезма и все последующие годы провел в скитаниях по разным городам Прикаспия и Ирана. За своп воззрения Ибн-Сина многократно подвергался преследованиям и заключению в тюрьму. Но всюду Ибн-Сина продолжал научную и врачебную деятельность. В 1037 г. в возрасте 57 лет Ибн-Сина умер в Хамадане (Иран), где до сих пор сохранилась его могила.
Ибн-Сина оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знания: философии, математике, физике, астрономии, химии и др.
Характерной чертой духовного облика Ибн-Сины была независимость мысли. Ибн-Сина высмеивал астрологов, отвергал догмы мусульманской религии. Вопреки Корану Ибн-Сина утверждал, что мир не сотворен, а вечен. Ибн-Сина боролся против учения о предопределении, о судьбе, о роке, отрицавшем свободу человеческой воли, принижавшего роль человеческой личности. Задолго до того, как передовая философская мысль Европы поставила на первое место наблюдения и опыты, Ибн-Сина применял наблюдение и опыт в решении вопросов медицины. В сочинениях Ибн-Сины всюду видна любовь к научному знанию, проверка наблюдением и опытом и вера в человеческий разум. Наблюдения Ибн-Сины над явлениями природы приводили его к важным открытиям и догадкам в области естественных наук, опережавшим других ученых на столетия. Историки химии и геологии называют имя Ибн-Сины в почетном ряду людей, заложивших начала этих наук.
Мир, по мнению Ибн-Сины, материален и вечен. Он возник не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Движение присуще материи. В мире царит естественная закономерность. Будучи глубоким знатоком произведений древних писателей Греции, Рима, Индии и Средней Азии, Ибн-Сина понимал, ценил, комментировал и развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Ибн-Сина пошел значительно дальше Аристотеля в объяснении явлений движения. В отличие от Аристотеля он признавал внутреннее движение, совершающееся «непрерывно, не одним только толчком».
Вопросам медицины Ибн-Сина посвятил более 20 своих произведении, многие из которых очень обширны. Мировую славу доставило Ибн-Сине его главное медицинское сочинение «Канон врачебной науки», законченное автором около 1020 г. «Канон врачебной науки»—энциклопедический свод медицинских знаний древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел критический итог в начале XI века, благодаря чему «Канон врачебной науки» явился и новым этапом в истории развития медицины. Труд Ибн-Сины способствовал тому быстрому расцвету медицины, который начался в XVI—XVII веках. «Канон врачебной науки» в XII веке в Толедо был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе и, когда появилось книгопечатание.
Ибн-Сина (Авиценна). 980—1037 гг. Портрет, воспроизведенный по черепу, извлеченному из его могилы.
был напечатан в Европе более 30 раз. В арабских странах и Индии «Канон врашебной науки» переиздается в наше время. Академия наук Узбекской ССР предприняла первое в мире полное издание перевода «Канона врачебной науки» на современные языки (русский и узбекский) и в 1960 г. закончилось печатание всех книг «Канона».
В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие врачи учились медицине по «Канону врачебной науки» и сочинение Ибн-Сины, таким образом, формировало медицинское мышление-многих поколений. Замечательны первые абзацы «Канона врачебной науки», где Ибн-Сина дал определение медицины и ее задач: «Я утверждаю: медицина—наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено».
«Канон врачебной науки» разделен на пять книг. Первая книга содержит определение понятия медицины, сведения по анатомии и общие сведения о болезнях, их причинах и проявлениях, о сохранении здоровья и способах лечения вообще. Во второй книге излагается учение о простых лекарствах и о способах их действия. Третья книга содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болезней и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой книге описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.
Большое место в «Каноне врачебной науки» занимают вопросы гигиены. Правила охраны здоровья, гигиенические предписания, диететика Ибн-Сины на протяжении ряда столетий являлись исходным пунктом для множества последующих сочинений на эти темы. Многие из предписаний" Ибн-Сины сохранили свое значение до настоящего времени.
При рассмотрении любого заболевания Ибн-Сина указывал на условия, способствующие его возникновению, мешающие сохранить здоровье. Физические упражнения Ибн-Сина называл «самым главным условием» сохранения здоровья, на следующие места ставил режим питания и режим сна. «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней».
Большое внимание Ибн-Сина уделял вопросам охраны здоровья И предупреждения заболеваний, так как сущность болезней в то время оставалась неизвестной, действенных способов лечения зачастую не было. Ибн-Сина очень кратко изложил законы здоровья и в четкой системе перечислил внешние и внутренние силы, влияющие на сохранение его. Высоко оценивая целесообразность большей части гигиенических высказываний Ибн-Сины, следует одновременно подчеркнуть, что существовал большой разрыв между ними и жизнью. Если господствующая эксплуататорская верхушка феодального общества и могла использовать указания Ибн-Сины, то широкие круги населения, угнетенные и обираемые, находящиеся нередко под двойным гнетом — своих властителей и иноземных завоевателей, опутанные религиозными предрассудками, живущие в нищете, в большинстве случаев не могли мечтать об-1 осуществлении тех правил гигиены, на которых настаивал Ибн-Сина.
Особые главы «Канона врачебной науки» Ибн-Сина посвятил воспитанию здорового и больного ребенка. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Ибн-Сина оказал сильное влияние на развитие педиатрии в Европе.
Другой сильной стороной «Канона врачебной науки» является клиника. Точные описания клинической картины болезней, тонкости диагностики, первые описания ряда клинических явлений, их объяснения, приведена латинском языке в 1544 г. Многие отделы внутренней медицины и хирургии объяснены автором «Канона врачебной науки». Диагностические методы Ибн-Сины разнообразны: ощупывание, наблюдение ;над .пульсом, определение влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений.
Ибн-Сина выделил клиническую картину чумы, обратил внимание на заразительность оспы, отличил слоновость от проказы, описал признаки плеврита, язву желудка, отметил признаки диабета (обилие прозрачной мочи, «сладкий привкус, как у меда» осадка мочи после испарения). Ибн-Сина высказал мысль о невидимых возбудителях лихорадочных болезней. Он утверждал, что оспой и чумой можно заразиться, если вдыхать воздух, идущий от больного, признавал возможность передачи болезни через плаценту, через почву и воду и для предотвращения этого рекомендовал кипячение воды. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина описал клинику и лечение туберкулеза легких и других болезней органов дыхания.
Ибн-Сина оставил заметный след в лекарствоведении. Он собрал сведения о лекарствах из трудов древних греческих, индийских и других врачей, значительно дополнил собственными наблюдениями и опытом, включая многие средства народной медицины, индийские и китайские лекарства и многие средства, которые дала зарождавшаяся на Востоке химия. Ибн-Сина описал много новых, неизвестных прежним авторам лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, Ибн-Сина применил ртуть, которая в X веке добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса в виде вдыхания паров и втираний, причем им описаны проявления ртутного стоматита. Возникновение и развитие в странах арабского халифата аптек, несомненно, благоприятствовало развитию терапии у Ибн-Сины. В «Каноне врачебной науки» было указано, как изучать действие лекарства. По Ибн-Сине, болезнь, при которой изучается действие лекарства, должна быть без осложнений. Было подчеркнуто, что недостаточно изучать действие лекарства только на животном и что для окончательного суждения о лекарстве необходимо наблюдать его действие на больном человеке. Ибн-Сина использовал физические методы лечения.
Многие главы «Канона врачебной науки» посвящены хирургическим операциям. В нем изложено учение о кровопускании, описаны операции камнесечения, трахеотомии, лечение ран и травм. Для обработки ран Ибн-Сина рекомендовал применять вино. Долгое время был широко известен предложенный им способ вправления вывиха плеча. Ибн-Сина применял гибкий катетер, сделанный из кожи животных, при операциях на глазу в качестве материала для шва рекомендовал применять тонкий женский волос, при операции на прямой кишке для той же цели — свиную щетину. Интересны советы Ибн-Сины о том, как рано распознавать злокачественные новообразования, удалять их широким разрезом и прижигать.
Ибн-Сина отверг демонологические представления о причине нервных и психических болезней, описал менингит как особую болезнь, указывал, что при острых лихорадочных заболеваниях может развиться психоз, что самое вредное для больного — это страх, и рекомендовал музыку в качестве терапевтического средства.
Опыт многих врачей, дополненный обширной эрудицией и собственными наблюдениями, позволил Ибн-Сине внести существенно новое в медицину. Он призывал врачей изучать факты, относящиеся как к здоровью, так и к болезни, проводить наблюдения в больницах и там проверять
Мавзолей Ибн-Сины в Хамадане (Иран).В сохранившихся до нашего времени многочисленных медицинских сочинениях ученики и последователи Ибн-Сины в Средней Азии комментировали и развивали его идеи.
Торговые связи Киевской Руси с народами Средней Азии способствовали тому, что сведения о деятелях медицины (Ибн-Сина и др.) достигали русского народа.
Медицина в Армении
Образование армянского народа происходило на территории Армянскою нагорья в период VII—VI веков до н. э. в процессе распада государства Урарту и образования новых племенных союзов. Возникшее во II в. до н. э. независимое армянское государство было рабовладельческим, 'наивысшего развития оно достигло при Тигр а-не II (95—56 гг. до н. э.). В IV в. в Армении сложилось феодальное общество.
Сильное влияние на развитие медицинских знаний Армении оказали связи армян с народами Ирана, Греции, Сирии, арабского халифата и позднее Византии. Но, наследовав ряд древневосточных и античных традиций, взаимодействуя с культурой Византии, древняя культура Армении развивалась самостоятельным путем.
Медицина существовала в Армении с древнейших времен. До нашего времени дошли разнообразные свидетельства этого: каменные и металлические изображения матери с грудным ребенком на руках (символ материнства и плодородия в природе), относящиеся к эпохе урартиицев медицинские инструменты бронзового века, черепа со следами трепанации и т. п. Древние армяне накопили немало практических знаний в области врачевания.
В армянской народной медицине, в фольклоре и в средневековой армянской литературе сохранились от древних времен медицинские знания эмпирического характера и описания заговоров, заклинаний, молитв и гш.. к которым поибегали для лечебных целей. В религиозных явлениях языческого периода у армян был культ божеств, имеющих отношение к здоровью людей.
Армения славилась лекарственными растениями, которые вывозились в другие страны. Еще в I веке до н. э. в Армении существовал сад для разведения лекарственных растений. Из армянской медицины в медицину других народов проникли: армянская глина, бура, нашатырь и др.
К V веку н. э. армяне имели свою достаточно разработанную медицинскую терминологию. Изобретение в конце IV века я. э. армянской письменности и появление литературы на армянском языке совпали со временем оформления феодальных отношений. Медицинские произведения армянских авторов раннего средневековья носят отпечаток религиозной идеологии, но в Армении медицина носила более светский характер, была более близкой и понятной народу.
С III века н. э. Армения ориентировалась на Византию. Армянская молодежь группами отправлялась для обучения в Афины, Александрию и другие центры эллинистической культуры. Принятие в IV веке армянами христианства и более тесные связи с Византией оказали влияние на армянскую медицину. Усилилось влияние греческой культуры: в Армении были открыты греческие и сирийские школы. В V веке был создан армянский алфавит.
В Армении в III веке были открыты первые гражданские лечебные учреждения: в 260—270 гг. в местности Арбенут был открыт лепрозорий на 35 прокаженных. Начиная с IV века в Армении стали открываться больничные учреждения и приюты для немощных, находившиеся в ведении духовенства, но содержавшиеся на счет населения. В решении Армянского церковного собора 365 г. было записано: «Для пресечения распространения заразных заболеваний соорудить: для прокаженных лепрозории, для больных — больницы, для хромых и слепых — приюты. Для содержания этих учреждений установить на города и селения повинности и подати, назначить смотрителей и служителей. В каждом местечке... открыть больницы». Наибольшей известностью пользовались больницы в Западной Армении, в городах Севастии и Кесарии. Кесарийские больницы имели госпитальные корпуса, изоляторы, приюты и др.
В V веке медицина у армян стояла на высоком уровне, в Армении существовали врачи, умевшие считать пульс, выслушивать сердце и ощупывать печень. Армянские ученые того времени были знакомы с произведениями лучших представителей классической греческой медицины.
С V века в армянскую медицину наряду с армянскими терминами в большом количестве проникли греческие медицинские слова и термины, которые до X—XI веков применялись .параллельно с армянскими. Влияние греческой медицины не прерывалось вплоть до VIII века включительно и ослабело в IX—X веках.
В раннем средневековье в Армении производились операции кастрации с религиозными целями и у лиц, которые совершали преступления против общественной морали. До нашего времени от этой эпохи дошли медицинские инструменты: бритвы, пинцеты, эпиляторы, кюретки и т. Д. Армянскими хирургами при операциях в V веке применялись в качестве болеутоляющих наркотических средств лактуарий, белладонна, индийская конопля, мандрагора.
В промежутке между VI и VIII веком с греческого языка на армянский язык было переведено несколько медицинских и естественнонаучных сочинений: Аристотеля, Галена. Асклепнада и др. Галей оказал наибольшее влияние на армянскую медицину этого периода.
В 698—705 гг. Армения была покорена арабами. Арабские нашествия вызвали временный упадок экономики и культуры армянского народа. Цветущая, духовно богатая Армения была обращена в пустыню. Культурная жизнь Армении в VIII—IX веках была крайне подавлена. Только в 914—921 гг. из центральных областей Армении были окончательно изгнаны арабы. Период с 922 по 1044 г. в условиях длительного мира Армения пережила экономический И культурный расцвет страны. В середине XI века турки-сельджуки завоевали большую часть Армении. Из разоренной сельджуками Армении началась значительная эмиграция врачей и других мастеров, приводившая их и в Киевское государство. Во второй половине XI века после разрушения сельджукским султаном столицы Великой Армении много армянской молодежи переселилось в славянские страны. Во Львове в это время беженцы-армяне образовали особый армянский квартал.
Армянские врачи наряду с врачами греками и сирийцами сыграли видную роль в деле ознакомления народов арабского халифата с древнегреческой медицинской литературой. Среди выдающихся врачей эпохи возникновения арабской медицины были врачи-армяне Бахтишуа и Сера-пион. Георгий Бахтишуа в VIII веке стоял во главе знаменитой Джунди-шапурской больницы на юге Ирана и был родоначальником фамилии, давшей ряд выдающихся врачей. Его потомок Абусаел в X веке был одним из учителей Ибн-Сины. Среди членов фамилии Бахтишуа было много авторов, написавших переводные и оригинальные медицинские произведения, сыгравших большую роль в развитии медицины в арабских странах. Сила медицинских традиций в Армении была так велика, что ряд сирийских и арабских врачей, поселившихся в Армении, писали свои медицинские произведения на армянском языке, причем это происходило в такое время, когда арабский язык был официальным научным языком медицины.
В Армении в XI—XIII веках развитию науки, литературы и искусств способствовали: 1) значительный подъем экономического благосостояния армянского народа при Багратидах, когда Армения была экономическим посредником и транзитным путем между Византийской империей, арабским халифатом и всем азиатским Востоком, что способствовало накоплению в Армении материальных богатств; 2) широкое развитие торговли, появление массы богатых горожан-торговцев и ремесленников, развитие богатых торговых городов; 3) демократическая идеология, способствовавшая развитию новой идейной тематики, свободомыслия, нового более близкого народу среднеармянского языка и светской литературы.
Представители нового направления в науке настаивали на перестройке ее на опытных началах, так как «без опыта мысль не может стать убедительной, и только опыт надежен и несомненен». Особенное развитие в этот период получили средневековые высшие школы, известные с Армении в XIII—XIV веках академии и университеты в Ани, Ахпате, Санаине, Гладзоре, Татеве, Сезабе, Сизе и др.
В XII—XIV веках армянская медицина достигла большой высоты: были переведены с греческого и арабского языков на армянский многие произведения выдающихся врачей — Ибн-Сины, Ар-Pa зи и др., а также написаны оригинальные медицинские труды. На армянскую медицину XI—XV веков наибольшее влияние оказали Григор Магистр, Мхитар Герани и Амирдовлат Амасиаци.
В XI веке крупный деятель светской культуры Армении Григор Магистр Пахлавуни (990—1053), не будучи врачом по профессии, хорошо знал греческую медицину и сочинения Гиппократа, Галена, Асклепиада, Руфа, Немессия и др., перевел на армянский язык произведение Платона «Тимей».
В имя Платона, идеалистические взгляды которого разделял Григор Магистр Общественные взгляды и деятельность Григора Магн-I стра также были реакционными, что сказалось в подавлении им народного движения тондракийцев. В своих произведениях Григор Маиистр обсуждал медицинские вопросы, шесть его писем посвящено медицинским темам. Преподавая в 1020—1040 гг. в Санаине в высшей духовной школе, в так называемой «Академии Магистра», Григор Магистр среди других наук преподавал и медицину, показывая больных в Санаинской больнице. Одно из писем Григора Магистра написано им после диспута на медицинскую тему и представляет собой лекцию, трактующую о физиологии пищеварения.
Основоположником научной медицины в Армении и виднейшим деятелем врачебного искусства средневековой Армении являлся , армянский врач XII века Мхитар Гера-Мхитар Гсраии армянский [...] В 1184 г. Мхитар Гераци написал на врач XII века.
[...] в разговорном армянском языке свои основной труд «Утешение при лихорадках»- Превратившееся в традицию у армянских врачей писание медицинских книг на разговорном языке должно рассматриваться как явление чрезвычайно прогрессивное. В Западной Европе до XVIII века писание медицинских трудов на национальном языке не было принято. Мхитар Гераци был знаком с обширной литературой, но он оставался самостоятельным и последовательным мыслителем, свободным от средневековой схоластики, от рабского подражания авторитетам. Мхитар Гераци рассматривал человека в тесной связи с природой, подчеркивая в то же время значение влияния внешней среды на возникновение болезни, в частности лихорадки. В своих медицинских воззрениях Мхитар Гераци ближе всего стоял к Гиппократу. Их сближал метод научного медицинского мышления и рациональный характер медицинских воззрений. Мхитар требовал всестороннего исследования больного и рассматривал болезнь как явление, в основе которого лежит материальное начало, в понимании болезненного процесса придерживался античного учения. Однако Мхитар несколько отходил от общепринятого в то время взгляда галенистов: душа в его понимании имеет материальную основу.
Мхитар Гераци впервые установил некоторые идеи, ранее не известные в медицине. Мхитар выступал против шаблона при назначении кровопусканий и подчеркивал необходимость учитывать силы и состояние больного. Мхитар считал, что лечение туберкулезных больных затрудняется тем, что у врачей нет возможности предоставить легким покой без ущерба для организма. Другим препятствием для успешного лечения легочных заболеваний Мхитар считал скопление в плевре и легких жидкости и гноя.
Туберкулез Мхитар предлагал выявлять по возможности раньше и Для его лечения рекомендовал усиленное питание. Данные Мхитаром Гераци в его сочинении описания клинической картины лихорадок и их лечения носят печать большой самостоятельности.
Мхитар предавал значение влиянию профессии на происхождение заболеваний, особенно при работе у огня, выделял лихорадку у стекловаров, кузнецов и других рабочих. Лихорадки были подразделены им на три группы: однодневная, длительная, или изнурительная, и плесневая. Взамен старого понятия о гнилостной лихорадке Мхитар ввел новое понятие о плесневой лихорадке. В связи с этим он выдвинул понятие о заразительности некоторых лихорадочных заболеваний, что было определенным шагом вперед в понимании их сущности. Описания клинической картины лихорадочных болезней у Мхнтара столь ясны и четки, что среди них легко распознать тифозные заболевания, различные виды малярии, туберкулеза легких и пр.
Мхитар Герани знал о тимпаннческом звуке при перкуссии живота.
0 перкуссии встречаются упоминания еще в книгах, приписанных Гиппократу, но в средние века этот метод был почти совершенно забыт. Мхитар при исследовании больного выяснял ряд обстоятельств, влияющих на ход болезни и имеющих значение при лечении: причину возникновения болезни, ее симптомы, состояние тела больного, возраст, особенности климата, время года, когда возникла болезнь, местность, где живет больной, его привычки, состояние его организма. По своим взглядам и эрудиции Мхитар Гераци был крупнейшим из врачей XII века. Называя лихорадку «плесневой», Мхитар подобрал более подходящее определение, чем то, которое существовало раньше, и употреблял термин, ближе всего определяющий природу инфекционного процесса.
К обстоятельствам, благоприятствовавшим развитию медицинских знаний в XII—XIII веках, следует отнести наличие в г. Сисе в Киликий-ской Армении в Малой Азии медицинской школы, а также проведение армянскими врачами анатомических исследований на трупах. Прогрессивные ученые Армении понимали преимущество научного опыта над схоластическими и идеалистическими концепциями, господствовавшими в средневековой науке. Армянский ученый Саркаваг в XII веке писал: «Без опыта воззрение не может быть убедительным, так как только опыт достоверен и не внушает сомнений». Вскрытия трупов, запрещенные в силу религиозных воззрений в странах арабского халифата, послужили благоприятным фактором для развития в Армении хирургии. Автор XIII века Иоаннес Ерзикаци указывал, что в его время в Армении с учебной н научной целями производились вивисекции приговоренных к смерти преступников. Армянским врачам были известны достигнутые к тому времени сведения по анатомии и физиологии.
В своей хирургической практике врачи применяли методы активной и рациональной помощи. В случае сабельного удара, если рана оказывалась глубокой, ее зашивали шелком. При неглубокой ране края ее стягивали и склеивали рану смолистыми лекарственными веществами, а также смесью из воска, дегтя и смолы. Этой массой смазывали стянутую рану и накладывали повязку, которую снимали через 3 дня.
При гнойных ранах и абсцессах проводили широкие разрезы ножом. При наличии свища (например, молочной железы) запрещали лечить рану тампонированием и рекомендовали вскрывать свищевые ходы. При открытых переломах бедра промывали рану теплой водой с мылом и обтирали ватой, затем под глубоким наркозом рану зашивали и накладывали повязку с лекарственными веществами. Конечности придавалось удобное положение. При задержке мочеиспускания рекомендовалась катетеризация свинцовым катетером. В одной рукописи приведено описание
Грыжи, на которую автор смотрел как на результат повреждения внутренних покровов, куда внедряются кишки или другие внутренние органы. Причиной возникновения грыжи автор считал травму, большое физическое напряжение и падение с высоты. При описании содержимого грыжевого мешка автор отметил сращение между кишками, сальником и другими органами и понимал опасность ущемления грыжи.
Вмательное изучение богатого рукописного медицинского наследства, сличение русских рукописей с оригиналами, послужившими для перевода, показали, что русские медицинские рукописи во многих случаях являются продуктом самобытного творчества. При переводе иностранных лечебников в них вносились значительные изменения с учетом опыта русской медицинской практики. Русские переводчики существенно изменяли текст оригинала: переставляли части текста, сопровождали перевод своими комментариями, приводили местные названия лекарственных растений, указывали их распространение в нашей стране, добавляли целые главы, посвященные растениям, встречающимся на Руси. Долгое время считался переводным с польского печатного издания 1534 г. лечебник Стефана Фалимиржа. Исследования отечественных и польских ученых показали, что послужившая материалом для перевода и издания в Кракове в 1534 г. на польском языке книга «О травах и их действии» написана выходцем из Руси врачом Стефаном Фалимиржом, служившим у польских феодалов. Книга была составлена по нескольким русским рукописным травникам и лечебникам XVI века; в ней автор отразил опыт лекарей Московской Руси и во многих местах писал: «у нас на Руси».
Польский ученый врач и историк Матвей из Мехова в своем «Трактате о двух Сарматиях» в начале XVI века писал: «Изобилует Русь многими травами и кореньями, в других местах не виданными». Итальянский историк Иовнй Павел Новокомекий в своей «Книге о посольстве Василия, великого государя Московского к папе Клименту VII» в 1525 г. отмечал широкое использование лекарственных растений в русском народном быту.
К XV веку в руках лекарей и народных ботаников — травознатцев — накопилось известное количество внутренних и наружных лекарств, что подготовило появление рукописных руководств по лекарствоведению и терапии, т. е. травников и лечебников. Распространенные в Западной Европе в качестве пособий по медицине, они в разное время после своего издания проникали в Россию. Русское лекарствоведение, чуждое западноевропейской схоластике, опиралось в основном на практику. Русская медицина XVII века проявляла большой интерес к лекарственным растениям своей страны. Инициатива Аптекарского приказа привела к расширению круга известных лекарственных растений. Русское аптечное дело в XVII веке не зависело от иноземного рынка. В XVI—XVII веках лекарственные растения продавались в Москве в семенном, зелейном и овощном рядах в Китай-городе и Белом городе. В некоторых зеленных лавках продавались также готовые лекарства. Аптекарский приказ тщательно следил, чтобы от проданных лекарств в зелейных лавках «в аптеке государевой казне порухи не учинить». С зелейных лавок государство собирало оброк, как с заведений торгового характера.
Лекарственные средства растительного происхождения составляли основную часть лечебного арсенала. Лекарственными растениями, произраставшими в России, интересовались иностранцы. В 1618 г. английский ботаник Традескант был направлен в Россию под видом частного лица. , Традескант нашел в России чемерицу, черемуху и другие лекарственные и растения, узнал о применении морошки как средства против цинги, об I употреблении березового сока, брусники, черники и ряда других лекарственных растений. Из России Традескант вывез много семян трав, кустарников и черенки деревьев и использовал их при основании в Лондоне знаменитого ботанического сада.
Русская медицина в Московском государстве в своем лекарствоведении не избегла и мистицизма. Мистическая сила вкладывалась в драгоценные камни, которым приписывались способность лечить болезни.
В XVII веке в Москве возникли гражданские больницы. В середине XVII века (1650) боярин Федор Михайлович Ртищев частично на собственные средства, частично на пожертвования создал в Москве первую гражданскую больницу на 15 коек. В 1682 г. был издан указ построить в Москве две шпитальни, или богадельни, для призрения убогих. «А для лечь-6ы их во всякой нужде надобно, чтобы у них был приставлен дохтур, аптекарь, да лекарей человека три или четыре с учениками и аптека небольшая»... Одну из этих больниц на Гранатном дворе у Никитских ворот предполагалось использовать как медицинскую школу. «Чтобы в больнице и больных бы лечили, и лекарей бы учили.
Белорусский врач и первопечатник говорит о передовом характере Георгий Скорина (1490—1535) отличавшемся от схоластического метода западноевропейских университетов.
В западных русских землях уже в начале XVI века, а возможно, и раньше были врачи, получившие школьное образование. Учились они, вероятно, в Пражском университете (основан в 1347 г.), в Краковском университете (основан в 1364 г.), в Замойской академии (основана в 1593 г. в г. Замостье неподалеку от Львова). При этих учебных заведениях существовали, как известно из их уставов, специальные бурсы для выходцев, из восточных славянских стран, прежде всего литовцев и русинов. Среди них были и обучавшиеся медицине, ставшие врачами, но имена их неизвестны. Однако о некоторых русских врачах мы знаем. Один из них Георгий Дрогобыч родился около 1450 г., с 1468 г. учился в Краковском университете на философском факультете, после окончания которого учился в Болонском университете, где в 1476 г. получил степень доктора медицины и философии. В 1488 г. он возвратился в Краков и до своей смерти в 1494 г. был профессором. В 1483 г. Дрогобыч опубликовал в Риме на латинском языке книгу «Judicium prognosticon» (астрономия с уклоном в астрологию), содержащую упоминание о заразных болезнях. Другой врач — Франциск Георгий Скорина, человек выдающихся способностей, не нашел у себя на родине надлежащих условий для их применения и развития. Скорина родился в Полоцке между 1485—1490 г. В 1503 или 1504 г. поступил в Краковский университет. В 1512 г. получил степень доктора медицины в Падуанском университете. Широко известна культурно-просветительная деятельность Скорины как переводчика и издателя: в 1515 г. он перевел псалтырь, в 1517—1519 гг.— библию. Наряду с этим Скорина занимался медицинской практикой. Хотя нам неизвестны работы Скорины медицинского содержания, но возможность их существования вполне вероятна.
Важным для истории грузинской медицины является сочинение Мартпирия Сабацминде