Инструменты для обработки кариозной полости

Экскаватор – инструмент с двумя противоположно направленными изгибами на его концах. Оба изогнутых конца экскаватора дополнены острыми ложечками. Ложечки могут быть различных размеров. Острые экскаваторы могут быть использованы для очистки полости от остатков пищи и частично от кариозного дентина. Этот инструмент может быть использован для снятия зубного камня, удаления временных пломб.

Боры разделяют на три большие группы:

1) боры для прямого наконечника со сравнительно длинной, полностью гладкой фиксируемой частью (длина боров для прямо­го наконечника равна 44 мм);

2) боры для углового наконечника со сравнительно короткой фиксируемой частью, причем на их боковой поверхности имеется вырезка, в которую входит фиксирующая защелка. Они могут иметь длину 20, 22, 27 мм;

3) боры для турбинного наконечника со сравнительно короткой фиксируемой частью.

Боры по форме рабочей головки разделяются на шаровидные, фиссурные (цилиндрические), конусовидные, колесовидные, обратноконусовидные.

Шаровидные боры имеют головку округлой формы, на которой имеются следующие друг за другом и одинаково направленные нарезки, образующие острые гребни. Эти боры используются для удаления кариозного дентина.

Фиссурные цилиндрические боры. Острые режущие грани расположены на боковых поверхностях бора, поэтому бор рабо­тает лучше, если его прижимают к обрабатываемому участку боковой поверхностью или ведут пилящими движениями. Эти боры используют для раскрытия полостей и обработки их стенок, для препарирования зубов под коронки.

У конусовидных боров рабочей является также боковая поверх­ность. В практике чаще всего используют возможность с помо­щью удлиненных краев бора создавать на стенках полости канав­ки и углубления. Поэтому главным назначением этих боров является выравнивание дна полости и создание т.н. дополнитель­ных ретенций.

Колесовидный бор напоминает фиксируемую часть бора с надетым на нее зубчатым колесиком. У этого бора действующей является боковая поверхность. Используют для образования на­сечек. Боры каждой формы выпускают различных размеров, что соответствует номерам: 0, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13. Согласно номерам рабочая часть бора имеет свой диаметр, составляющий: 0,85; 1,10; 1,35; 1,60; 2,00; 2,32; 2,70; 3,20 мм.

Боры отличаются материалом, из которого они изготов­лены. Существуют стальные и твердосплавные из карбидовольфрама боры. Алмазные боры отличаются от остальных тем, что не имеют насечек, носят название головок и бывают более разнооб­разной формы (пламевидные, мечевидные и др.).

К инструментам для приготовления пломбировочных материалов относятся стеклянные пластинки, шпатели, капсу­лы для замешивания амальгамы.

Стеклянная пластинка для замешивания пломбировочных ма­териалов изготовляется из толстого стекла. Одна поверхность стекла гладкая, другая – шероховатая, матовая. Временные пломбировочные материалы и пасты замешивают шпателем на шероховатой поверхности стекла.

Шпатель – инструмент без изгибов, на концах которого имеют­ся широкие лопатки для замешивания пломбировочных матери­алов. Шпатель врач держит в кулаке и указательным пальцем создает дополнительное давление. Таким образом добиваются лучшего растирания пломбировочного материала. Замешивание постоянных пломбировочных материалов – цементов – производят на стеклянной пластинке, но на ее гладкой поверхности.

Амальгаму приготовляют в смесителях различной конструкции, имеющих реле времени, предварительно помещая в специальные капсулы в пропорциях, указанных в инструкции.

Композиционные материалы имеют в своих комплектах блок­ноты и пластмассовые шпатели для замешивания одноразового использования.

Инструменты для пломбирования также изогнуты по концам, причем форма их может быть различной. Если изогнутая часть имеет форму лопатки, то этот инструмент называется гладилкой и предназначен для внесения пломбировочной массы в полость, для формирования пломбы, приглаживания ее краев к зубу.

Гладилка с рабочей частью, изогнутой под углом 90о, называ­ется дистальной и предназначена для формирования пломбы в полости, располагающейся на задней поверхности зубов жева­тельной группы. Гладилки выпускают односторонние, двусторон­ние и комбинированные со штопфером.

Если изогнутая часть инструмента заканчивается шарообраз­ной или грушевидной головкой, то этот инструмент называется штопфером и применяют его для уплотнения пломбировочного материала в полости.

Инструмент для внесения и конденсации амальгамы в полость зуба – амальгамштопфер напоминает штопфер с уплощенным концом, на котором имеются насечки.

Вспомогательные средства для пломбирования используются для восстановления контактной поверхности. Для этого использу­ются целлулоидные полоски, прямые металлические ленты или специально изготовленные металлические матрицы. С помощью матрицедержателя и клиньев добиваются плотного прилегания матрицы к поверхностям зуба. Существуют целлулоидные колпачки и полуколпачки, форма которых соответствует конфигурации различных групп зубов. С их помощью восстанавливают разрушенный угол коронки, режущий край.

Для сошлифовывания острых краев зуба, выравнивания эма­левых краев, сглаживания поверхности пломбы используют кар­борундовые камни цилиндрической, конической, блюдцеобразной, круглой формы и различных размеров.

Кроме карборундовых камней для обработки пломбы исполь­зуют финиры и полиры. Эти инструменты напоминают боры. Финир похож на круглый бор, только с мелкими неглубокими бороздками. Круглая головка полира полностью гладкая, без бороздок.

К инструментам для обработки пломб относятся алмазные головки, бумажные и металлические диски, бумажные и матерчатые штрипсы, круглые и конические щеточки и резинки, чашки Вуда.

К инструментам для обработки корневых каналов относятся: пульпоэкстракторы, корневые иглы, дрильборы руч­ные, машинные, для прямого и углового наконечников, буравы, глубиномеры, рашпили, развертки, штопферы, каналонаполнители для прямого и углового наконечников, штифты (металличес­кие, пластмассовые, гуттаперчевые и бумажные). Перечислен­ные инструменты частично или полностью входят в эндодонтические наборы.

Инструменты для снятия зубного камня выпускают в виде наборов крючков.

Схемы ориентировочной основы действия

Этапы работы   Средства и условия работы   Критерий для самоконтроля  
I. Организация и работа терапевтического кабинета стоматологической поликлиники  
1.Подготовьте и наденьте медицинскую одежду и сменную обувь. Вид аккуратный, подтянутый   Оборудование терапевтического кабинета стоматологической поликлиники, наличие тетрадей   Исходные знания по организации стоматологических поликлиник. Знание уставных и кафедральных требований  
2.Основное внимание уделено информации преподавателя о структуре и основных видах работы терапевтического кабинета, методах стерилизации, основных положениях эргономики и техники безопасности, всеобщей диспансеризации населения   Стоматологическая поликлиника, терапевтический кабинет. Стенды, схемы, инструкции, оборудование. Медицинская документация   Исходные знания, методические указания. Схемы, стенды, тетради с выполненным заданием. Внимание к информации преподавателя
II. Цели и задачи пропедевтики терапевтической стоматологии  
1. Подготовьте к работе медицинскую форму, наденьте, подготовьте тетради, займите рабочее место   Специально оборудованный учебный фантомный кабинет   Исходные знания уставов и требований кафедры  
2. Внимание обращено на информацию преподавателя о структуре кафедры, целях и задачах пропедевтики терапевтической стоматологии, об учебных и лечебных кабинетах, принципах устройства бормашины, кресел, рукавов, наконечников, инструментария, режущего и дополнительных инструментов   Оборудованные лечебные и фантомный кабинеты, стенды, схемы, таблицы. Набор стоматологических инструментов, набор боров, набор эндодонтический   Внимание к информации преподавателя. Исходные знания  
III. Устройство и работа микромотора, инструментария  
1.Подготовьте к работе электрический микромотор, ознакомившись с его устройством, с устройством углового и прямого наконечников. Соедините наконечники с рукавом микромотора   Микромотор электрический, рукав, угловой и прямой наконечники   Микромотор включен в электросеть, наконечник зафиксирован в рукаве  
2.Проверьте заземление микромотора Микромотор Заземление имеется  
3.Включите с помощью педали реостата микромотор, прочно фиксируя наконечник в руке, проверьте работу на различных оборотах, убедитесь в исправности машины, рукава и наконечника. Остановите работу машины   Микромотор с реостатом, рукав, наконечники   Отсутствуют посторонние шумы, вибрация, вращение наконечника, плавное переключение числа оборотов, наконечник прочно удерживается в рукаве  
4. Возьмите угловой и прямой наконечники, определите их различие. По прилагаемым инструкциям разберите и соберите наконечники, проверьте их работу   Наконечники для микромотора угловой и прямой. Стенды, рисунки   Стенды, рисунки, аннотации к наконечникам, отсутствие постороннего шума и вибрации наконечников. Правильное положение наконечников в руке  
5. Возьмите лоток с набором инструментов, проведите осмотр инструментов и сравнительное изучение   Почкообразный лоток с набором инструментов для обследования, пломбирования зубов, снятия зубных отложений   Правильная фиксация инструментов в руке  
6. Возьмите набор боров для прямого и углового наконечников, проведите сравнительное изучение боров для углового и прямого наконечников, стальных, твердосплавных, алмазных   Наборы боров для углового и прямого наконечников: стальные, твердосплавные, алмазные   Стенды, рисунки  
7. Возьмите прямой и угловой наконечники, боры для углового и прямого наконечников, зафиксируйте поочередно боры в наконечниках, проверьте фиксацию боров   Наконечники угловой и прямой, наборы боров   Боры фиксированы в наконечниках  
8. Возьмите гибкий рукав, изучите его по стенду и схеме. Подсоедините рукав к бормашине, зафиксируйте наконечник и проверьте в работе   Микромотор, гибкий рукав, наконечники   Гибкий рукав исправный. Отсутствует посторонний шум, вибрация. Вращение передается плавно  
9. Возьмите эндодонтические инструменты, проведите сравнительное исследование эндодонтических инструментов   Эндодонтические инструменты, стенды, рисунки   Эндодонтические инструменты не испорчены. Правильная фиксация эндодонтических инструментов в руке  
10. Возьмите стекло для замешивания цементов, шпатель для замешивания цементов, правильно расположите шпатель относительно стекла, замешайте цемент или пасту   Стекло для замешивания цементов, шпатель для замешивания цементов   Правильное положение стекла и шпателя для замешивания цементов и паст. Стенды, рисунки  
IV. Техника безопасности  
1. Подготовьте и правильно наденьте медицинскую одежду. Волосы на голове спрячьте под шапочку. Уберите все свободно висящие элементы одежды. Вид опрятный и аккуратный, подтянутый   Оборудование лечебных кабинетов терапевтического отделения, фантомного кабинета. Инструкции по технике безопасности. Правила хранения сильнодействующих лекарств. Типовые правила, устав поликлиники и кафедры   Аккуратный вид, отсутствие свободно висящих элементов одежды, волосы на голове под шапочкой  
2. Внимание обращено на информацию преподавателя о соблюдении типовых правил устава и инструкций по технике безопасности, по основным опасностям и вредностям   Терапевтическое отделение стоматологической поликлиники. Кабинеты лечебный и фантомный. Типовые правила и инструкции по технике безопасности   Внимательное отношение к электрическому оборудованию, стерилизации, хранению и применению лекарств, приготовлению амальгам, использование аппаратуры для дополнительных методов лечения и обследования  
3. Распишитесь в журнале преподавателя о прохождении инструктажа по технике безопасности   Журнал по технике безопасности   Подпись в журнале  

Контрольные вопросы

1. Определение предмета пропедевтики терапевтической стоматологии, его цели и задачи.

2. Определение понятия «эргономика». Основные ее положения в стоматологии.

3. Основные требования, предъявляемые к терапевтическому стоматологическому кабинету.

4. Перечислить основное оборудование стоматологического кабинета терапевтического отделения.

5. Назначение, устройство и принцип эксплуатации стоматологической установки.

6. Перечислите применяемый в стоматологии инструментарий по группам.

7. Дайте характеристику инструментам для обследования пациента.

8. Охарактеризуйте инструменты для обработки кариозной полости.

9. Перечислите инструменты для приготовления пломбировочных материалов, методику их применения.

10. Инструменты для обработки пломб и снятия зубных отложений.

Контрольные задачи

Задача 1. Какое оборудование необходимо для терапевтического отделения стоматологической поликлиники?

Оборудование   Да   Нет  
1. Вешалка для медицинской одежды    
2. Вешалка для одежды пациентов    
3. Стоматологические установки      
4. Шкаф для хранения медикаментов    
5. Медицинский стол    
6. Сейф для хранения сильнодействующих лекарств    
7. Шкаф с наглядными пособиями    
8. Шкаф для работы с амальгамами    
9. Набор инструментов    
10. Шкаф для суховоздушной стерилизации    

Задача 2. Основные и дополнительные медицинские инструменты.

Наименование   Зонд   Экскаватор   Зеркало   Боры   Карборун­довые головки   Эндодонтичес­кие инструменты Пинцет  
Основные              
Дополнительные              

Задача 3. Каковы задачи предклинического (фантомного) курса?

Задачи   Позиция
основная задача дополнительные задачи
     
1. Введение в специальность врача-стоматолога    
2. Знакомство с работой бормашин, стоматологических установок    
3. Основные требования, предъявляемые к помещению    
4. Изучение анатомии, морфологии и основных приемов и методов лечения твердых тканей зубов    
5. Знание основных положений по технике безопасности    
6. Изучение дополнительных методов диагностики и лечения болезней органов полости рта    
7. Изучение правил и приемов пользования стоматологическим инструментарием    

Задача 4. При каких условиях запрещается работать на стоматологических установках?

Условия   Позиция
запрещается допустимо
1. Оголение электропроводки    
2. Неисправен гибкий рукав    
3. Недостаточное освещение помещения    
4. Неудобное положение больного в кресле    
5. Отсутствие заземления    
6. Старый инструментарий    
7. Ощущение электротока пациентом и врачом    

Задача 5. Каковы оптимальные условия работы медперсонала в терапевтическом отделении?

Позиция   Условия
помещение не вентилируется слабая освещен-ность   помещение, оборудованное в соответствии с требованиями отсутствие оборудования для стерилиза-ции
Оптимальные        
Недопустимые        

Задача 6. Какие инструменты используются для обработки пломб?

Инструменты Да Нет
1. Карборундовые камни    
2. Шпатель    
3. Алмазные головки    
4. Амальгамтрегер    
5. Финиры, полиры    
6. Резиновые диски и чашечки    
7. Клинышки    
8. Матрицедержатель    

Задача 7. Какие инструменты проходят следующую обработку?

Наименование инструментов   Суховоздушный метод стерилизации Холодная стерилизация Кипячение в вазелиновом масле  
1. Наконечники      
2. Зеркала      
3. Лотки для стоматологических инструментов      
4. Слюноотсосы      
5. Цельнолитые металлические инструменты      
6. Боры      

Задача 8. Какие инструменты используются для пломбирования?

Наименование инструментов   Да   Нет  
1. Зонд    
2. Амальгамтрегер    
3. Экскаватор    
4. Гладилка    
5. Штопфер    
6. Пинцет    
7. Шпатель    
8. Стеклянная пластинка    

Задача 9. Какие инструменты используются для приготовления пломбировочного материала?

Наименование инструментов Да Нет
1. Серповидная гладилка    
2. Шпатель металлический    
3. Штыковидный зонд    
4. Штопфер грушевидный    
5. Стеклянная пластинка    
6. Пластмассовый шпатель    

Задача 10. Какая площадь помещения отведена на основное и дополнительное стоматологическое кресло?

Площадь помещения   Основное стоматологическое кресло   Дополнительное стоматологическое кресло без установки   Дополнительное стоматологическое кресло с универсальной установкой  
1. 7 м2      
2. 10 м2      
3. 14 м2      
4. 18 м2      

Ситуационные задачи

Учебные

1. В стоматологической поликлинике для терапевтического отделения выделен кабинет в 50 кв. м полезной площади. Сколько врачебных стоматологических установок можно установить при соблюдении гигиенических норм?

2. Во время капитального ремонта помещений терапевтического отделения были изготовлены полы из досок, а стены побелены известью. Какие допущены ошибки и почему?

3. Терапевтическое отделение стоматологической поликлиники имеет 6 рабочих мест при 2-сменной работе. Сколько необходимо иметь наборов стоматологического инструментария при правильно организованной работе?

4. Терапевтическое отделение стоматологической поликлиники оснащено самым современным оборудованием и инструментарием, но не имеет контуров заземления. Может ли функционировать отделение? Почему?

5. Стоматологическая поликлиника имеет центральную стерилизационную, в терапевтическом отделении отсутствует блок для ее реализации. Может ли функционировать отделение?

6. Преподавателем при введении в специальность стоматолога-терапевта не были четко определены цели и задачи пропедевтики терапевтической стоматологии. Можете ли Вы сформулировать эти задачи и выделить из них основные?

7. Кабинет терапевтического отделения оборудован медицинской мебелью. Каковы требования к шкафу с ядовитыми веществами?

8. Во время подготовки рабочего места врача медицинская сестра обнаружила оголенную электропроводку и сообщила врачу. Какова тактика врача?

9. Терапевтическое отделение стоматологической поликлиники оборудовано в соответствии с требованиями, а мед. персонал не прошел инструктаж по технике безопасности. Может ли функционировать отделение? Что для этого необходимо?

10. Кабинет терапевтического отделения оборудован медицинской мебелью. Каковы требования к шкафу с сильнодействующими лекарствами?

Контрольные

1. Оборудование и оснащение терапевтического отделения соответствует всем требованиям, отсутствует лишь медицинская документация. Какая медицинская документация необходима для работы отделения?

2. Стоматологическая установка включена в сеть, включены все ее приборы, при включении реостата не включается. Какие возможны нарушения?

3. При проверке работы стоматологической установки обратили внимание, что не передается вращательное движение на наконечник. Какие возможны причины?

4. Во время работы на стоматологической установке обратили внимание на появившийся посторонний запах, звук и дым из установки. Ваши действия?

5. Оснащение и оборудование терапевтического кабинета соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям, высказаны замечания в адрес медицинской документации. Какая отчетно-учетная документация необходима для работы кабинета?

6. Терапевтическое отделение стоматологической поликлиники имеет 8 рабочих мест при 2-сменной работе. Сколько необходимо иметь наборов стоматологического инструментария при правильно организованной работе?

7. Во время капитального ремонта помещения терапевтического кабинета полы были покрыты линолеумом под плинтус. Какие были допущены ошибки?

8. Стоматологическая поликлиника встроенного типа располагается на первом этаже жилого здания. Помещения оснащены вентиляцией вытяжного типа. Каковы требования к вентиляции?

9. В терапевтическом кабинете стоматологической поликлиники 6 врачебных стоматологических установок. Какой полезной площадью должен располагать кабинет при соблюдении санитарно-гигиенических норм?

10. При оборудовании терапевтического кабинета площадью 42 кв.м. разместили пять стоматологических установок. Расстояние между креслами составило 1 м. Допущена ли ошибка?

Тестовый контроль знаний

1. Для организации стоматологического кабинета необходимо:

а) ортопантомограф, рентгеновский аппарат;

б) стоматологическая установка, кресло, набор инструментов, стерилизатор, стерильный стол;

в) амниоскоп, аппарат для ультразвуковой диагностики;

г) фонендоскоп, кислородный аппарат, операционный стол.

2. Каково назначение штопфера?

а) снятие зубных отложений;

б) внесение пломбировочных материалов в кариозную полость;

в) определение подвижности зуба;

г) конденсация пломбировочного материала;

д) определение глубины пародонтального кармана.

3. Длина бора для прямого наконечника:

а) 44 мм;

б) 30 мм;

в) 57 мм;

г) 28 мм.

4. Какие отделочные материалы используют в терапевтическом кабинете для отделки потолка?

а) обои;

б) побелка;

в) кафельная плитка;

г) масляная краска;

5. Стерилизация лотков с цельнолитыми стоматологическими инструментами осуществляется способом:

а) кипячением в дистиллированной воде;

б) автоклавированием;

в) ультразвуковым;

г) сухожаровым;

д) кипячением в вазелиновом масле.

6. Требования к площади кабинета терапевтического отделения:

а) 6 м2;

б) 8 м2;

в) 10 м2;

г) 14 м2;

д) 23 м2;

е) 24 м2;

ж) 30 м2.

7. Длина бора для углового наконечника:

а) 22 мм;

б) 42 мм;

в) 30 мм;

г) 44 мм;

д) 28 мм;

е) 32 мм.

8. Назначение зонда (обычного и пародонтального):

а) определение степени подвижности зуба;

б) определение глубины кариозной полости;

в) определение глубины пародонтального кармана;

г) внесение лекарственного вещества;

д) перкуссия зуба;

е) формирование пломбы.

9. Холодной стерилизации подвергаются инструменты:

а) зонд, пинцет;

б) боры, эндодонтические инструменты;

в) гладилки, штопферы;

г) зеркала, режущие инструменты;

д) прямой наконечник, угловой наконечник.

10. Назначение шаровидного бора:

а) препарирование стенок кариозной полости;

б) создание ретенционных пунктов (канавок, насечек, бороздок);

в) шлифование пломбы;

г) полирование пломбы;

д) трепанация интактной коронки зуба.

Домашнее задание:

а) нарисовать в разобранном виде наконечники прямой и угловой для микромотора, турбинный, к каждой детали сделать четкие подписи об их применении;

б) нарисовать зеркало, зонд, пинцет, гладилку, штопфер;

в) написать определение эргономики, описать роль эргономики в развитии современной стоматологии.

Литература

Основная

1. Пропедевтика стоматологических заболеваний [Текст] : учеб. для студ. вузов / под ред. Н. Н. Аболмасова, А. И. Николаева . - М. : МЕДпресс-информ, 2015. - 784 с. (220 экз.)

2. Пропедевтика терапевтической стоматологии [Текст] : в 4-х ч. : практ. рук. / С. Н. Гаража, Н. Н. Гаража, Я. Н. Гарус [и др.] ; под общ. ред. С. Н. Гаражи, Н. Н. Гаражи.- Ч. I. Кариесология: одонтопрепарирование и пломбирование кариозных полостей. - Ставрополь : Изд-во СтГМУ.- 2013. – 360 с. (60 экз.).

3. Пропедевтическая стоматология [Текст] : учеб. / под ред Э. А.Базикяна. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 766 с.(195 экз.).

Дополнительная

1. Болезни зубов и полости рта[Текст] : учеб. для сузов / И. М.Макеева, С. Т. Сохов, М. Я. Алимова[и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 248 с. (1 экз.).

2. Передовые технологии в оперативной стоматологии. Современная клиническая практика [Текст] / под ред. Ж.-Ф. Руле, Н. Уилсона, М. Фуцци ; пер. с англ. А. Суркина, А. Островского. - М. : Квинтэссенция, 2012. - 256 с. (3 экз.)

3. Фантомный курс терапевтической стоматологии [Текст] : учеб. / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2013. - 432 с.(3экз.).

4. Физикальное исследование в стоматологической практике[Текст] / Г. Т. Терезхальми, М. А. Хубер, Э. К. Джонс ; пер. с англ. М. В. Мешкова ; под ред. Л. Ю. Ореховой. - М. : Изд-во Панфилова, 2013. - 249 с.(1экз.).

5. Терапевтическая стоматология [Текст] : учеб. для студ. вузов / О.О. Янушевич, Ю. М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л. Ю. Орехова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 760 с.(1 экз.)

Клиническое практическое занятие 2

Тема. Строение и функции твердых тканей зуба, пульпы и периодонта

Цель. Ознакомить студентов с анатомическим и гистологическим строением и эмбриогенезом зубов, с Парижской анатомической номенклатурой; научить студентов заполнять клиническую зубную формулу и зубную формулу по ВОЗ.

Метод проведения. Групповое занятие.

Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.

Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, наборы инструментов для обследования полости рта, слайды.

Учебные пособия: слайды, таблицы, отражающие анатомическое и гистологическое строение твердых тканей зубов, стадии эмбриогенеза зубов, фантомы головы и челюстей с искусственными зубами, муляжи зубов, естественные удаленные зубы, медицинская документация (медицинская карта стоматологического больного – ф. № 043-У).

Средства контроля: контрольные вопросы и задачи, ситуационные задачи, тестовые вопросы, домашнее задание.

Вопросы, изученные ранее и необходимые
для данного занятия.Анатомия зубов (кафедра нормальной анатомии), гистология зубов (кафедра гистологии).

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Анатомия, гистология и эмбриология зубов. Изучение по таблицам и слайдам гистологического строения твердых тканей зубов. Знакомство с Парижской анатомической номенклатурой в стоматологии, с клинической зубной формулой и зубной формулой по ВОЗ. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация ассистентом проведения клинического осмотра полости рта пациента с использованием инструментария и объяснением функционального назначения, оформление медицинской карты стоматологического больного с заполнением зубной формулы. Рабочие позиции врача при различных манипуляциях на верхней и нижней челюстях.

4. Самостоятельная работа студентов. Осмотр полости рта студентами друг у друга. Позиция врача и пациента. Оформление истории болезни с заполнением клинической зубной формулы.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.

Аннотация

Анатомическое строение зубов

Зуб является очень плотным полым удлиненным органом, служащим для откусывания, раздавливания, измельчения и растирания твердой пищи. В нем различают утолщенную часть, выступающую в полость рта, – коронку зуба, прилегающую к ней суженную часть, окруженную десной, – шейку зуба, и часть, расположенную внутри лунки челюсти, – корень зуба, оканчивающийся верхушкой. Разные в функциональном отношении зубы имеют неодинаковое число корней.

Внутри зуб имеет полость, в которой расположена пульпа зуба. Полость зуба делится на две части – коронковую, в ней расположена коронковая пульпа, и корневые каналы, которые содержат корневую пульпу.

В коронке зубов различают пять поверхностей. Поверхности коронок в зависимости от их групповой принадлежности носят различные названия.

Поверхность всех зубов, обращенная в сторону преддверия полости рта, носит название вестибулярной поверхности (facies vestibularis). У группы резцов и клыков иногда эти поверхности называют губной (facies labialis), а у премоляров и моляров – щечной (facies buccalis) поверхностями.

Поверхность всех зубов, обращенную в сторону полости рта, называют оральной (facies oralis), язычной (facies lingualis) – у зубов нижней челюсти, небной (facies palatinalis) – у зубов верхней челюсти.

У человека различают четыре группы зубов – резцы, клыки, премоляры и моляры. В постоянном прикусе имеются 32 зуба – 8 резцов, 4 клыка, 8 премоляров, 12 моляров. Число прорезавшихся моляров может быть различным, так как третьи моляры (зубы мудрости) нередко не прорезываются или прорезываются не в полном количестве.

У резцов верхней и нижней челюсти вестибулярная и язычная поверхности, сходясь, образуют режущий край (margo incisalis), у клыков – режущий бугор (tuber incisalis).

У премоляров и моляров поверхность, обращенная к зубам противоположной челюсти, называется жевательной (facies masticatoria), или поверхностью смыкания (facies occlusalis). Соприкасающиеся поверхности соседних зубов носят название контактныхповерхностей (facies contactus). Различают медиальную поверхность, направленную к середине зубной дуги, и латеральную, направленную в противоположную сторону у зубов фронтальной группы. Контактные поверхности боковой группы зубов, в связи с поворотом зубной дуги спереди назад, носят соответственно названия – передняя (facies anterior) и задняя (facies posterior).

Коронку и корень зуба принято разделять на трети. При делении зуба по вертикальной оси выделяют в коронке окклюзиальную, среднюю и шеечную (цервикальную) трети, а в корне – шеечную, среднюю и верхушечную (апикальную) трети. По фронтальной оси коронку разделяют на медиальную, среднюю и дистальную трети, а по сагиттальной оси – на вестибулярную, среднюю и лингвальную трети.

Признаки стороны зуба

Анатомические особенности (признаки) дают возможность опре­делить принадлежность зуба к той или иной стороне челюсти. Имеют­ся три основных признака стороны зуба: признак кривизны коронки, признак угла коронки, признак отклонения корня.

Ведущим признаком является признак кривизны коронки зуба. Представляем наиболее авторитетные его определения.

«Признак кривизны – медиальная половина губной поверхности представляется более выпуклой, нежели латеральная» (Н.В. Алтухов, 1913).

«Этот признак заключается в том, что медиальная половина губной или щечной поверхности выпуклее дистальной» (Е.М. Гофунг, И.Г. Лу­комский, 1936).

«Признак кривизны коронки заключается в том, что выпуклости губной и щечной поверхностей коронок не симметричны. У зубов фрон­тальной группы она смещена к средней линии. Таким образом, ближе к медиальной поверхности коронки зубов более выпуклы и в меньшей степени выпукла их латеральная часть. В жевательной группе зубов со­ответственно более выпукла передняя часть вестибулярной поверхности коронки и менее – задняя» (М.И. Грошиков, В.К. Патрикеев, 1976).

«Признак кривизны коронки определяется при рассмотрении зуба со стороны поверхности смыкания. При этом медиальная часть эмали ко­ронки на вестибулярной стороне более выпуклая, чем на латеральной. Эмаль вестибулярной поверхности коронки утолщается в медиальном направлении и у медиального края имеет более крутой изгиб, чем у лате­рального» (С.С. Михайлов, 1984).

Следующим по значимости считается признак угла коронки. Наибо­лее известны следующие его объяснения.

«Признак углов, яснее выраженный на передних зубах, состоит в том, что режущий край передних зубов образует с медиальной поверхностью соприкосновения более острый угол, чем с дистальной» (В.П. Воробьев, 1913).

«Срединная поверхность зуба переходит в режущий край под прямым углом, тогда как боковая – под тупым и закругленным углом» (М.В. Бусы­гина, 1967).

«Признак угла заключается в том, что угол, образованный режущим кра­ем и срединной поверхностью, всегда более острый, чем угол, образованный режущим краем и боковой поверхностью зубов. Такая же закономерность наблюдается у зубов жевательной группы, где более острые углы образо­ваны схождением жевательной поверхности с передней» (М.И. Грошиков, В.К. Патрикеев, Е.В. Боровский, 1982).

«В вестибулярной норме угол, образованный поверхностью смыкания и медиальной поверхностью, более острый, чем <

Наши рекомендации