Этапы становления аддикгивного поведения

Становление адциктивного поведения отличается ши­роким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Становления адциктивного поведения:

1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под
чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь
играют любопытство, подражание, групповой конфор­мизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная
мотивация восходит к присущей человеку потребности в
изменении состояний сознания: вероятность того, что
первые пробы перерастут в развернутый процесс форми­рования аддиктивного поведения и последующего пере­растания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при
первых пробах и чем меньше потребность в изменении со­
знания удовлетворяется социально одобряемыми спосо­бами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зави­сит от этнокультуральных особенностей, особенностей
субкультуры, опыта группы и доступности средства. По
разным причинам (удовлетворенного любопытства, стра­ха наказания, опасения и переживания, разрыва с компа­нией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолже­ния, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим
за первыми пробами идет этап эксперементирования с
различными видами психоактивных веществ — алкоголем,
медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышлен­ными химикатами. Обычно оно присуще младшему по­дростковому возрасту. Для одних подростков важно их
употребление как знак принадлежности к группе, для дру­гих — сам факт изменения состояния сознания («отруб»,
«отключка»), для третьих - качество вызываемых эффек­тов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разво­рачивается в компании и оформляется по алкогольному
типу — для веселья, раскованности, обострения восприя­тия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения
(«не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно актив­ное экспериментирование с поиском новых средств и спо­собов их употребления (например, «зарядка» летучими ве­ществами фильтр-коробки противогаза). По мере прохож­дения этого этапа формируется индивидуальное предпоч­тение одного из средств или предпочитаемый их спектр.
Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет.
Индивидуальной психической зависимости еще нет, но
может формироваться групповая психическая зависи­мость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От
такого полисубстантного аддиктивного поведения В. Ка-

. 33

.

ган (1999) отличает моносубстантное, когда и первые про­бы, и поисковое экспериментирование определяется до­минирующей культуральной традицией (самогон в сель­ских районах России, гашиш, опиаты, и т. д. — в других этносоциальных средах).

Медикаментозное лечение используется при аддиктивном поведении лишь для снятия интоксикации. Пси­хотерапевтические техники и приемы образуют методоло­гическую базу психопрофилактики; ведущую роль они мо­гут играть при работе с детьми и подростками, у которых аддиктивное поведение является поведенческим проявле­нием внутриличностных проблем. Решающая роль при ра­боте с аддиктивным поведением подростков принадлежит педагогам и социальным педагогам.

З этап. Переход аддштивного поведения в болезнь. Проис­ходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социаль­но-психологические, психологические и биологические.

Социальные - нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социаль­ных и культурных традиций, контрастность уровней жиз­ни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические — высокий уровень кол­лективной и массовой тревоги, разрыхленность поддер­живающих связей с семьей и другими позитивно-значи­мыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекате­льных для детей и подростков досуговых центров, ослаб­ление межпоколенных связей поколений.

Психологическая — незрелость личностной идентифи­кации, слабость или недостаточность способности к внут­реннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, вы­сокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.

Биологические — природа и «агрессивность» психоак­тивного вещества, индивидуальная толерантность, нару­шение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.

В процессе перехода аддиктивного поведения в болезнь, вызываемую употреблением психоактивных ве- |

ществ (алкоголь, наркотики и т. д.), выделяют следующие стадии развития болезни.

1 стадия. Характеризуется формированием и прогрес­сирующим углублением психической зависимости, при
которой перерыв в употреблении приводит к психическо­му дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с рез­ким обострением влечения к употребляемому веществу.
В этот период наблюдаются ослабление и угасание защит­ных рефлексов на передозировку, повышенная толерант­ность, социальная дезадаптация.

2 стадия. Характеризуется формированием физиче­ской зависимости при употреблении одних веществ (алко­голь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением
психической зависимости при употреблении других (ко­
каин, марихуана). В тех случаях, когда физическая зависи­мость не формируется, основным признаком этой стадии
становится хроническая интоксикация с психическими и
физическими нарушениями. Признаки хронической ин­токсикации зависят от типа употребляемых веществ

Так, хроническая интоксикация марихуаной ведет к физическому истощению и апатии вне поведенческого поля наркотизации, у мальчиков нередко приводит к те­лесной феминизации; летучими веществами — к форми­рованию психоорганического синдрома и токсической энцефалопатии с соматоневрологическими нарушениями и ослаблением интеллектуальных функций (памяти, вни­мания, сообразительности). На этом этапе абсесивное влечение к употреблению сменяется компульсивным, утрачивается критичность к употреблению и развивается анозогнозия, растет толерантность (привыкание) к веще­ству и нередко изменяется картина опьянения, нарастает социальная дезадаптация с фиксацией поведения на упо­треблении психоактивных веществ и их промысле, вовле­чение в аддикцию сверстников и младших по возрасту де­тей с формированием подчиненных групп как средства са­моутверждения и добычи дурманящих веществ.

Переход к 3 стадии (падение толерантности, выражен­ный органический дефект личности с чертами специфиче­ского для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте.

35

этапы становления аддикгивного поведения - student2.ru этапы становления аддикгивного поведения - student2.ru Глава 2АЛКОГОЛИЗМ И АЛКОГОЛИКИ

Под алкоголизмом понимают хроническую болезнь, развивающуюся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Пьянство — это чрезмерное упо­требление алкоголя, не обязательно в рамках хроническо­го алкоголизма.

По определению ВОЗ, алкоголики — это «интенсив­ные пьяницы, зависимость которых от алкоголя достигает такой степени, что возникают явные психические наруше­ния или конфликты в физическом и психическом здоро­вье, в их межличностных отношениях и хозяйственных функциях, или они являются продромом такого развития и поэтому нуждаются в лечении».

Алкоголизм сам по себе — расстройство не психиче­ское, но при алкоголизме могут возникнуть психозы, при­чиной которых служит как хроническое отравление самим алкоголем, так и вызванные им нарушения метаболизма, в особенности функций печени. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На по­следней стадии развивается деменция (Коркина М. В., Ла-косинаН.Д, ЛичкоА. Е., 1995).

Алкоголь занимает вполне определенное место в со­временном образе жизни, и, следовательно, до сих пор остаются верными слова В. Португалова, сказанные еще в 1890 году, о том, что существующая привычка к алкоголю «порождает и в последующих поколениях преемственное расположение и путем подражания, переимчивости пере­дается... из поколения в поколение».

Распространение алкоголизма не имеет единой причи­ны, единой картины проявления, а определяется совмест­ным действием различных условий возникновения: соци­ально-экономических, социальных (культуральных, се­мейных, профессиональной деятельности и пр.), индиви­дуальных особенностей личности, актуальных проблем, транквилизирующего эффекта самого алкоголя и пр. Проблему создает не само по себе употребление спиртных напитков, а употребление часто и в больших количествах.

Исследования последних лет показывают, что к употреб­лению алкоголя в некоторых регионах страны молодые люди прибегают с 7—10 лет. Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению преступлений. Алкоголь повинен в половине всех совершенных убийств. Он является главным фактором жестокого обращения с детьми и насилия в семье. Большинство пострадавших в уличных авариях пешеходов находились в состоянии ал­когольного опьянения.

Психологическую характеристику алкоголизма необ­ходимо начать с зарождения самой потребности в алкого­ле. Потребность в алкоголе прямо не входит в число есте­ственных, жизненных потребностей человека. Эта потреб­ность, как верно указывает Б. С. Братусь, появляется пото­му, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, «производит» и «воспроизводит» обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его по­треблением. Примером тому могут служить мифы, кото­рые сопровождают процесс употребления алкоголя. Обычно действию алкоголя приписывают эйфорический, психотерапевтический, стимулирующий и другие эффек­ты. Ряд исследований, проведенных под руководством Б. С. Братуся, и анализ научных источников позволили ему прийти к выводу, что алкоголь как таковой, не его взя­тое само по себе физиологическое действие, а прежде все­го проекция психологического ожидания, актуальных по­требностей и мотивов на психофизиологический фон опьяне­ния создает ту внутреннюю субъективную картину, кото­рую человек начинает приписывать действию алкогольно­го напитка. Развитие алкоголизма, алкогольной зависи­мости проходит несколько стадий. В психопатологии раз­личают следующие виды синдромов зависимости: психи­ческую, физическую, синдром измененной реакции (Жмуров В. А., 1994).

Мотивы употребления алкоголя, пожалуй, более раз­нообразны и лучше изучены, нежели мотивация приема наркотиков, где, как считается, с самого начала домини­рует стремление к эйфории.

В. Ю. Завьялов (1982) выделяет следующие виды моти­вации употребления алкоголя. Остановимся на система­тизации, приведенной с некоторыми сокращениями в книге В. А. Жмурова, при этом только ее психологическую

часть, так как другие не входят в профессиональную ком­петенцию психолога.

Гедонистическая — прием алкоголя связан с жаждой удовольствия, стремлением к чувственным наслаждени­ям, с эпикурейскими наклонностями. По-видимому, во все времена данный вид мотивации был одним из наибо­лее распространенных, о чем свидетельствуют памятники литературы. С клинической точки зрения, особенно важ­но, что в гедонистической ориентации не чувствуется глу­бокой привязанности к жизни и, более того, угадывается настроение обреченности и безысходности, скрываемое в тени потребности чувственной стимуляции. Жажду на­слаждений Л. Н. Толстой считал оборотной стороной са­моубийства, т.е. выражением внутренней опустошенно­сти и депрессии.

Атарактическая - алкоголь употребляется с целью смягчить состояние эмоциональной напряженности, тре­воги, беспокойства, подавленности, страхов, неуверенно­сти. Прием алкогольных напитков мотивируется стремле­нием «отключиться» от горьких воспоминаний, навязчи­вых опасений, тревожных предчувствий. Объясняются они необходимостью «разрядиться, расслабиться, успоко­иться, собраться с мыслями, перевести дух». Такая моти­вировка свидетельствует об очевидных аффективных на­рушениях.

Субмиссивная - употребление алкоголя связано с по­вышенной подчиняемостью, неспособностью незрелой личности противостоять натиску пьющих, оградить себя от негативных влияний, с нежеланием отвечать за свои действия. Овладевает стадное чувство «быть как все, не выделяться, не быть белой вороной». Не сопротивляясь внешнему давлению, люди не могут контролировать внут­ренние импульсы, то есть являются внутренне зависимы­ми. Субмиссивная мотивация, таким образом, только мас­кирует остающиеся неосознанными побуждения к опья­нению.

Мотивация с гиперактивацией поведения — алкоголь употребляется в качестве допинга для того, чтобы поднять тонус, стимулировать воображение и творческую деятель­ность, улучшить работоспособность.

Псевдокультуралъная мотивация — употребление алко­голя отражает желание привлечь к себе внимание окружа­ющих утонченным знанием редких напитков, особых ре-

цептов коктейлей, изысканностью ритуалов выпивки, стремлением почувствовать принадлежность к высшему свету, к золотой молодежи. Примером такого знания риту­алов могут служить грузинские тосты.

Традиционная мотивация — употребление алкоголя по санкционированным в данной микросреде поводам (праз­дники, банные дни, банкеты, деловые встречи и др.) Алко­голики умело используют любой удобный для выпивки случай, искусно создают питейные ситуации, ловко втяги­вая в них окружающих, что долго маскирует патологиче­скую потребность в опьянении.

Анализ мотивации опьянения является важным по той причине, что позволяет получить ценную информацию о личности пациента и его болезненных отклонениях. Следует заметить, что истинные мотивы не сводятся к механической констатации высказываний алкоголиков. Изучение обычно показывает, что истинные мотивы опьянения не всегда сов­падают с тем, что пациенты говорят по этому поводу.

Наши рекомендации