Аддиктивное поведение и его профилактика

Аддиктивное поведение и его профилактика

Рекомендовано Редакционно-издательским Советом

Российской академии образования к использованию

в качестве учебно-методического пособия

2-е издание, стереотипное

Москва—Воронеж 2003

УДК 159.943 ББК66.3(2РОС)3

Г58

Главный редактор Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

A. Г.Асмолов И. В. Дубровина Н.Д. Никандров

B. А. Болотов Л. П. Кезина В. А. Поляков
Г. А. Бордовский М. И. Кондаков В. В. Рубцов
В. П. Борисенков В. Г. Костомаров Э. В. Сайко

А. А. Деркач О. Е. Кутафин В. А. Сластенин

А. И. Донцов Н. Н. Малофеев И. И. Халеева

Гоголева А. В.

Г58Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социаль­ный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с. (Серия «Библиотека психолога».)

ISBN 5-89502-443-2 (МПСИ)

ISBN 5-89395-497-1 (НПО «МОДЭК»)

В данном учебном пособии с привлечением результатов исследо­ваний других авторов рассматриваются различные аспекты проблемы борьбы с наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией. Большое вни­мание уделяется практическим рекомендациям по реализации про­граммы социально-психологической, трудовой и спортивной реаби­литации подростков и молодежи группы социального риска.

Пособие будет полезно студентам педагогических и психологи­ческих факультетов, психологам, учителям и социальным педагогам.

УДК 159.943 ББК66.3(2РОС)3

ISBN 5-89502-443-2 (МПСИ)

ISBN 5-89395-497-1 (НПО «МОДЭК»)

© ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Российской академии образования (РАО), 2002, 2003 © Московский психолого-социальный

институт, 2002, 2003 © Оформление. НПО «МОДЭК», 2002, 2003

Аддиктивное поведение и его профилактика - student2.ru Аддиктивное поведение и его профилактика - student2.ru ВВЕДЕНИЕ

Масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части. А это в ближайшей перс­пективе может привести к социальной нестабильности российского общества.

Во многих странах сегодня существует налаженная си­стема медицинского, социального и правового обеспече­ния реабилитации наркоманов. Одновременно функцио­нирует и система мощной пропагандистской деятельно­сти против распространения и употребления наркотиков, включающая активную агитацию и демонстрацию преи­муществ здорового образа жизни.

В России ранее сложившая система профилактики и реабилитации наркоманов, алкоголиков «успешно» разва­лена. Новая же система находится пока что в зачаточном состоянии или отсутствует вообще. Такое положение на фоне роста числа наркоманов, количества преступлений, совершаемых под воздействием наркотиков, алкоголя, вызывает большую тревогу и требует, в первую очередь от органов государственной власти, принятия безотлагатель­ных мер.

Распространение наркомании на территории России и стран СНГ происходит угрожающими темпами. За послед­ние пять лет количество наркоманов в стране возросло примерно в три с половиной раза и, по мнению специали­стов, при сохраняющейся тенденции в России уже в следу­ющем году оно превысит уровень в три миллиона. Возраст большинства наркоманов колеблется в рамках 13—25 лет, что ставит под угрозу фактически треть молодого поколе­ния страны. При этом следует иметь в виду, что данные цифры говорят лишь о лицах, регулярно употребляющих наркотики и относимых к группе «классического типа». Если же учитывать и тех, кто нюхает клей, краску и т. п., то названный контингент по стране составит не менее десяти миллионов. Особое беспокойство должно вызывать зна­чительное увеличение числа наркоманов женщин. В по-

следнее десятилетие количество женщин, употребляющих наркотики, увеличилось в 6,5 раза.

Среди многих проблем, стоящих перед российским об­ществом, одно из важных мест занимают проблемы борь­бы с наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией. Эти отрицательные явления угрожают здоровью населения страны, а, следовательно, влияют и на национальную бе­зопасность. Названные проблемы можно решить только совместными усилиями государственных органов власти, образовательных и медицинских учреждений, обществен­ных организаций и семьи.

В Ижевске на базе муниципального внешкольного уч­реждения детско-подросткового реабилитационного цен­тра «Надежда» разрабатывается и реализуется комплекс­ная программа социально-психологической, трудовой и спортивной реабилитации подростков и молодежи группы социального риска. Деятельность детско-подросткового реабилитационного центра «Надежда» направлена на реализанию следующих задач:

—оказание социальной, педагогической, психологи­
ческой и юридической помощи молодежи города и райо­на;

—социально-психологическая реабилитация подрост­
ков девиантного поведения, детей-инвалидов;

—профессиональная и трудовая реабилитация моло­дежи, развитие творческих способностей;

— формирование положительной направленности и
становление личностных качеств детей и подростков.

Настоящее методическое пособие является составной частью проекта по реализации названной программы про­филактики и реабилитации аддиктивных подростков и молодежи г. Ижевска.

Аддиктивное поведение и его профилактика - student2.ru Аддиктивное поведение и его профилактика - student2.ru Глава 1ПОНЯТИЕ «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ».

КЛАССИФИКАЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм отклоня­ющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нару­шенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необ­ходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-пе­дагогические, воспитательные в большей степени, чем ме­дицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколь­кими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характе­ра. Среди них специалисты выделяют случайные, перио­дические и постоянные употребления психоактивных ве­ществ (ПАВ).

Традиционно в аддиктивное поведение включают: ал­коголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции кеде (переедание, голодание).

Алкоголизм — хроническая психическая болезнь, раз­вивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе — рас­стройство не психическое, но при ней могут возникнуть

Аддиктивное поведение и его профилактика - student2.ru

психозы. Алкогольное опьянение может стать провокато­ром эндогенных психозов. На последней стадии этой бо­лезни развивается деменция (слабоумие).

Наркомания — болезненное состояние, характеризую­щееся явлениями психической и физической зависимо­сти, настоятельной потребностью в повторном много­кратном употреблении психоактивных средств, принима­ющей форму непреодолимого влечения. В международ­ной классификации болезней (МКБ-10) наркомания — это «психические и поведенческие расстройства вследст­вие употребления психоактивных веществ». Сильную психическую зависимость способны вызывать все нарко­тики, но физическая зависимость к одним бывает выраже­на (препараты опия), к другим — остается неясной, сомни­тельной (марихуана), в отношении третьих вообще отсут­ствует (кокаин).

Токсикомания — заболевание, проявляющееся психи­ческой, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свой­ствами, что и наркотик (вызывают привлекательное пси­хическое состояние и зависимость) (Д. П. Короленко, 2000, М. В. Коркина, Лакосина, А. Е. Личко, 1995).

Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость. Зависимость, по определению ВОЗ (1965), есть «состояние периодической или хронической инток­сикации, вызываемое повторным употреблением естест­венного или синтетического вещества». Зависимость раз­деляется на психическую и физическую.

Психическая зависимость характеризуется овладеваю­щим желанием или неодолимым влечением к употребле­нию психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость — состояние, когда употребля­емое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинент­ный синдром), заявляющий о себе соматическими, невро­логическими и психическими расстройствами.

Основными причинами распространения и употребле­ния алкогольных, наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социаль­но-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части насе­ления. Все это порождает неуверенность в завтрашнем дне, значительный рост преступности, обесценивание че­ловеческой жизни и др.

К числу менее опасных, но весьма распространенных пагубных привычек относятся табакокурение, любовь к азартным играм, рассмотрение которых предлагается в 6 главе настоящего издания.

ДЕЗАДАПТИРОВАННАЯ СЕМЬЯ

Большинство отклонений в поведении несовершенно­летних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один ис­точник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптирован­ный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определе­нию, социальная дезадаптация означает нарушение взаи­модействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро-

социальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолет­них, мы должны учитывать, что детство — это период ин­тенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной со­циальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В ре­зультате — уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потреб­ностей развития. Другой способ ухода — эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, наконец, совершение правонарушения.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, экономического, психологического и психосоматического характера, при­водит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности — потребности в полноценном раз­витии и самореализации.

Выделяются следующие основные причины социаль­ной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в осно­ве аддиктивного поведения:

—дисфункциональность семьи;

—личностные особенности (возрастные, характероло­гические, психические и т. д.);

—школьная дезадаптация;

—воздействие асоциальной неформальной среды;

—причины социально-экономического и демографи­ческого характера.

Рассмотрим основные факторы, провоцирующие аддиктивное поведение.

Семья — основополагающая ячейка, где осуществляет­ся социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефек­ты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемо­го поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позво­ляет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответст­вии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы (свадьба, похороны, при-

ем гостей и пр.) в наибольшей степени связаны с норма­ми-образцами, поскольку степень стандартизированности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока. Нестандартные ситуации ре­гулируются с помощью норм-принципов, определяющих ценностную направленность действий ребенка и всех чле­нов семьи. Нормативное воздействие в семье принимается подростком во имя сохранения межличностного статуса и получения одобрения других членов семьи. Однако это не означает, что подросток во всех случаях обязательно раз­деляет принимаемые им мнения. В семье закладываются основы умения быстро переключаться со «своего» на «чу­жое» и обратно.

Будучи первичной группой, семья отличается следую­щими признаками:

1. Семья представляет собой относительно тес­ную, ограничивающую себя определенными пределами
единицу.

2. Семья представляет собой ассоциацию, кото­рая сама себя воспроизводит.

3. Она удовлетворяет важнейшие жизненные по­требности людей (но не все), в том числе те, которые не
может удовлетворить вторичная группа.

4. Она формирует личность в целом, а вторичные
группы (школа, производство, государство) воздействуют
на нее лишь в определенных аспектах, опосредованно че­рез семью.

5. Ее влияние на индивида первично как по време­ни, так и по содержанию.

6. Члены семьи находятся в постоянной взаимоза­висимости, поэтому любое изменение поведения одного
из них влечет за собой изменения в поведении остальных.

Следует отметить также функции, структуру и динами­ку семьи. Функции подразделяют на: а) воспитательную; б) хозяйственно-бытовую; в) эмоциональную; г) духовно­го (культурного) общения; д) первичного социального контроля; е) сексуально-эротическую. Со временем про­исходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменяются функции первично­го социального контроля и повышается уровень терпимо­сти к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений.

Нарушения тех или иных функций влечет за собой де­формацию семейных отношений. Способствовать нару­шениям может весьма широкий круг факторов: особенно­сти личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причи­ной нарушений воспитательной функции семьи может стать отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, (конфликты по вопросам воспитания, вмешате­льство других членов семьи) и хозяйственно-бытовые и экономические отношения между членами семьи (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999). Таким образом, на­рушение функций семьи делает её дисфункциональной, создающей условия десоциализации ребенка.

Процесс социализации в подростковом возрасте при­обретает особо острые формы. Родительские требования и дисциплинарное воздействие сильно сказываются на со­циализации ребенка. И в первую очередь это проявляется в стремлении ребенка освободиться от родительской опе­ки в подростковом возрасте. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. В запад­ной психологии (М. Кле.Д991) отмечают, что эмансипа­ция осуществляется через последовательное замещение роли родителей в процессе социализации группой сверст­ников. Семья постепенно теряет свою привлекательность и притягательность по сравнению с группой сверстников, которая отныне является носителем системы ценностей, норм поведения и источником определенного статуса.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие де­фекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:

1. Псевдоблагополучная семья, применяющая
неправильные методы воспитания.

2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в
структуре.

3. Проблемная семья, характеризующаяся посто­
янной конфликтной атмосферой.

4. Аморальная семья, характеризующаяся алко­
гольной, аморальной и сексуальной деморали­
зацией.

5. Криминогенная семья (Г. Г. Шиханцев, 1998).

Псевдоблагополучная семья. Псевдоблагополучная се­мья отличается ярко выраженным деспотическим харак­тером, безоговорочным доминированием одного из роди­телей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказа­ния как основного средства воспитания.

Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психо­логически этот вред заключается в следующем:

1. Родители (отец, мать, опекун, попечитель), сис­тематически наказывающие ребенка, подростка физиче­ски, выступают для него в качестве антиидеала. Он никог­да не будет уважать такого родителя, брать с него пример,
вследствие этого у ребенка, подростка задерживается фор­мирование «идеального» Я.

2. Частые физические наказания вызывают у ре­бенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающа­яся у него обида, раздражительность, злобность вымеща­ются на доступных ему людях, прежде всего на сверстни­ках. В результате этого у него развивается агрессивное по­ведение во всех фрустрирующих ситуациях.

3. Частое физическое наказание наносит ущерб са­мооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у
него развивается болезненно чувствительное самосозна­ние, легко ранимое самолюбие.

Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способ­ности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям часто вырабатывается негати­визм, который перерастает во враждебность {Шиханцов Г. Г., 1998).

Таким образом, отношения неблагополучной, дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жиз­недеятельности ребенка: снижается школьная успевае­мость, уличная компания заменяет родительский авто­ритет, в ней ребенок получает признание. Все это приво­дит к социальной и педагогической запущенности ре­бенка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становят­ся употребление психоактивных веществ, правонаруше­ния.

Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным об­разом сказаться на формировании личности ребенка, по­дростка и также способствуют его десоциализации. Один из негативных факторов неполной семьи — эмоциональ­ный дискомфорт, который испытывает ребенок, подрос­ток в такой семье. Он характеризуется комплексом психо­логических реакций и переживаний: чувством собствен­ной неполноценности, ущербности, зависти, эмоциона­льного голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей, по­дростков повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброже­лательное, порой агрессивное отношение к отцу или мате­ри, бросившим семью.

Наибольший эмоциональный дискомфорт испытыва­ют мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику, и прежде всего подростку, как образец для по­дражания, для формирования мужской роли поведения. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как му­жество, смелость, решительность, благородство, уважите­льное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бессознате­льно боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивно­сти, драчливости, грубости.

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка развод родителей дейст­вует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Ребенку не нужны жесто­кие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспо­ты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, амораль­ной личности приносит ребенку облегчение, а оставшему­ся с ним взрослому — отцу или матери — покой и нормаль­ные условия для воспитания.

Разводу предшествует общее ухудшение семейных от­ношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, на­силия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.

Проблемная семья.Проблемная семья является разно­видностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее по­ложение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликт­ная ситуация создает постоянную атмосферу напряженно­сти, которая является непереносимой для детей, подрост­ков, и они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирова­ния несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональ­ные связи между родителями и детьми.

Аморальная семья. Вней наблюдаются такие отрицате­льные факторы, как правонарушения, совершаемые роди­телями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм ро­дителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются за­брошенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный харак­тер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все вместе они практически исключают полноценное разви­тие личности. Так, исследования, проведенные среди осужденных несовершеннолетних, показали, что у этих ребят пьянствующих родителей в 6—7 раз больше, чем у законопослушных.

Такие семьи калечат детей не только нравственно, фи­зически, но и интеллектуально. Дети не обеспечены опти­мальными условиями для физического, интеллектуально­го и эмоционального развития. Исследователи отмечают, что в этих семьях формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в резуль­тате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят плохо или совсем не подготовленными. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготов­ления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых

пьяными родителями. Вследствие этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что по­рождает у них обиду, повышенную чувствительность и ду­шевную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии, такие ребята вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одно­классников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

Криминогенная семья— такая семья, члены которой со­вершают преступления. Иногда приходится констатиро­вать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступле­ния другими членами семьи, прежде всего несовершенно­летними, в 4—5 раз. Каждый четвертый из осужденных не­совершеннолетних проживал с судимыми братьями и се­страми.

Преступное поведение взрослых членов семьи демон­стрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нор­мы-принципы» антиобщественного поведения, порожда­ет или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал.

В криминогенных и аморальных семьях дефекты соци­ализации наиболее рельефно выступают в структуре обще­ния. Между родителями и детьми отсутствуют или искаже­ны эмоциональные связи, практически отсутствует социа­льный контроль, искажается процесс усвоения социаль­ных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подрост­ков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование делинквентной, асоциальной личности.

Формирование такой личности происходит, как пра­вило, в виде реакции протеста против родителей, учите­лей, школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы (эталонная группа) или лица с асоциальной направленностью, в отношениях с ко­торыми подросток вынужден усваивать их ценности, по­ведение, роли, жаргон и пр.

. 33

.

ган (1999) отличает моносубстантное, когда и первые про­бы, и поисковое экспериментирование определяется до­минирующей культуральной традицией (самогон в сель­ских районах России, гашиш, опиаты, и т. д. — в других этносоциальных средах).

Медикаментозное лечение используется при аддиктивном поведении лишь для снятия интоксикации. Пси­хотерапевтические техники и приемы образуют методоло­гическую базу психопрофилактики; ведущую роль они мо­гут играть при работе с детьми и подростками, у которых аддиктивное поведение является поведенческим проявле­нием внутриличностных проблем. Решающая роль при ра­боте с аддиктивным поведением подростков принадлежит педагогам и социальным педагогам.

З этап. Переход аддштивного поведения в болезнь. Проис­ходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социаль­но-психологические, психологические и биологические.

Социальные - нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социаль­ных и культурных традиций, контрастность уровней жиз­ни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические — высокий уровень кол­лективной и массовой тревоги, разрыхленность поддер­живающих связей с семьей и другими позитивно-значи­мыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекате­льных для детей и подростков досуговых центров, ослаб­ление межпоколенных связей поколений.

Психологическая — незрелость личностной идентифи­кации, слабость или недостаточность способности к внут­реннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, вы­сокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.

Биологические — природа и «агрессивность» психоак­тивного вещества, индивидуальная толерантность, нару­шение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.

В процессе перехода аддиктивного поведения в болезнь, вызываемую употреблением психоактивных ве- |

ществ (алкоголь, наркотики и т. д.), выделяют следующие стадии развития болезни.

1 стадия. Характеризуется формированием и прогрес­сирующим углублением психической зависимости, при
которой перерыв в употреблении приводит к психическо­му дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с рез­ким обострением влечения к употребляемому веществу.
В этот период наблюдаются ослабление и угасание защит­ных рефлексов на передозировку, повышенная толерант­ность, социальная дезадаптация.

2 стадия. Характеризуется формированием физиче­ской зависимости при употреблении одних веществ (алко­голь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением
психической зависимости при употреблении других (ко­
каин, марихуана). В тех случаях, когда физическая зависи­мость не формируется, основным признаком этой стадии
становится хроническая интоксикация с психическими и
физическими нарушениями. Признаки хронической ин­токсикации зависят от типа употребляемых веществ

Так, хроническая интоксикация марихуаной ведет к физическому истощению и апатии вне поведенческого поля наркотизации, у мальчиков нередко приводит к те­лесной феминизации; летучими веществами — к форми­рованию психоорганического синдрома и токсической энцефалопатии с соматоневрологическими нарушениями и ослаблением интеллектуальных функций (памяти, вни­мания, сообразительности). На этом этапе абсесивное влечение к употреблению сменяется компульсивным, утрачивается критичность к употреблению и развивается анозогнозия, растет толерантность (привыкание) к веще­ству и нередко изменяется картина опьянения, нарастает социальная дезадаптация с фиксацией поведения на упо­треблении психоактивных веществ и их промысле, вовле­чение в аддикцию сверстников и младших по возрасту де­тей с формированием подчиненных групп как средства са­моутверждения и добычи дурманящих веществ.

Переход к 3 стадии (падение толерантности, выражен­ный органический дефект личности с чертами специфиче­ского для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте.

35

Аддиктивное поведение и его профилактика - student2.ru Аддиктивное поведение и его профилактика - student2.ru Глава 2АЛКОГОЛИЗМ И АЛКОГОЛИКИ

Под алкоголизмом понимают хроническую болезнь, развивающуюся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Пьянство — это чрезмерное упо­требление алкоголя, не обязательно в рамках хроническо­го алкоголизма.

По определению ВОЗ, алкоголики — это «интенсив­ные пьяницы, зависимость которых от алкоголя достигает такой степени, что возникают явные психические наруше­ния или конфликты в физическом и психическом здоро­вье, в их межличностных отношениях и хозяйственных функциях, или они являются продромом такого развития и поэтому нуждаются в лечении».

Алкоголизм сам по себе — расстройство не психиче­ское, но при алкоголизме могут возникнуть психозы, при­чиной которых служит как хроническое отравление самим алкоголем, так и вызванные им нарушения метаболизма, в особенности функций печени. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На по­следней стадии развивается деменция (Коркина М. В., Ла-косинаН.Д, ЛичкоА. Е., 1995).

Алкоголь занимает вполне определенное место в со­временном образе жизни, и, следовательно, до сих пор остаются верными слова В. Португалова, сказанные еще в 1890 году, о том, что существующая привычка к алкоголю «порождает и в последующих поколениях преемственное расположение и путем подражания, переимчивости пере­дается... из поколения в поколение».

Распространение алкоголизма не имеет единой причи­ны, единой картины проявления, а определяется совмест­ным действием различных условий возникновения: соци­ально-экономических, социальных (культуральных, се­мейных, профессиональной деятельности и пр.), индиви­дуальных особенностей личности, актуальных проблем, транквилизирующего эффекта самого алкоголя и пр. Проблему создает не само по себе употребление спиртных напитков, а употребление часто и в больших количествах.

Исследования последних лет показывают, что к употреб­лению алкоголя в некоторых регионах страны молодые люди прибегают с 7—10 лет. Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению преступлений. Алкоголь повинен в половине всех совершенных убийств. Он является главным фактором жестокого обращения с детьми и насилия в семье. Большинство пострадавших в уличных авариях пешеходов находились в состоянии ал­когольного опьянения.

Психологическую характеристику алкоголизма необ­ходимо начать с зарождения самой потребности в алкого­ле. Потребность в алкоголе прямо не входит в число есте­ственных, жизненных потребностей человека. Эта потреб­ность, как верно указывает Б. С. Братусь, появляется пото­му, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, «производит» и «воспроизводит» обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его по­треблением. Примером тому могут служить мифы, кото­рые сопровождают процесс употребления алкоголя. Обычно действию алкоголя приписывают эйфорический, психотерапевтический, стимулирующий и другие эффек­ты. Ряд исследований, проведенных под руководством Б. С. Братуся, и анализ научных источников позволили ему прийти к выводу, что алкоголь как таковой, не его взя­тое само по себе физиологическое действие, а прежде все­го проекция психологического ожидания, актуальных по­требностей и мотивов на психофизиологический фон опьяне­ния создает ту внутреннюю субъективную картину, кото­рую человек начинает приписывать действию алкогольно­го напитка. Развитие алкоголизма, алкогольной зависи­мости проходит несколько стадий. В психопатологии раз­личают следующие виды синдромов зависимости: психи­ческую, физическую, синдром измененной реакции (Жмуров В. А., 1994).

Мотивы употребления алкоголя, пожалуй, более раз­нообразны и лучше изучены, нежели мотивация приема наркотиков, где, как считается, с самого начала домини­рует стремление к эйфории.

В. Ю. Завьялов (1982) выделяет следующие виды моти­вации употребления алкоголя. Остановимся на система­тизации, приведенной с некоторыми сокращениями в книге В. А. Жмурова, при этом только ее психологическую

часть, так как другие не входят в профессиональную ком­петенцию психолога.

Гедонистическая — прием алкоголя связан с жаждой удовольствия, стремлением к чувственным наслаждени­ям, с эпикурейскими наклонностями. По-видимому, во все времена данный вид мотивации был одним из наибо­лее распространенных, о чем свидетельствуют памятники литературы. С клинической точки зрения, особенно важ­но, что в гедонистической ориентации не чувствуется глу­бокой привязанности к жизни и, более того, угадывается настроение обреченности и безысходности, скрываемое в тени потребности чувственной стимуляции. Жажду на­слаждений Л. Н. Толстой считал оборотной стороной са­моубийства, т.е. выражением внутренней опустошенно­сти и депрессии.

Атарактическая - алкоголь употребляется с целью смягчить состояние эмоциональной напряженности, тре­воги, беспокойства, подавленности, страхов, неуверенно­сти. Прием алкогольных напитков мотивируется стремле­нием «отключиться» от горьких воспоминаний, навязчи­вых опасений, тревожных предчувствий. Объясняются они необходимостью «разрядиться, расслабиться, успоко­иться, собраться с мыслями, перевести дух». Такая моти­вировка свидетельствует об очевидных аффективных на­рушениях.

Субмиссивная - употребление алкоголя связано с по­вышенной подчиняемостью, неспособностью незрелой личности противостоять натиску пьющих, оградить себя от негативных влияний, с нежеланием отвечать за свои действия. Овладевае

Наши рекомендации