Пищеварительная система. Обмен веществ. Физиология и гигиена пищеварения (5 ч)
Питательные вещества и их характеристика. Представление о незаменимых аминокислотах, насыщенных и ненасыщенных жирах. Холестерин. Питьевая вода, её качество. Последствия недостатка белков, жиров и воды для организма. Сбалансированность питания.
Экологическая чистота пищевых продуктов, их маркировка (через букву Е).
Энергетические траты организма. Возрастные потребности организма в калориях. Последствия, связанные со снижением потребляемых с пищей калорий.
Нормы веса. Взаимосвязь групп крови человека с предрасположенностью к продуктам питания.
Значение баланса питательных веществ для полноценной работы головного мозга. Влияние полинасыщенных жирных кислот (омега-3 и омега-6) на процессы запоминания. Содержание этих кислот в продуктах питания.
Роль витаминов и микроэлементов в деятельности головного мозга. Роль завтрака, состава его питательных веществ в «подзарядке» головного мозга.
Проблемы веса и сбалансированное питание. Альтернативные виды питания. Вегетарианство и его виды. Достоинства и недостатки вегетарианства. Раздельное питание. Голодание.
Последствия нарушения рационального питания. Типы нарушения питания: нервная анорексия, булимия, булиморексия.
Заболевания пищеварительной системы: жёлчно-каменная болезнь, колит, хронический гастрит, язвенная болезнь. Использование суточных биоритмов для лечения и диагностики пищеварительной системы.
Практические работы
3. Определение реальной, нормальной, идеальной и максимальной массы своего тела (по формуле).
4. Составление суточного и недельного рациона питания для желающих снизить или увеличить массу тела.
Покровная система. Физиология и гигиена покровной системы (2 ч)
Кожа и связанные с ней подростковые проблемы. Угри. Аллергическая сыпь. Фолликулит. Псориаз. Себорейный дерматит (перхоть). Грибковые заболевания ног (дерматофитоз). Вирус простого герписа. Бородавки. Родимые пятна и веснушки. Татуировки. Пирсинг.
Роль одежды в создании необходимого для жизнедеятельности организма микроклимата. Гигиенические требования к одежде: воздухопроницаемость, паропроницаемость, термопроводимость. Особенности синтетической ткани, используемой для производства одежды. Негативные последствия для организма ношения обтягивающей и в холодную пору открытой одежды.
Репродуктивная система. Индивидуальное развитие человека. Физиология и гигиена репродуктивной системы (2 ч)
Нарушения полового созревания у мальчиков.Заболевания внутренних половых органов: яичек (крипторхизм, варикоцеле, гидроцеле, сперматоцеле), предстательной железы.
Нарушения полового созревания у девочек. Предменструальный синдром и способы облегчения состояния организма. Проблемы нарушения менструального цикла. Аменорея. Случаи необходимости неотлагательного обследования органов малого таза.
Поведение и психика. Физиология и гигиена высшей нервной деятельности (3 ч)
Сферы общения человека. Последствия нарушения сфер общения.
Стресс и его виды (негативный и позитивный). Физиология видов стресса. Фазы развития стресса. Способы немедикаментозного выхода из стресса.
Депрессия, её проявления. Суицид как крайнее проявление депрессии.
Неврозы. Формы неврозов: неврастения (астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Причины и проявления неврозов. Страхи или фобии.
Гендерные отношения. Эндорфины как специфические гормоны, передающие чувства счастья. Ферромоны (аттрактанты и репелленты), их влияние на отношения людей.
Практические работы
5. Определение степени сопротивляемости организма, стресс.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны
называть:
– признаки физического, психологического и социального здоровья человека;
– критерии положительного состояния здоровья;
– факторы, влияющие на состояние здоровья человека;
характеризовать:
– физиологические процессы, лежащие в основе функционирования систем органов;
– роль факторов, влияющих на состояние здоровья человека;
обосновывать:
– влияние умственного и физического труда, стресса, магнитных и электромагнитных полей, факторов окружающей среды на состояние организма;
– профилактические приёмы сохранения здоровья человека;
– необходимость соблюдения правил личной гигиены;
проводить наблюдения:
– за состоянием своего организма;
применять знания для:
– обоснования здорового образа жизни.
Знания, полученные на факультативных занятиях, позволят:
– вызвать интерес к физиологическим процессам, протекающим в организме человека, для обоснования необходимости ведения здорового образа жизни;
– следовать принципам здорового образа жизни и применять их в повседневной жизни;
– прогнозировать и предупреждать последствия нарушения ведения здорового образа жизни.