Классификация длительного субфебрилитета
Принято выделять две большие группы — пирогенные (инфекцион-но-воспалительные и др.) и непирогенные (функциональные) субфебрилитеты. Непирогенный субфебрилитет может иметь самостоятельное диагностическое значение (первичный) и не иметь его (вторичный).
К непирогенному субфебрилитету самостоятельного значения (первичному) относят
• субфебрилитет без латентных хронических очагов воспаления;
• субфебрилитет на фоне хронических воспалительных очагов вне
обострения;
• субфебрилитет постинфекционный.
Во всех этих ситуациях субфебрилитет являв!ся единственным клиническим патологическим симптомом.
К вторичным непирогенным субфебрилитетам относят субфебрилитет при органических поражениях ЦНС (в том числе детский церебральный паралич); синдроме субфебрилитета с задержкой моторного развития; при психоневрологических заболеваниях (шизофрении, термоневрозе); эндокринных заболеваниях (тиреотоксикоз, гипоталами-ческий синдром); отравлениях салицилатами; злокачественных гипер-термиях; эктодермальных дисплазиях; синдроме Мюнхгаузена.
К пирогенным, не имеющим самостоятельного значения, вторичным субфебрилитетам относят субфебрилитет на фоне инфекционно-воспа-лительных заболеваний (хронический тонзиллит, синуситы, инфекция мочевыводящих путей, иерсиниоз, туберкулез, бруцеллез, гельминтозы и др.); системных соединительнотканных заболеваниях (коллагенозах); онкозаболеваниях (опухоли, болезни крови); аллергических заболеваниях.
Специфических клинических симптомов длительного субфебрилитета нет. Можно отметить лишь изменение топографии температуры тела, выявляемые с помощью аксиллярной и ректальной термометрии и кожной электротермометрии. У здоровых детей выявляется соотношение температуры «центральная — периферическая» (ректальная — ак-силлярная) по убывающей, с небольшими колебаниями кожной температуры и асимметрией до 0,3-0,6°. При длительных субфебрилитетах у детей нарушается нормальное соотношение центральной и периферической температур со снижением в орально-каудалыюм направлении (ректальная близка к аксиллярной), появляется выраженная асиммет рия кожной температуры.
Несмотря на многообразие причин гипертермии, в его диагностике первую очередь решается вопрос, является ли в каждом конкретно»* случае субфебрилитет инфекционным, вторичным, симптоматическим или функциональным (первичным, самостоятельным). Диагностика не представляет трудностей в случае наличия четких симптомов основного заболевания.
Минимум обследования в амбулаторных условиях, общий анализ крови; общий анализ мочи; анализ кала на яйца глистов; рентгеногра-
фия органов грудной клетки; туберкулиновые пробы; консультация оториноларинголога; непосредственное обследование ребенка.
При обнаружении патологии ведется дальнейшее профильное обследование в условиях поликлиники или ребенок госпитализируется. При отсутствии патологии на первом этапе проводят второй этап — целенаправленное уточнение анамнеза. К клинико-анамнестическим признакам, позволяющим с большей достоверностью выделить группу детей с неинфекционным субфебрилитетом, относят:
• возраст детей до 1 года и старше 3 лет (влияние факторов перина
тального риска у детей до 1 года и постинфекционной индукции у детей
старше 3 лет);
• длительность субфебрилитета более 6 мес (апирогенные гипертер
мии плохо поддаются лечению, пирогепные — достаточно рано прояв
ляются другой симптоматикой);
• наличие эпизодов субфебрилитета в анамнезе;
• предшествующая неврологическая патология в анамнезе, включая
перинатальную;
• жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, гипергидроз
(роль вегетативных отделов нервной сие гем ы в регуляции температуры);
• частые функциональные нарушения сердечно-сосудистой и других
систем.
К особенностям температурных кривых относя г связь повышения температуры с эмоциональными и физическими нагрузками, преимущественно утренние подъемы, монотонность температуры в течение дня, низкий субфебрилитет.
Отсутствие признаков неинфекционного субфебрилитета служит поводом для дальнейшего углубленного обследования, желательно в стационаре, с целью выявления возможных источников нирогена. При преобладании признаков неинфекционного субфебрилитета для подтверждения его генеза на втором этапе, далее амбулаторно проводят третий этап — специфические тесты (термотопометрию, аспириновый, пи-рогеналовый тесты).
Нарушение нормального соотношения центральной и периферической температур, усиление проксимально-дистальных различий, выраженная температурная асимметрия при неинфекционных субфебрилитетах делает термотопометрию диагностически значимой. Ее проводят в течение суток в 3 точках (аксиллярных и ректальной) с интервалом через 3 ч с последующей регистрацией полученных результатов измерения температуры
Аспириновый тест — это прием детьми возрастных доз ацетилсали-i щловой кислоты в течение двух дней. В случае инфекционного субфеб-
рилитета температура нормализуется Но у теста есть недостатки. Для неинфекционного субфебрилитета нередко свойственны периодический характер с несколькими подъемами на фоне нормальной температуры тела в течение дня. На фоне низкого субфебрилитета это делает эффект аспирина не наглядным.
Известно, что введение пирохенала пациенту сопровождается выраженной шмнературной реакций. У детей с инфекционным субфебрилитетом температура тела повышается в пределах 38,4° и выше. В то же время при введении пирогенала у детей с неинфекционным субфебрилитетом ожидаемого повышения температуры тела не отмечают, температура остается на нормальных цифрах Своеобразие реакции на пиро-генал и возможность регистрации наглядного повышения температуры тела позволяют использовать его с дифференциально-диагностической целью.
Техника пирохеналового теста: вводится 3 дня однократно у детей старше 5 лет — 100 МПД + 50 МПД + 50 МПД в/м (в ампулах содержится 100 МПД в 1 мл), где МПД — минимальная пирогенная доза.
При отрицательных результатах третьего этапа дальнейшее обследование может быть продолжено в поликлинике, при положительных, т е. при инфекционном субфебрилитете, желательно обследование в стационаре.
Четвертый, заключительный этап амбулаторного обследования включает лабораторные цитохимические методы определения щелочной фосфатазы и НСТ-теста. Нормальные показатели для всех возрастных групп составляют: ЩФ — 44,1±3,5ед.; НСТ-тест— 15,9±1,0ед. Методы чувствительны и позволяют с высокой степенью достоверности выявить признаки латентно текущего воспаления при отсутствии изменений в общем анализе крови.
В комплексном лечении детей с субфебрилитетом важное место занимает организация рационального режима дня и жизни. Необходимо О1раничить физические и эмоциональные нагрузки (вторые школы, кружки, дополнительные занятия), увеличить количество часов сна, может быть за счет дневного сна. Вечером ограничивается просмотр телевизионных передач, компьютерные игры, обязательна прогулка перед сном, теплая ножная ванна. Нормализуется тепловой режим, комфортной является температура 22-23 °С. В теплое время года субфебрилитет чаще всего самопроизвольно исчезает. Ограничений в диете дети с длительным субфебрилитетом не требуют Дополнительно вводя! в рацион жирные ночи ненасыщенные кислоты.
Лечебная iактина зависит от возраста. Причинная связь с неблагополучием перинатльного периода, обусловливающего гипоксию ЦНС,
особенно четкая у детей раннего возраста, и выявленные нарушения окислительно-восстановительных процессов в клетках крови позволяют применять для лечения глутаминовую кислоту, оказывающую анти-гипоксическое действие Дозы: до 1 года — 0,1; до 2 лет — 0,15; до Злет — 0,25; 5 — 6 лет — 0,4; 7 — 9 лет — 0,5 — 1,0 2-3 раза в день в течение 1-2 месяцев. Нооклерин внутрь по 1 чайной ложке 2-3 раза в сутки 20% раствора в течение 1,5-2 мес
У старших детей можно использовать аминазин, точкой приложения которого являются центральные структуры межуточного мозга. Из всех препаратов фенотиазинового ряда аминазин обладает наиболее выраженным гипотермическим эффектом, влияя на центр i ерморегуляции и обмен веществ за счет уменьшения теплопродукции.
Дозы аминазина: до 2 лет — 0,01; 3-4 года — 0,015; 5-6 лет — 0,02; 7-9 лет — 0,03; 10-14 лет — 0,05 2 раза в день 5-7 дней, обязательно запивать большим количеством жидкости Можно использовать 2,5% раствор из расчета 0,04 мл/кг массы тела в сутки внутрь каплями 2 раза в день 5-7 дней.
При рецидивах субфебрилитета и при отсутствии эффекта от изолированного применения препаратов назначается их сочетание. Таким образом, медикаментозное лечение субфебрилитета должно быть дифференцированным в зависимости от возраста детей, длительное i и субфебрилитета, его высоты и наличия рецидивов в анамнезе
В комплексном лечении возможно, помимо медикаментов, использование физиолечения (воротник по Щербаку с кальцием), соляно-хвойные ванны, другие водолечебные процедуры, закаливание.
Диспансеризация детей с длительным субфебрилитетом осуществляется участковым врачом. Диспансерное наблюдение следует проводить в течение всего температурного периода и не менее года после полной нормализации температуры тела. До выяснения причины субфебрилитета целесообразно проводить профилактические осмотры детей еженедельно, в период лечения — ежемесячно в течение всего температурного периода. В дальнейшем, после полной нормализации температуры, диспансеризация осуществляется ежеквартально Рецидивы длительного субфебрилитета чаще всего возникаю г после повторных респираторных заболеваний, обострений хронических заболеваний и других экзогенных неблагоприятных факторов и наблюдаются весной и осенью. Показанием для снятия с диспансерного учета может служить отсутствие рецидивов субфебрилитета в течение года.
При комплексной оценке состояния здоровья детей с длительным неинфекционным субфебрилитетом относят ко II группе здоровья Дети с длительным неинфекционным субфебрилитетом могут посещать
детские учреждения общего типа с условием ограничения нагрузок. Профилактические прививки проводят детям по общему календарю при отсутствии других противопоказаний и доказанном неинфекционном генезе субфебрилитета. Занятия физкультурой в ДОУ и школе посещают в общих группах. Занятия в спортивных секциях и кружках допустимы с ограничением физических нагрузок (без участия в соревнованиях).
Глава 5
Лечебное питание детей
ПИЩЕВАЯ НЕПЕРЕНОСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ,
ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ
Пищевая непереносимость — патологические реакции, возникающие у детей на пищу или отдельные ее компоненты, сопровождающиеся определенными клиническими симптомами.
В настоящее время в основу классификации пищевой непереносимости положено разделение ее форм на 2 группы: иммунопатологические реакции и неиммунологические реакции (идиосинкразия к пище).
К числу иммунопатологических реакций относятся любые формы непереносимости пищи, в патогенезе которых присутешукм Ig Е- или Ig G-опосредованные механизмы гиперчувствителыюсчи. Наиболее распространенными формами этих реакций являются различные клинические формы пищевой аллергии. Иммунопатологические реакции также принимают участие в развитии целиакии.
Неиммунологическими формами пищевой непереносимости называются ферментопатии (интестинальные, панкреатические) и неспецифические реакции на пищу. В обоих случаях не происходит формирования специфических антител против компонентов пищи, однако, при определенных формах возможно развитие псевдоаллергических реакций.
Неспецифические реакции на пищу связаны с присутствием в продуктах детского питания консервантов, пищевых добавок и других соединений, которые способны всасываться в желудочно-кишечном тракте и вызывать токсические эффекты у ребенка. Наиболее часто в продук-чах питания встречаются аспирин, тартразин, глютаматы, метабисуль-фиты, фунгициды, нитраты, метасульфаты, цикломаты, сахарин, растворители, пестициды, вещества, образующиеся в результате жизнедея-■| ельности бактерий и низших грибов.
Врожденные и приобретенные ферментопатии существенно нарушают внутрикишечный гидролиз основных пищевых нутриентов, при-подят к формированию дефицитных состояний и нередко заканчивают-< я развитием синдрома мальабсорбции. Пищевая аллергия, обусловли-
вающая у большинства больных нарушения структуры и функций слизистой оболочки кишечника, также завершается формированием типичных признаков синдрома мальабсорбции.
Основные клинические проявления пищевой непереносимости удетей
• Длительная (свыше 3 недель) диарея и дисфункция кишечника
(срыгивания, рвота, метеоризм, кишечные колики, беспокойство после
кормления).
• Нарушения состояния питания (истощение, отставание в росте).
• Дефицитные состояния:
■ анемия (железодефицитная, белково-дефицитная, фолиево-де-
фицитная);
■ гипопротеинемия;
■ нарушения фосфорно-кальциевого обмена (остеопороз, отстава
ние костного возраста, гипокальциемические судороги, перело
мы костей);
■ симптомы гиповитаминоза.
• Кожные проявления аллергии.
При различных формах пищевой непереносимости наблюдаются разнообразные комбинации этих симптомов, в наиболее полной форме они проявляются при развитии синдрома мальабсорбции. При некоторых формах приобретенных ферментопатий (постинфекционная тран-зиторная дисахаридазная недостаточность) возможно моносимптомное течение непереносимости, причем коррекция питания достаточно быстро устраняет клинические и лабораторные признаки заболевания.