Профилактическая работа с неорганизованными дошкольниками
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ
В ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Подготовка ребенка в детский коллектив должна начинаться с первых дней его жизни Для направления в дошкольные образовательные учреждения существует ряд противопоказаний:
• все болезни в остром периоде;
• хронические болезни в период обострения, требующие специаль
ного лечения;
• перенесенные инфекционные заболевания до окончания срока изо
ляции;
• бациллоносительство (кишечные инфекции, дифтерия);
• все заразные и паразитарные заболевания глаз, кожи в период ле
чения и контроля наблюдения;
• злокачественная анемия, лейкемия, новообразования;
• недостаточность кровообращения любой степени;
• любые формы туберкулеза легких и других органов;
• частые судорожные припадки, эпилепсия;
• психоневрозы,психопатии;
• эндокринные заболевания, требующие индивидуального ухода и
лечения;
• сифилис в заразном периоде, гонорея в период лечения.
Согласно инструкции «О подготовке детей на педиатрическом
участке к поступлению в дошкольное учреждение», она осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета по воспитанию здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.
Общая подготовка заключается в проведении систематического профилактического наблюдения для обеспечения гармонического развития и оптимального состояния здоровья при семейном воспитании. Правильное и систематическое профилактическое наблюдение за ребенком с момента рождения значительно упрощает и сокращает объем специальной подготовки.
Специальная подготовка начинается со второго полугодия жизни ребенка, поскольку большинство детей идет в дошкольное учреждение после 1,5 лет. Если известно, что ребенок пойдет в ДОУ в более младшем возрасте, то подготовка начинается с 3-месячного возраста. Она включает в себя следующие мероприятия:
• санитарно-просветительную работу с родителями, которая прово
дится участковой медицинской сестрой, медицинским персоналом ка
бинета по воспитанию здорового ребенка в виде тематических бесед по
вопросам подготовки детей к поступлению в ДОУ;
• диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, врачами-
специалистами, проведение лабораторных исследований за 2-3 мес до
поступления;
• оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья
и результатов последней диспансеризации.
По данным анамнеза и состоянию здоровья участковый педиатр может спрогнозировать тяжесть течения адаптации. Специальные исследования позволили выделить группу факторов, которые могут осложнить течение адаптации у детей при поступлении в ДОУ. Так, для детей раннего возраста (ясельная группа) такими факторами могут быть в порядке диагностической значимости:
• частые заболевания матери;
• несоответствие домашнего режима ясельному;
• возраст ребенка от 9 до 18 мес;
• токсикоз II половины беременности;
• заболевания у матери во время беременности;
• вредные привычки у ребенка;
• асфиксия при рождении;
• низкий культурный уровень семьи;
• злоупотребление алкоголем отца;
• резкие отношения между родителями;
• отставание в нервно-психическом развитии;
• раннее искусственное вскармливание;
• рахит II—III степени, анемия;
• отсутствие закаливания и подготовки к яслям;
• II и III группы здоровья;
• масса тела при рождении менее 2500 и более 4000 г;
• заболевания ребенка на 1 году жизни;
• содержание гемоглобина 116 г/л и менее;
• хронические заболевания у родителей.
У дошкольников течение адаптации к детскому саду отягощают следующие факторы риска (в порядке их диагностической значимости):
• частые (более 4 раз в год) заболевания ребенка;
• неудовлетворительная предшествующая адаптация к яслям;
• алкоголизм отца;
• резкие отношения между родителями;
• неправильное домашнее воспитание до поступления в детский сад;
• недружелюбное отношение ребенка к другим детям;
• употребление алкоголя матерью;
• мужской пол ребенка;
• медленная ориентация в новой среде;
• низкий культурный уровень семьи;
• осложнения в родах;
• масса тела при рождении до 2500 г;
• отклонения в физическом развитии.
При наличии у ребенка 4-5 и более неблагоприятных факторов риска, особенно первых шести, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Прогнозирование течения адаптации целесообразно проводить дважды — в начале подготовительной работы и непосредственно перед поступлением детей в ДОУ. При первом прогнозировании планируются дополнительные профилактические мероприятия по облегчению адаптации, при втором — подводится итог их эффективности и даются индивидуальные рекомендации по ведению ребенка в адаптационный период. У детей с высокой степенью «биологического риска» можно
ожидать повышение острой заболеваемости не только в периоде адаптации, но в ряде случаев и по окончании его периода.
Врач составляет предварительный план подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. В форме 112/у в листе уточненных диагнозов ставится отметка о начале подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. После приема участковым педиатром ребенок направляется в КЗР.
Медсестра КЗР дает родителям памятку по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Здесь же мать получает информацию об организации жизни ребенка в дошкольном учреждении.
Медсестра КЗР обучает мать специальному комплексу массажа и гимнастики, методике закаливания для повышения необходимой антистрессовой готовности сосудистой системы ребенка, даются советы о начале более ранней подготовки ребенка к поступлению в ДОУ В частности, матери советуют приблизить домашний режим ребенка к режиму детского учреждения (перед сном не укачивать, не давать пустышки, научить есть с ложки), активно приучать малыша к общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, воспитывать у ребенка гигиенические навыки — мыть руки, пользоваться горшком Пища во время подготовки должна быть разнообразной, близкой по составу и технологии приготовления к пище детского учреждения.
На каждого поступающего в ДОУ ребенка составляется план подготовки
План подготовки ребенка к ДОУ:
Фамилия, имя, адрес ребенка______________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Подготовка начата с___________________ месяца
Проведено бесед в КЗР___________________________________________________
Проведено бесед участковым врачом, участковой медсестрой_____________
Диспансеризация проведена полностью, частично, не проведена___________
Заключение' соответствие организации сна, кормления, бодрствования
возрасту ребенка, несоответствие_____________________________________
Предполагаемый прогноз адаптации__________________________________
В последующем в декретированные сроки осуществляют контроль выполнения рекомендаций. При необходимости в план рекомендаций по подготовке вносят изменения в соответствии с динамикой в состоянии здоровья. При выявлении отклонений в поведении ребенка, не связанных с какой-либо патологией, желательно проконсультироваться с педагогом.
Заключительным разделом работы участкового врача-педиатра является составление эпикриза в индивидуальную карту (ф. 112/у) на ребенка с прогнозом и рекомендациями на период адаптации, включающими рекомендации по режиму, питанию, физическому воспитанию, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, при обострениях хронических очагов инфекции, при фоновых состояниях. Контроль качества осуществляют заведующие педиатрическим отделением и отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.
Вопрос о направлении в дошкольное учреждение детей группы риска, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно, с привлечением соответствующих врачей-специалистов.
Особое внимание следует обращать на детей с различными премор-бидными состояниями: отклонениями в физическом развитии более чем на 1 сигму, с признаками негармонического развития, отставанием нервно-психического развития более чем на 2 мес, болеющих на нервом году жизни более 3 раз и длительностью более 10 дней, с наличием аномалий конституции, с проявлениями рахита, анемии, аллергии, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития.
Эти дети подлежат направлению в дошкольное учреждение только после соответствующего оздоровления — санации носоглотки, полости рта, проведения противоаллергической терапии. Вопрос о направлении детей данной группы в коррекционные (специализированные) ДОУ решается медико-педагогической комиссией.
Участковому педиатру необходимо также обратить внимание на раннее, последовательное, совместно с невропатологом, лечение детей с энцефалопатией. Вопрос о возможности устройства этих детей в ДОУ должен решаться после заключения специалиста, при условии проведения соответствующих оздоровительных мероприятий.
Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) у всех детей нужно проводить за 1-2 мес до поступления в дошкольное учреждение с применением средств, направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета. В случаях острого заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее чем через две недели после клинического выздоровления.
Особое внимание следует уделять индивидуальной профилактике часто болеющих детей. Решая вопрос о подготовке в ясли такого ребенка, врач должен составить индивидуальный план оздоровления и дать родителям памятки с рекомендациями по противорецидивному лече-
нию. Работа по оздоровлению часто болеющих детей должна проводиться круглогодично, но с учетом сезонных особенностей. Летом необходимо максимально использовать природные оздоровительные факторы. Весной, осенью и в период повышенной вирусной заболеваемости на 2-3 нед назначается курс лечения травами с адаптогенным, гипосен-сибилизирующим и антибактериальным действием. По показаниям в эти периоды используются общеукрепляющие и симптоматические средства. Особое внимание должно быть уделено специфической профилактике, в частности интерферонами.
В соответствии с инструкцией запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, но каждый поступающий в ДОУ ребенок должен иметь прививку против кори.
Эффективность подготовки и ведения ребенка в период адаптации оценивается по характеру течения периода адаптации детей в ДОУ (легкая, средней тяжести, тяжелая). В заключительной информации о • течении адаптации, которая передается из детского учреждения в поликлинику по ее окончании, отмечаются следующие данные.
5 Фамилия, имя, адрес ребенка____________________________
Дата поступления в дошкольное учреждение________________
Болел в 1-й месяц______________________________________ раз.
Пропустил дней________________________________ по болезни.
Болел во 2-й месяц посещения ДОУ_______________________ раз.
Пропустил дней__________________________________ по болезни.
Длительность и характер нарушений в поведении____________
Заключение о периоде адаптации: легкая, средней тяжести, тяжелая (отмечается в листе уточненных диагнозов)
, Врач__________________________________
Преемственность в работе врача поликлиники и ДОУ состоит в том, что профилактические и оздоровительные мероприятия, начатые в поликлинике, продолжаются в дошкольном учреждении. С другой стороны, для участкового педиатра активное наблюдение за детьми, поступившими в ясли-сады, остается важным разделом его работы.
При оформлении документации на ребенка для ДОУ, в истории его развития (форма № 112/у) делается запись, когда началась и окончилась подготовка к поступлению в ДОУ, какие проведены оздоровительные мероприятия и их результаты.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОУ
Не менее чем за 2-3 мес до поступления в ДОУ проводится углубленный медицинский осмотр с участием специалистов: хирурга, ортопеда, ЛОР, офтальмолога, невролога, дерматолога, логопеда (с 3 лет), психолога, по показаниям осматривают ребенка и другие специалисты. Обязательно проводится исследование крови, мочи, исследование кала на наличие глистов, соскобы на яйца остриц (3-кратно). После соответствующих оздоровительных мероприятий дети повторно осматриваются педиатром непосредственно перед поступлением в ДОУ.
После осмотра всеми специалистами и получения результатов анализов участковый врач оформляет заключение в медицинскую карту 026/у-2000, в которой наряду с паспортными данными ребенка и родителей, отмечают особенности течения беременности и родов у матери, характер вскармливания, указывается клинический диагноз (основной, сопутствующий), оценивается физическое и нервно-психическое развитие ребенка, устанавливается группа здоровья и медицинская группа для занятий физкультурой, указываются полученные профилактические прививки и реакции на них, уточняются аллергологический анамнез, контакты с инфекционными больными. Индивидуальная карта хранится в учреждении, которое посещает ребенок.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Подготовка детей к поступлению в школу ведется постоянно во всем периоде дошкольного детства. В целях максимального оздоровления выявленных больных к моменту поступления в школу проводятся комплексные углубленные осмотры в возрасте 3, 5 лет, за год и в год поступления в школу.
В функциональные обязанности участкового врача поликлиники и врача ДОУ входит совместная с педагогом работа по определению готовности ребенка к обучению в школе и оценка школьной зрелости.
Школьная зрелость или готовность ребенка к систематическому обучению в школе — это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, снижению успешности обучения.
Совокупность факторов, определяющих готовность детей к обучению в школе, — основное условие успешной адаптации к школе. Эти факторы следующие.
• Зрительно-пространственное восприятие: дети способны разли
чать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и
на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-внизу, справа-слева и
т.п.); различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал,
квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур; способны к классификации фи
гур по форме, величине; различают и выделяют буквы и цифры, напи
санные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой
фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры
(конструкции) из деталей.
• Зрительно-моторные координации: дети могут срисовывать прос
тые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с
соблюдением размеров, пропорций соотношения штрихов.
• Слухо-моторные координации: дети могут различа! ь и воспроизво
дить несложный ритмический рисунок; способны вы полня гь под музы
ку ритмические (танцевальные) движения.
• Развитие движений: дети уверенно владеют элементами техники
всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным ловким
движениям, производимым под музыку; осваивают и правильно реали
зуют сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, ката
нии на коньках, велосипеде и т.п.; выполняют сложнокоординирован
ные гимнастические упражнения; осуществляют координированные
движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при
работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т.п.; выполняют прос
тые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, ова
лы, круги и т.п.), способны овладеть игрой на различных музыкальных
инструментах.
• Интеллектуальное развитие: проявляется в способности к система
тизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов,
к анализу простых причинно-следственных связей; самостоятельном
интересе к животным, к природным объектам и явлениям; познаватель
ной мотивации. Дети наблюдательны, задают много вопросов; имеют
элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте,
жизни;
• Развитие внимания: возможно произвольное внимание, однако ус
тойчивость его еще невелика (10-15 мин) и зависит от внешних усло
вий и индивидуальных особенностей ребенка.
• Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно
воспринимаемых объектов невелико (1-2); преобладает непроизволь
ная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается
при активном восприятии; возможно произвольное запоминание. Дети
умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и про-
контролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладевать приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка). Однако не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
• Произвольная регуляция: возможность волевой регуляции поведе
ния (на основе внутренних побуждений и установленных правил); спо
собность проявлять настойчивость, преодолевать трудности.
• Организация деятельности: проявляется в способности восприни
мать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены
цель и четкая задача действия; возможности планировать свою деятель
ность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алго
ритм сложного последовательного действия самостоятельно вырабо
тать еще не способны; способности сосредоточенно, без отвлечений ра
ботать по инструкции 10-15 мин. Дети могут оценить качество своей
работы, но дифференцированную оценку качества по определенным
критериям дать затрудняются; они способны самостоятельно исправить
ошибки и корректировать работу по ходу дела.
• Речевое развитие: проявляется в правильном произношении всех
звуков родного языка; способности к простейшему звуковому анализу
слов; в хорошем словарном запасе (3,5-7 тыс. слов); грамматически
правильном построении предложения; умении самое гоятельно переска
зать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; свободном
общений со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают
вопросы, умеют выражать свою мысль). Дети способны передавать ин
тонацией различные чувства; они способны использовать все союзы и
приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
• Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; к миру
взрослых, стремление быть похожими на них; познавательные интере
сы; установление и сохранение положительных взаимоотношений с
взрослыми и сверстниками; мотивы личных достижений, признания,
самоутверждения.
• Личностное развитие, самосознание и самооценка: дети способны
осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и свер
стниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремят
ся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
их самооценка в разных видах деятельности может существенно отли
чаться; они не способны к адекватной самооценке, она в значительной
степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родите
лей)
• Социальное развитие: умение общаться со сверстниками и взрос
лыми, знание основных правил общения; хорошая ориентация не толь
ко в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способность управлять
своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экс
периментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремле
ние быть хорошими, первыми, сильное огорчение при неудаче; чуткое
реагирование на изменение отношения, настроения взрослых.