Режим и воспитание ребенка раннего возраста

Режим дня ребенка подразумевает закрепленное по времени суток повторяющееся чередование сна, бодрствования и кормления, а также своевременную смену различных видов деятельности во время бодр­ствования. Рациональный возрастной режим дня учитывает ритм физи­ологических процессов, способствует такой организации взаимодей­ствия детского организма с внешней средой, при которой развитие ре­бенка происходит оптимально. Кроме того, жизнь ребенка по режиму — необходимое условие правильного воспитания.

Развитие функций ЦНС происходит под влиянием внешней среды в значительной мере после рождения ребенка. Активное торможение во время сна служит защитным фактором, предохраняющим созревающую нервную систему от избытка раздражающих факторов внешней среды. Чем моложе ребенок, тем больше он нуждается во сне

Новорожденному, исходя из его состояния здоровья, можно назна­чать режим «свободного вскармливания», который предполагает корм­ление «по требованию ребенка». Однако при таком режиме общее коли­чество кормлений в сутки не должно превышать 10-12 раз, а интервал между кормлениями при этом должен составлять не менее 2 ч. Режим «свободного вскармливания» может быгь назначен только здоровому новорожденному в течение первого месяца. Если новорожденного кор­мят по часам, количество кормлений составляет 6-7 раз в сутки. Ново­рожденный спит почти 23 ч в сутки, а период активного бодрствования у него невелик и к концу первого месяца жизни составляет 30-40 мин

Возрастные режимы разработаны с учетом анатомо-физиологичес-ких особенностей растущего организма ребенка. Принято выделять 9 возрастных режимов детей первых 7 лет жизни.

• Режим дня № 1 показан для детей в возрасте от 1 до 3 мес Коли­чество кормлений равно 6-7, а интервалы между кормлениями — 3-3,5 ч. Максимальная продолжительность бодрствования между кормлениями составляет 1-1,5 ч. Общее продолжительность сна в сутки достигает 17,5-18,5 ч, продолжительность ночного сна — 10-11 ч. Количество периодов дневного сна равно 4, длительность каждого пе­риода — 1,5-2 ч.

• Режим дня № 2 показан детям в возрасте от 3 до 6 мес Количество
кормлений равно 5-6, интервалы между кормлениями — 3,5-4 ч. Мак­
симальная продолжительность бодрствования между кормлениями
составляет 1,5-2 ч. Время общего сна в сутки достигает 16,5-17,5 ч, про­
должительность ночного сна — 10-11 ч. Количество периодов дневного
сна равно 4, длительность каждого периода дневного сна — 1,5-2 ч.

• Режим дня № 3 рекомендован для детей в возрасте от 6 до 9 мес Ко­
личество кормлений составляет 5, интервалы между кормлениями —
4 ч. Максимальная продолжительность бодрствования между кормле­
ниями равна 2-2,5 ч. Общая продолжительность сна в сутки достигает
15,5-16,5 ч, продолжительность ночного сна — 10-11 ч. Количество пе­
риодов дневного сна равно 3, длительность каждою периода дневного
сна — 1,5-2 ч.

• Режим дня № 4 показан детям в возрасхе от 9 до 12 мес Количест­
во кормлений составляет 5, интервалы между кормлениями — 4 ч. Мак­
симальная продолжительность бодрствования между кормлениями
равна 2,5-3 ч. Общее количество сна в сутки достигает 14,5-15,5 ч, про­
должительность ночного сна — 10-11 ч. Количество периодов дневного
сна равно 2, длительность каждого периода дневного сна — 1,5-2,5 ч.

• Режим дня № 5 рекомендован для детей в возрасте от 12 мес до
1,5 лет. Количество кормлений составляет 4-5, интервалы между корм­
лениями 4-5 ч. Максимальная продолжительность бодрствования меж­
ду кормлениями равна 3,5-4 ч. Общее количество сна в сутки достига­
ет 13,5-14,5 ч, продолжительность ночного сна — 10-11 ч. Количество
периодов дневного сна составляет 2, длительность каждого периода
дневного сна — 1-2,5 ч.

• Режим дня № 6 назначают детям в возрасте от 1,5 до 2 лет. Количе­
ство кормлений равно 4, интервалы между кормлениями — 3,5-4,5 ч.
Максимальная продолжительность бодрствования между кормления­
ми составляет 5-5,5 ч. Общее количество сна в сутки достигает 13-14 ч,
продолжительность ночного сна — 10-11 ч. Рекомендован 1 период
дневного сна длительностью 3 ч.

• Режим дня № 7 показан детям в возрасте от 2 до 3 лет. Количество
кормлений равно 4, интервалы между кормлениями — 3,5-4,5 ч. Макси­
мальная продолжительность бодрствования между кормлениями сос­
тавляет 5,5-6,5 ч. Общая продолжительность сна в сутки достигает
12-13 ч, длительность ночного сна — 10-11 ч. Рекомендован 1 период
дневного сна длительностью 2-2,5 ч.

• Режим дня № показан детям в возрасте от 3 до 5 лет Количество
кормлений равно 4, интервалы между кормлениями — 3,5-4,5 ч. Макси­
мальная продолжительность бодрствования между кормлениями сое-

тавляет 6,5-7 ч. Общая длительность сна в сутки достигает 11-12 ч, продолжительность ночного сна — 10 ч. Рекомендован 1 период дневно­го сна длительностью 1-1,5 ч.

• Режим дня № 9 показан детям в возрасте от 5 до 7 лет. Количество кормлений равно 4, интервалы между кормлениями — 3,5-4,5 ч. Макси­мальная продолжительность бодрствования между кормлениями сос­тавляет 7-7,5 ч. Общая продолжительность сна в сутки достигает 11-11,5 ч, длительность ночного сна — 10 ч. Рекомендован 1 период дневного сна длительностью 1-1,5 ч.

Возможны отклонения от режима в пределах 15-20 мин, однако бль-шие изменения не желательны. Если родители проявляют разумную настойчивость, через сравнительно небольшое время у ребенка выраба­тываются соответствующие условные рефлексы и в этих условиях вы­полнение режима дня уже не представляет трудностей.

В истории развития ребенка (форма № 112/у) или в истории болез­ни врач может написать только номер назначенного возрастного режи­ма и соответствующую коррекцию к нему.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключи­тельно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются импульсы, которые, достигая коры го­ловного мозга, оказывают тонизирующее влияние на ЦНС, благодаря чему улучшается ее основная функция — контроль над работой всех ор­ганов и систем.

Мощный тактильный раздражитель, каким бывает массаж, в груд­ном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

В детском массаже используют все приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, легкие ударные приемы, некоторые методики точечного массажа.

Массаж оказывает различное воздействие на нервную систему: пог­лаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы (успокаивают нервную систему), а поколачивание и пощипы­вание оказывают возбуждающее действие. Массаж также дифференци­ровано воздействует на мышцы: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц, а поколачивание и пощипывание — сок­ращение.

При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа в первые месяцы жизни сухая, тонкая, легкоранимая. Из-за этого внача­ле приемы массажа должны быть щадящими (поглаживание), а потом

режим и воспитание ребенка раннего возраста - student2.ru постепенно можно вводить и другие методики [растирание, легкие ударные приемы (поколачивание 1-2 пальцами), разминание], медлен­но увеличивать интенсивность и длительность процедуры.

К основным приемам ручного массажа относят поглаживание, рас­тирание, разминание и вибрацию. Кроме основных приемов массажа, в детской практике применяют и некоторые вспомогательные (табл. 3-5).

Таблица 3-5.Приемы массажа

режим и воспитание ребенка раннего возраста - student2.ru Основной прием Вспомогательный прием

режим и воспитание ребенка раннего возраста - student2.ru Поглаживание:

плоскостное Граблеобразные движения

обхватывающее Глажение

режим и воспитание ребенка раннего возраста - student2.ru Растирание: Пиление

плоскостное Пересекание

обхватывающее Штрихование

режим и воспитание ребенка раннего возраста - student2.ru Разминание Накатывание

Разминание разнонаправленное («косичка»)
Вибрация Сотрясение

Пунктирование («пальцевой душ»)

Похлопывание

Рубление

режим и воспитание ребенка раннего возраста - student2.ru «Массажные приемы» выполняют ладонной или тыльной поверх­ностью кисти, а также подушечками ногтевых фаланг пальцев.

С возраста 3-4 мес классический массаж целесообразно сочетать с отдельными приемами сегментарного массажа, действующего направ­ленно.

режим и воспитание ребенка раннего возраста - student2.ru

Некоторые авторы рекомен­дуют проводить массаж в сле­дующей последовательности: спина, поясничная область, шея и воротниковая область, ягоди­цы и тазобедренный сустав, бедра, нижние конечности, мас­саж груди и плечевых суставов, массаж верхних конечностей (рис. 3-1).

(Рис. 3-1. Последовательность выполнения "Массажа

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Поглаживание — основной прием массажа: с него начинают и им за­канчивают сеанс. Поглаживание производят также при переходе с одно­го приема на другой. Продолжительность поглаживания составляет 5-10% времени всего сеанса массажа.

Поглаживание проводят по ходу лимфатических сосудов от перифе­рии к центру, к регионарным лимфатическим узлам. Поглаживание можно проводить ладонной поверхностью кисти, тыльной поверх­ностью кисти и подушечками пальцев.

При поглаживании ладонной поверхностью и подушечками пальцев кисть должна быть расслаблена и плотно прилегать к коже пациента. При этом I палец отводят в сторону, а остальные смыкают. Рука масса­жиста должна скользить по коже больного, не сдвигая ее. Давление ру­ки на кожу увеличивают от периферического конца мышцы до ее сере­дины и уменьшают, приближаясь к проксимальному концу

Поглаживание проводят одной или двумя руками раздельно [руки двигают параллельно или последовательно (когда заканчивают движе­ние одной рукой, начинают другой)]. Для интенсивного массажа погла­живание совмещают с отягощением: одну руку накладывают на другую (у более старших детей и взрослых).

Поглаживание производят:

• продольно или поперечно;

• зигзагообразно;

• спиралевидно;

• крестообразно.

Ниже перечислены виды поглаживания.

• Поверхностно-плоскостное поглаживание — щадящий прием: ла­
донь массажиста скользит, слегка прикасаясь к коже.

режим и воспитание ребенка раннего возраста - student2.ru
Рис. 3-2. Поглаживание

• Поглаживание обхватыва-
ющее-непрерывистое — прием
глубокого воздействия, кото­
рый проводят по ходу лимфа­
тического оттока. Руки масса­
жиста плотно прилегают к коже
пациента и двигаются медлен­
но. Пальцы проникают в меж­
мышечные пространства.

• Гребнеобразное поглажи­
вание: пальцы складывают в ку­
лак и массаж проводят костны­
ми выступами.

• Глажение выполняют тыльными поверхностями средней и конце­
вой фаланги пальцев, согнутых под прямым углом (рис. 3-2).

• Граблеобразное поглаживание проводят концами выпрямленых и
расставленых пальцев.

• Крестообразное поглаживание осуществляют обеими ладонями.
Пальцы рук массажист скрепляет в «замок», рука больного лежит на
плече массажиста или опирается кистью на стол. Крестообразный мас­
саж показан на область рук, спины, бедер у детей старшего возраста и
взрослых.

РАСТИРАНИЕ

Суть растирания заключается в передвижении, смещении и растя­жение тканей в разных направлениях. По длительности этот прием за­нимает 30-40% времени всего сеанса массажа.

Растирание подушечками пальцев считают универсальным прие­мом, при котором кистью массажист опирается на кожу больного. Его пальцы расслаблены, физиологически сошуты в фалангах и лешо, сво­бодно опираются на подушечки Сгибая и разгибая II—V пальцы во всех суставах, сдвитют кожу больного, перемещая пальцы вперед, а затем назад. В момент сгибания пальцев давление подушечками на массируе­мую поверхность увеличивают, а при разгибании — уменьшают. Так вы­полняют прием растирания с прямолинейным движением (перемеще­ние рук массажиста напоминают движение ползущей гусеницы).

Более универсальным вариантом растирания подушечками пальцев служит вариант с круговым смещением кожи. Для этого в момент пря­молинейного перемещения добавляют круговое движение по макси­мальной окружности. В случае растирания двумя руками круговые дви­жения выполняют в разные стороны: правая рука по часовой стрелке, левая — против часовой стрелки.

Вспомогательные приемы растирания приведены ниже.

• Гребнеобразное растирание проводят на больших мышечных поверх­
ностях тыльными костными выступами фаланг пальцев, сжатых в кулак.

• Пиление осуществляют локтевым краем кистей, которые двигают
параллельно друг другу в противоположных направлениях. Расстояние
между ладонями должно составлять 2 см. Кожную складку как бы рас­
тирают ладонями

• Штрихование выполняют концами пальцев (II-III, II—V) или всей
кистью. Этот прием можно проводить лучевым краем кисти, при отве­
денном I пальце (в этом случае прием называют пересеканием). Пальцы
разгибают к массируемой поверхности, а массаж выполняют во всех
направлениях.

РАЗМИНАНИЕ

Разминание занимает 50% времени всего сеанса массажа и включает захватывание, оттягивание, отжимание, сдавление, перетирание и сме­щение тканей. При медленном, глубоком и длительном разминании снижаются рефлексы и возбудимость коры головного мозга. При быст­ром, поверхностном и кратковременном разминании тонус мышц и воз­будимость коры головного мозга повышаются. Разминание проводят в различных направлениях (продольно, поперечно и спирально), одной или двумя руками.

Техника выполнения разминания зависит от вида приема.

• Продольное разминание осуществляют по ходу мышечных воло­
кон, вдоль оси мышцы. Пальцы массажиста должны быть прямыми:
I пальцы располагают на передней поверхности массируемой мышцы,
остальными пальцами обхватывают массируемую конечность. Руки
продвигают по ходу мышц с выполнением всех элементов разминания.

• Поперечное разминание: кисти рук массажиста кладут на мышцу
поперечно, на расстоянии ладони друг от друга, I палец отводят перпен­
дикулярно. Прием выполняют следующим образом: производят отжим
мышцы ладонью в сторону II—V пальцев, затем смещают мышцы обрат­
но в сторону I пальца, а потом сдавливают мышцу и возвращают ее в ис­
ходное положение.

Вспомогательные приемы разминания приведены ниже.

• Валяние: руками массажист обхватывает массируемую мышцу с
обеих сторон. Пальцы должны быть прямыми, кисти располагают па­
раллельно. Движение проводят в противоположных направлениях с
продольным перемещением

• Накатывание. Одной рукой как бы накатывают массируемую ткань
на другую и краем кисти давят на эту ткань, а другой рукой, захватив
ткань, разминают ее и приближают к противоположной руке.

• Сдвигание. Расположив ладони на массируемой поверхности на
расстоянии 3-5 см друг от друга, выполняют короткие ритмичные дви­
жения, сдвигая ткань и образуя складку Движением рук в противопо­
ложном направлении производят растяжение тканей.

• Разминание разнонаправленное («косичка»). Проводят захват и
оттягивание мягких тканей двумя руками. Затем руки двигают в проти­
воположных направлениях, ломая кожную складку, после чего переме­
щают руки в обратном направлении с одновременным продвижением
по ходу мышцы.

• Щипцеобразный прием выполняют I и II пальцами или I и осталь­
ными пальцами, действуя ими как щипцами, глубоко перетирая и раз­
миная мышцу. Прием показан на область лица, шеи и спины.

• Надавливание проводят подушечками пальцев на болевые точки и
точки выхода нервов.

ВИБРАЦИЯ

Вибрация оказывает глубокое воздействие на все ткани, вплоть до костей.

Различают непрерывистую и прерывистую вибрацию.

• Непрерывистая вибрация. При выполнении этого приема руку
массажист не должен отрывать от массируемой поверхности.

• Прерывистая вибрация (ударная, поколачивающая) состоит в том,
что после каждого соприкосновения с кожей массажист отводит руку
обратно, и удары наносят один за другим подушечками пальцев или
кистью.

Вспомогательные приемы вибрации приведены ниже.

• Сотрясение выполняют отдельными пальцами или кистями в раз­
личных направлениях. Данный прием напоминает просеивание муки
через сито.

• Встряхивание осуществляют обеими кистями на верхних и нижних
конечностях с фиксацией соответственно кисти или голеностопного
сустава больного.

• Рубление проводят локтевым краем кисти с расставленными паль­
цами. Расстояние между ладонями должно составлять 2-3 см, движе­
ния рук — энергичными и ритмичными. Руки продвигают вдоль мышц.

• Похлопывание выполняют ладонной поверхностью руки Пальцы
смыкают, образуя воздушную подушку. Прием показан на области гру­
ди, спины и конечности, и используют у старших детей.

• Поколачивание осуществляют локтевым краем одной или обеих
кистей, собранных в кулак, или тыльной поверхностью пальцев, также
собранных в кулак.

• Пунктирование проводят подушечками II—V пальцев, одной или
двумя руками (так называемый «пальцевой душ»).

При массаже живота необходимо щадить область печени и не заде­вать половых органов, а при похлопывании спины надо обходить об­ласть почек.

ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, поскольку в результате систематической тренировки ни одна из систем организма не остается без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичное'! и.

Чем раньше начинают гимнастику, тем легче сформировать пра­вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным на­выкам, которые чаще используют в жизни. В первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих движений приводит к деформа­ции позвоночника.

После 6 мес жизни надо научить ребенка ползать, и при этом пра­вильно, т.е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После 12 мес жизни следует научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечнос­тей.

Необходимо соблюдать следующие условия гимнастики.

• Упражнения должны быть доступны, т.е. соответствовать возраст­
ным и функциональным возможностям ребенка.

• Методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, так­
же должна соответствовать возрасту.

Для детей с нарушениями психомоторного развития или с какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика более важны, чем для здоро­вых. Специальный режим движений часто становится основным эле­ментом комплексного лечения и наиболее эффективным средством ре­абилитации.

Безусловные показания к детскому массажу приведены ниже.

• Беременность, протекавшая у матери с разного рода осложне­
ниями.

• Внутриутробная гипоксия плода.

• Родовая травма.

• Недоношенность.

• Перинатальная энцефалопатия.

• Чрезмерная возбудимость или, наоборот, вялость, слабость, плохой
аппетит.

• Нарушения иммунитета различного генеза.

• Проявления асимметрии во внешнем виде.

• Гипертонус мышц сгибателей и разгибателей.

• Отставание в физическом развитии (плохо держит голову, долго не
встает на четвереньки, не сидит в полгода).

Существуют противопоказания к массажу и гимнастике.

• Все острые заболевания, протекающие с повышением температуры
тела.

• Тяжелые формы гипотрофии (атрофия).

• Гнойные и другие острые воспалительные болезни кожи, подкож­
ной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус,
импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и др.).

• Заболевания, сопровождающиеся ломкостью и болезненностью
костей.

• Рахит в период разгара и острое течение болезни с явлениями ги­
перестезии.

• Гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов.

• Врожденные пороки сердца в стадии субкомненсации и декомпен­
сации.

• Различные формы геморрагического диатеза, особенно при гемо­
филии.

• Судорожный синдром.

• Острый нефрит

• Острый гепатит.

• Активные формы туберкулеза.

• Большие пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи, со
значительным выпадением органов брюшной полости или же при выра­
женной наклонности к ущемлению (во всех остальных случаях при на­
личии грыжи гимнастику выполнять желательно, но при обязательной
предварительной фиксации грыжи пластырьой повязкой).

При декомпенсированной гидроцефалии массаж проводят с особой осторожностью

Наши рекомендации