Социальные особенности и психосексуальное здоровье подростков
В период полового созревания радикально перестраивается не только функция гипоталамо-гипофизарной системы и активность половых желез, но и все без исключения физиологические функции претерпевают значительные, порой революционные изменения. Влияние гормонов распространяется также на функции ЦНС, в результате чего подростки переживают серьезный кризис, связанный с внутренними и внешними факторами. Особенно неустойчивы в этот период эмоциональная сфера подростков и многочисленные механизмы саморегуляции.
Все это должны учитывать педагоги и родители, которые нередко забывают об особенностях «переходного» возраста, тем более о тех физиологических перегрузках, которые испытывают в этот период дети. Между тем многие психологические особенности подростков обуслов-
лены их плохим самочувствием, частой и резкой сменой гормонального статуса в организме, появлением совершенно новых и не всегда приятных телесных ощущений, к которым необходимо постепенно привыкнуть. Так, например, у многих девочек первые менструации часто сопровождаются достаточно сильными болевыми ощущениями, слабостью, общим упадком тонуса, значительной кровопотерей. Иногда при этом повышается температура тела, возникают нарушения работы ЖКТ, вегетативные расстройства (головокружение, тошнота, рвота и др.). Все это, естественно, приводит к раздражительности и неуверенности. Девочки нередко стесняются происходящих с ними изменений, не умеют объяснить свое состояние, поэтому педагогу и родителям нужно проявлять особый такт и уважение к ребенку в такой момент. Ошибочно заставлять девочку в «критические дни» ограничивать движения, отказываться от обычного режима, поскольку сохранение привычного образа жизни (если самочувствие позволяет) способствует быстрейшему преодолению неприятных ощущений и возрастного кризиса в целом. Тем не менее, в такие периоды следует разумно подходить к уровню и характеру допустимой физической нагрузки: безусловно, должны быть исключены любые силовые нагрузки, связанные с натуживанием, а также чрезмерные по объему нагрузки (длительные пешие, велосипедные, лыжные и другие переходы), следует избегат ь переохлаждения и перегрева. Из гигиенических соображений лучше в этот период не принимать ванну, а пользоваться душем. В холодное время года молодым людям не следует сидеть на металлических и каменных поверхностях. Переохлаждение органов, расположенных в малом тазу и нижней части брюшной полости, чревато развитием целого ряда серьезных заболеваний. Любые болезненные ощущения у подростка должны быть поводом для обращения к врачу: значительно легче предупредить заболевание, чем его лечить.
У мальчиков изменения в организме в период полового созревания также весьма значительны и порой служат поводом для удивления и беспокойства как самого ребенка, так и окружающих его взрослых, которые нередко уже забыли, как этот период протекал у них самих. В современном мире существует много неполных семей, где мальчиков воспитывают мамы и бабушки, которые просто не подозревают о специфических «мужских» неприятностях пубертатного периода.
Первое, что часто беспокоит мальчиков на 3-й или 4-й стадии полового созревания — гинекомастия, т.е. набухание и болезненность молочных желез. При этом иногда из соска выделяется прозрачная жидкость, похожая по составу на молозиво. Этот период длится недолго, и неприятные ощущения заканчиваются через несколько месяцев, однако в это
время важно соблюдать гигиенические правила: держать грудь в чистоте, предупреждать ее инфицирование руками, поскольку это может надолго усложнить естественный процесс. Вслед за этим этапом происходит быстрое увеличение размеров полового члена, что создает иногда неприятные ощущения, особенно если мальчик носит облегающую одежду (трусы и джинсы).
Прикосновения одежды к головке полового члена в этот период бывают нестерпимо болезненными, поскольку мощное рецептивное поле этого участка кожи еще не адаптировано к механическим воздействиям. Хотя с эрекцией все мальчики знакомы прямо с рождения (половой член эрегирует у здоровых детей в процессе мочеиспускания), сильно увеличившийся в размерах половой орган в момент эрекции доставляет многим подросткам физическое страдание, не говоря уже о психологическом напряжении. Между тем в норме здоровый подросток, как и молодой, взрослый мужчина, почти ежедневно просыпается с сильно эрегированным членом, поскольку это естественное следствие активации блуждающего нерва во время сна. Подростки часто стесняются такого состояния, и требования родителей (или воспитателей в детских учреж-(ениях) немедленно покинуть постель после пробуждения для них бывают невыполнимы именно по этой причине, поэтому не следует оказывать на ребенка: со временем он выработает правильное поведение, которое позволит ему психологически приспособиться к этой физиологической особенности. Через 2-3 мин после пробуждения эрекция проходит, и подросток может встать из постели без ощущения неловкости. Аналогичные ситуации бывают при длительном сидении, особенно на мягкой поверхности (нередко при езде в общественном транспорте): кровь приливает к органам таза, и возникает самопроизвольная эрекция. Подобная эрекция не имеет ничего общего с половым возбуждением и быстро и безболезненно проходит через 1-2 мин В таких случаях главное не концентрировать внимание подростка на этом факте и уж тем более не стыдить его, поскольку он совершенно не виноват в том, что он здоров.
На 4-й и 5-й стадии полового созревания (обычно в 15-16 лет) юноша уже практически готов к оплодотворению, его яички непрерывно вырабатывают зрелые сперматозоиды, и семенная жидкость скапливается в придатках ямчка — специальном соединительнотканном органе, где она хранится до момента эякуляции (семяизвержения). Поскольку этот процесс протекает непрерывно, количество семенной жидкости возрастает, и порой ограниченный объем эпидидимиса не способен вместить новые порции семени. В этом случае организм может самопроизвольно освобождаться от скопившегося семени и такое явление носит
название поллюция, которая происходит обычно по ночам. Поллюция — нормальная, здоровая и биологически целесообразная реакция молодого организма. Выбрасываемое семя освобождает место для новых порций продукции половых желез, а также предотвращает отравление организма продуктами распада собственного семени. Кроме того, не осознаваемое юношей половое напряжение, влияющее на активность всех сфер нервного и гормонального управления, благодаря поллюциям разряжается, и состояние организма нормализуется.
Половое влечение, возникающее у девушек и юношей на заключительных этапах пубертатного периода, не имея выхода, часто перерастает в серьезную проблему. Многие подростки находят для себя разнообразные способы разрядки, в том числе с помощью мастурбации. В прежние времена отношение к мастурбации было резко негативным, врачи уверяли, что она может вести к импотенции, психическим сдвигам. Однако в исследованиях, проведенных во 2-й половине XX в., не было подтверждено существование подобных причинно-следственных связей. Напротив, в настоящее время принято считать, что мастурбация — нормальное и приемлемое средство снятия избыточного полового напряжения, когда нет другого способа удовлетворить половое влечение. Не рекомендуют поощрять, но и не следует упрекать или наказывать подростков за занятия мастурбацией, поскольку это само по себе пройдет без всяких последствий, после начала регулярной половой жизни. Однако очень важно во всех случаях манипуляций с наружными половыми органами строго соблюдать меры гигиены и профилактики инфекционного заражения. Регулярное мытье рук и ежедневное проведение гигиенических процедур с наружными половыми органами — важнейшие привычки, которые должны усвоить мальчики и девочки.
В пубертатном периоде происходит перестройка и психического статуса, уровня сознания — ведущей формы психической деятельности. Психологические особенности подростков должны учитывать не только родители и педагоги, но и врачи. Основные стороны личности (рациональная, волевая и эмоциональная) в этот период претерпевают существенные изменения. Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков возникает в возрасте 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированны. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим
отношением к окружающим. Склонность к самоанализу нередко способствует возникновению депрессивных состояний.
Подростки по сравнению с детьми более целеустремленны, настойчивы, однако выражение этих качеств часто бывает односторонним. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность, настойчивость сочетаются с импульсивностью, неустойчивостью, повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях — с легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — с желанием уединиться, развязность — с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств — с сухим рационализмом и циничностью. Искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности способствуют проявлению и выделению слабых сторон личности, делают ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды. Из-за этого, в первой половине пубертата наблюдают дисгармоничность эмоций, эмоциональную неустойчивость, гиперкритицизм и оппозицию к старшим, демонстративное стремление к самостоятельности. Своеобразно сочетаются сенситивное гь по отношению к себе с определенной черствостью к окружающим лицам.
Игнорирование психологических особенностей подростков приводит к неправильному пониманию их поведения взрослыми, к усилению возрастной сегрегации, что в свою очередь, способствует формированию ущербности характера, препятствует полноценному психологическому созреванию и создает почву для конфликтов с взрослыми. У ряда подростков, вполне развитых соматически, сохраняются отроческие поведенческие реакции.
• Отказа (от контактов со сверстниками, еды, игр).
• Оппозиции (вызывающее поведение, прогулы, побеги).
• Имитации (подражание старшим, актерам, певцам).
• Компенсации (неудачи в одних видах деятельности компенсируют
успехами в других).
• Гиперкомпенсации (действия, направленные на достижение успеха
именно в том, в чем ранее была неудача).
• Отчуждения (формирование своего мира, чуждого реальному).
• Эмансипации (создание своей узкой компании, «тусовки», «стаи»).
• Защиты («я не такая», «это не про меня» и др.).
• Детскости (плаксивость, манерность, нежелание стать взрослой).
• Саморазрушения или аутодеструкции (пренебрежение здоровьем,
непонимание реальности смерти).
• Фрустрации, тревоги, напряжения (в компенсированном варианте
проявляется бравадой, демонстративным игнорированием авторите
тов).
• Страха (перед лицом окружающего мира, представляющегося не
понятным, враждебным, агрессивным).
• Нарциссизма (повышенный интерес к своей внешности, любова
ние собой, раннее и чрезмерное употребление косметики и др.).
Подростковый возраст характеризуется диспропорциями в уровне и темпах психического развития. В этот период конкретно-образное мышление, характерное для детей, уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Если подростков младшего возраста, так же как и детей, больше увлекает предметность, внешняя занимательность, то лицам старшего подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания.
В подростковом возрасте формируются и закрепляются навыки и стереотипы поведения, во многом определяющие дальнейший образ жизни. У части подростков возникают патологические поведенческие реакции, формирующиеся на основе биологических и социально-психологических предпосылок (Личко Е.А., 1983). В это время нередко появляются и затем иногда закрепляются вредные привычки, неблагоприятно сказывающиеся на соматическом и репродуктивном здоровье девушек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания).
У подавляющего большинства подростков формируются новые для них поведенческие реакции, которые удивляют родителей, педагогов и неопытных врачей: реакция эмансипации, выраженная тяга к группированию со сверстниками, увлечения (хобби) и гиперсексуальность. В этом возрасте может появляться повышенная аффективность поведения на фоне недостаточной зрелости мышления.
Врач любой специальности должен уметь заподозрить некоторые сравнительно часто возникающие в этом возрасте психические нарушения: депрессию, дисморфофобию и психогенную анорексию.
• Депрессия у подростков может проявляться вялостью, пассив
ностью, подчеркнутым послушанием, заторможенностью, периодичес
ки тоскливым настроением, сопровождающимся опасениями за свое
здоровье. На этом фоне возникают выраженные вегетативные наруше
ния н виде потливости, тахикардии, повышения (реже снижения) АД,
головокружений и головных болей. Характерна вторичная аменорея.
• Дисморфофобия — болезненные идеи о наличии физического не
достатка на фоне сниженного или депрессивного настроения. Обычно
девушки жалуются на дефекты лица, телосложения или строения и раз-
меры молочных желез. Чаще эти дефекты существуют лишь в воображении подростка, реже бывают результатом гиперболизации реально существующих особенностей организма. Иногда синдром дисморфофо-бии отмечают у девушек с интенсификацией полового развития.
• Психогенная (нервная) анорексия — синдром, проявляющийся в
сознательном отказе от приема пищи, сопровождающийся исхуданием,
а затем и кахексией (алиментарной дистрофией).
Социальные особенности подростков обусловлены изменением характера и условий обучения, жизни, выбором профессии и ее овладением. Отъезд из родительского дома, расставание с членами семьи и друзьями существенно изменяют качество жизни и ее восприятие. Это время неустойчивого поведения с высоким риском возникновеия его асоциальных форм. У учащихся впервые в жизни резко изменяются условия быта, характер учебы и социального окружения, что не всегда благоприятно сказывается на их психологическом состоянии, психическом и соматическом здоровье.
В качестве основных причин возникновения психосоциальных девиаций в подростковом возрасте считают следующие психические и психосоматические расстройства.
• Характерные для подростков дискомфортные состояния, особенно
сопровождающиеся болевым синдромом.
• Синдром хронического переутомления, который бывает, как пра
вило, следствием латентно перенесенного подростком заболевания с не-
уточненной этиологией.
• Проблемы в школе (боязнь школы, прогулы и отсутствие старания
в учебе).
• Психозы (связанные, например, с употреблением наркотиков), де
бют шизофрении, эмоциональный стресс, маниакально-депрессивное
(биполярное) состояние (подростковая шизофрения).
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ II ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Фамилия Имя
Группа____________________ Детский сад №
Класс Школа №
Уважаемые родители!
Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты. В зависимости от характера ответа вам следует подчеркнуть да или нет.
Вопросы | Ответы | |
Бывают ли юловные боли (беспричинные, | Да | Нет |
при волнении) | ||
Бывают ли слезливость, ночные страхи, | Да | Нет |
колебания настроения | ||
Бывает ли слабость, утомляемость после занятий | Да | Нет |
Бывает ли нарушение сна (плохое засыпание, | ||
чуткий сон, ночное недержание мочи, | Да | Нет |
трудное пробуждение по утрам) | ||
Возникают ли при волнении повышенная | Да | Нет |
потливость или красные пятна | ||
Бывают ли головокружения, неустойчивость | Да | Нет |
при перемене положения тела | ||
Бывают ли обмороки | Да | Нет |
Бывает ли двигательная расторможенность | Да | Нет |
Бывают ли навязчивые движения (заикается, | ||
часто мигает, сосет палец, теребит волосы, одежду, | Да | Нет |
грызет ногти) | ||
Бывают ли боли, неприятные ощущения | Да | Нет |
в сердце,сердцебиения, перебои | ||
Отмечалось ли когда-либо повышение АД | Да | Нет |
Бывает ли часто (4 и более раз в году) насморк | Да | Нет |
Бывает ли часто (4 и более раз в году) кашель | Да | Нет |
Бывает ли часто (4 и более раз в году) потеря голоса | Да | Нет |
Бывают ли боли в животе | Да | Нет |
Бывают ли боли в животе после приема пищи | Да | Нет |
Бывают ли боли в животе до еды | Да | Нет |
Бывает ли тошнота, отрыжка, изжога | Да | Нет |
Бывают ли нарушения стула (поносы, запоры) | Да | Нет |
Заболевания желудка, печени, кишечника | Да | Нет |
(дизентерия, болезнь Боткина) | ||
Бывают ли боли в пояснице | Да | Нет |
Бывают ли когда-нибудь боли при мочеиспусканиях | Да | Нет |
Бывают ли реакции на какую-нибудь пищу, запахи, | ||
цветы, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение | Да | Нет |
дыхания) | ||
Бывает ли реакция на прививки (сыпь, отеки, | Да | Нет |
затруднение дыхания) | ||
Бывают ли проявления диатеза (шелушение, | Да | Нет |
экзема, покраснение кожи) |
Подпись лица, заполнявшего анкету (родителей)
Заключение (графы заполняют средние медицинские работники дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений)
Оцениваемый параметр | Номера пунктов анкеты |
Нервная система | 1-9 |
ССС | 10,11 |
Дыхательная система | 12 14 |
Пищеварительная система | 15-20 |
Мочевыделительная система | 21,22 |
Адлер! ичес кое состояние | 23-25 |
Подпись врача_
медицинской сестры_
_Да1а_
Глава 3
Профилактическая работа
Участкового педиатра.
Здоровый ребенок