Психосоциальные аспекты детства

Психосоциальные нарушения — патология, во многом отражающая состояние современного общества и его проблемы. Она включает не только неврологические и психиатрические нозологические формы, но и несформированность отдельных функций психологического разви­тия, личностные и поведенческие отклонения.

Основным условием нормального психосоциального развития детей (помимо здоровья нервной системы) служит спокойная и доброжела­тельная атмосфера вокруг ребенка, которая может быть полноценно создана только в семье. Любой социально-экономический кризис резко осложняет положение семьи в обществе. В современных семьях с деть­ми быстро сокращаются реальные доходы, происходит переориентация на обеспечение экономического статуса в ущерб другим функциям семьи. Многие семьи в силу экономических условий оказываются в изоляции. Сложное положение семьи в современных условиях приво­дит к тому, что многие дети не имеют объективных условий для нор­мального психосоциального развития, возникают предпосылки для формирования психосоциальной патологии. Нарушения психического

здоровья у детей имеют свои отличительные черты, и в большинстве случаев они бывают лишь количественными отклонениями от нормаль­ного процесса психического развития, т.е. транзиторны, обратимы, из-за чего их трудно диагностируют. Многие проявления подобных нару­шений можно рассматривать в качестве реакции на специфические си­туации. Дети имеют тенденцию к генерализованным ответам на травми­рующие воздействия, включая соматические, моторные, личностные.

У большинства детей в различные периоды могут возникать наруше­ния эмоциональной сферы или поведения (например, появление бесп­ричинных страхов, нарушения сна или изменения аппетита). Чаще эти отклонения имеют временный характер и не бывают невротическими реакциями. Однако нарушения подобного характера отличаются серь­езностью и глубиной для самого ребенка, препятствуют его нормально­му развитию, проявляются часто и упорно, приводят к социальной де­задаптации. В возрастном аспекте социальные проблемы имеют ряд особенностей.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Для нормального развития ребенка необходим своевременно уста­новленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, после родов уси­ливается благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка, которая вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу. Запаздывание начала контакта ребенка с матерью (из-за преждевременных родов, заболеваний матери и ребенка, родово­го травматизма) приводит к эмоциональному обеднению детей.

Однако, помимо известного «импритинга» в настоящее время возни­кает целый ряд психосоциальных проблем еще до рождения ребенка. Выяснено, что процессы социализации начинаются внутриутробно, поскольку известны сроки формирования функций у плода: кожная чувствительность возникает с 7 нед, вестибулярная — с 12 нед, вкусовая — с 14 нед, слуховая — с 16-18 нед внутриутробного развития. Внутри­утробно дети также «улавливают» психологическое отвержение матери, г.е. происходит социализация на уровне «мать-плод». Кроме того, сов­ременные социальные проблемы периода новорожденности включают алкогольный синдром, синдром отмены наркотиков, внутриутробное заражение болезнями, передаваемыми половым путем, внутриутробное инфицирование ВИЧ, атипичной флорой, в том числе от домашних и экзотических животных.

Особую категорию составляют недоношенные дети. Современная медицина позволяет выхаживать детей с массой тела 500 г и больше.

Этот процесс требует больших материальных затрат не только от обще­ства, но и семьи. У недоношенных детей выше частота развития тяже­лой патологии (врожденных аномалий, пороков, неврологических и психических заболеваний), что определяет необходимость длительной реабилитации, которая тоже требует больших материальных затрат. К отдаленным последствиям недоношенности относят умственные или личностные дефекты, препятствующие нормальной адаптации, т.е. воз­никает необходимость воспитания и обучения таких детей в специали­зированных детских учреждениях. Психосоциальные нарушения как неблагоприятный исход недоношенности зависят не только от гестаци-онного возраста, массы тела ребенка при рождении, осложнений бере­менности и родов, но и от социального статуса семьи потому, что в ос­новном реабилитацию проводит мать.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

Для детей в этом возрасте наиболее существенна организация вска­рмливания грудью, которое служит предпосылкой к дальнейшей соци­ализации. Доказано, что естественное вскармливание позволяет сфор­мировать личность, устойчивую к стрессам. Кормление грудью опреде­ляет социализацию по типу «мать — ребенок». К концу периода грудно­го возраста очень важно становление 2-ой сигнальной системы — речи, как основной социальной функции. В медицинском аспекте большую проблему в этом возрасте представляет туширование психических на­рушений неврологической патологией. В настоящее время возникли новые социальные проблемы грудного возраста.

• «Нежеланные» дети: при хроническом отвержении ребенка матерью
формируется психологическая доминанта «нежеланного» человека.

• Усыновленные дети: при подсознательном распознании не биоло­
гической матери возникает конфликт между внутриутробным отверже­
нием и окружающей любовью.

Для успешного преодоления обеих проблем их необходимо разре­шить в первые 2 года жизни.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Ранний возраст характеризуется социализацией на уровне «ребенок — другие взрослые». 2-ой год жизни — особый для воспитания, потому что формируются наиболее сложные функции мозга. Быстро соверше­нствуется речь, развивается познавательная деятельность, определяют­ся характер и поведение ребенка, повышаются выносливость и предел работоспособности, двигательная активность, вырабатываются психи­ческие реакции, способствующие адаптации к окружающей обстановке.

На 3-ем году эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысшей степени проявлений. Появляется не только капризность, но и удивле­ние, страх, застенчивость, отрицательные эмоции носят характер «исте­рических бурь», вплоть до аффективных припадков.

Ранний возраст — период становления самостоятельности, когда формируются не только навыки, но и происходит развитие активности, ориентировки и целесообразности приспособления к окружающей сре­де. Недооценка воспитания в раннем возрасте приводит к формирова­нию социально неблагоприятных синдромов.

• Гиперопека (или гиперпротекция) лишает ребенка самостоятель­
ности, инициативы, в дальнейшем — чувства ответственности и долга.
Формируются повышенные претензии к окружающим лицам, а отсут­
ствие их реализации приводит к срыву социальной адаптации. Частный
вариант синдрома гиперопеки — «культ болезни» в семье ребенка с хро­
ническим заболеванием или дефектом развития.

• Гипопротекция — весьма серьезная социальная ситуация, при ко­
торой отсутствуют внимание к ребенку со стороны взрослых, воспита­
тельные воздействия. Бесконтрольность его поведения может приво­
дить порой к трагическим последствиям. Частный случай гипопротек-
ции — «синдром жестокого обращения к ребенку».

Медико-социальные проблемы раннего возраста включают высокий травматизм. Двигательная активность детей огромна, а контроль адек­ватности движений и поступков минимален. В познании мира ребенком участвуют все анализаторы (и рецепторный аппарат ротовой полости в том числе), что приводит к попаданию инородных тел в дыхательные пути и частым отравлениям.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В дошкольном возрасте социализация происходит по горизонталь­ному уровню «ребенок — сверстники». В этом возрасте воспитание ста­новится главным элементом ухода за детьми. Игра лежит в основе обу­чения навыкам трудовой деятельности. У детей очень высока воспри­имчивость к обучению и перенятию навыков. В этом периоде возника­ет первое упрямство, когда желания родителей, воспитателей и ребенка могут впервые не совпадать.

К концу периода дошкольного возраста кора головного мозга ребенка идентична коре головного мозга взрослого человека. Совершенствуется функция синтеза головного мозга. Интенсивно развивае гея интеллект, фор­мируется четкий ритм перехода от одного вида деятельности к другому. Де­ти начинают владеть своими чувствами и эмоциями, возникает воля, появ­ляется мотивация к целенаправленному обучению, т.е. мотивация к школе.

В социальном плане дошкольный возраст — это период организован­ного детства, когда помимо социальных проблем семьи начинают ска­зываться социальные проблемы общества в целом. Педагоги называют этот период «временем упущенных возможностей», так как в это время особенно важно обнаружить и раскрыть талант ребенка. В семье и детс­ких образовательных учреждениях для этого необходимо достаточное материальное обеспечение.

Современной проблемой дошкольного возраста служит «синдром де­фицита внимания с гиперактивностью». Это «трудные» дети дошкольно­го возраста, у которых четко выявляют психометрические нарушения. В медико-социальном плане очень важны нарушения речи, которую наря­ду с координацией движения руки считают школьно-значимой функцией.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В младшем школьном возрасте характерна стабилизация навыков, полученных ранее. Формируются чувство долга, ответственности, необ­ходимости завершения начатого дела. Этому способствуют школьные занятия и ритм жизни, которые тренируют усидчивость, системность в работе. Физиологи считают период младшего школьного возраста наи­более спокойным в развитии высшей нервной деятельности ребенка. В то же время в этом возрасте резко снижаются показатели здоровья де­тей: среди них только 35% не имеют нарушений в плане психического здоровья. Наиболее частая причина возникновения психосоциальных нарушений — школьная дезадаптация, проявляющаяся нарушениями поведения и дефектами формирования письменной речи.

В плане психосоматической патологии значимы школьно-зависи­мые функции: нарушения зрения, нарушения осанки, функциональные нарушения со стороны органов кровообращения и пищеварения.

В младшем школьном возрасте появляется половой интерес и имен­но этот возраст бывает критическим для начала полового воспитания. Чрезвычайно важны в этом возрасте друзья в окружении ребенка, пос­кольку он разделяет их взгляды, делится с ними своими взглядами охотнее, чем с родителями. Это возраст объединения в социальные группы детей, дефицит которых служит проблемой любого общества. В младшем школьном возрасте появляется стремление иметь свои деньги, а значит, начинается поиск их источника. Временная оплачива­емая работа в нашей стране детям мало доступна в силу жесткого тру­дового законодательства. В связи с этим становятся реальными вариан­ты противоправного получения денег.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Лица старшего школьного возраста — основная группа социальной дезадаптации, к которой приковано внимание общества в настоящее время. К основным психологическим особенностям подросткового воз­раста относят диспропорциональность уровня и темпов психического развития на фоне бурных нейрогуморальных процессов пубертатного периода. Подростки часто проявляют полярные качества психики: са­моуверенность — ранимость и неуверенность в себе, возвышенность чувств — циничность, рационализм и жестокость, целеустремленность — импульсивность. Переход от детства и опеки к самостоятельности при слабой сформированное™ личности служит причиной особой уязви­мости к неблагоприятным влияниям окружающей среды, тем более что к старшему школьному возрасту здоровыми физически остаются толь­ко 20% молодых людей.

В этом возрасте по мере формирования способности к самооценке и усложнения механизмов субъективных эмоциональных переживаний, в том числе и на почве полового влечения, наступает этап аффективного реагирования: превалируют страх и повышенная возбудимость как уни­версальные формы ответа на неблагоприятные воздействия. Из-за это­го нередки случаи суицидных попыток. Девушки чаще пытаются покон­чить жизнь самоубийством, однако число случаев, заканчивающихся летальным исходом, выше среди мальчиков. Возникновение проблем подросткового возраста, неспособность решить их самостоятельно, уве­личившаяся доступность наркотиков резко повысили частоту их при­менения подростками, что ведет к неизбежному появлению физических и психических последствий. Сопряженной проблемой служит поиск путей получения денег на наркотики, приводящие к антиобществен­ным, противоправным действиям (грабеж, насилие, распространение наркотиков, проституция). Увеличилась распространенность среди мо­лодежи также и других вредных привычек (курение и алкоголь). К со­жалению, растет частота курения и употребления алкоголя у девочек, что приводит к ухудшению репродуктивного здоровья, в первую оче­редь девушек. Современная особенность здоровья девочек — гипомен-струальный синдром и аменореи. Помимо вредных привычек в генезе серьезных гинекологических нарушений имеют значение гонадотокси-ческое действие ксенобиотиков (вследствие неблагоприятной эколо­гии), нарастание тяжести йодной эндемии, (задержка полового созрева­ния), синдром «отличниц» (гипоксия, гиперкапния, гиподинамия, веге-тосоудистая дистопия), венерические заболевания. Активная ранняя половая жизнь у девушек не сочетается с первичной профилактикой и использованием эффективных контрацептивов.

Ухудшение качества питания — одна из причин «трофологического синдрома», характеризующегося низкой массой тела при нормальном росте, что в 5,3 раза повышает риск развития хронической патологии, в том числе психической.

Из-за воздействия неблагоприятных факторов внутришкольной среды (превышение фактической вместимости школ, занятия в 2 сме­ны, нарушение гигиенических норм) и обучения в школе нового типа (гимназии, лицеи и другие учреждения) значительную проблему сос­тавляет современная система образования. Рост объема и сложности информации приводит к невротизации 80-90% детей, обучающихся в учебных заведениях нового типа.

Стресс и депрессия, как особая форма стресса, служат причиной психоневротических состояний, хронической соматической патологии и девиантных форм поведения. Депрессия у детей проявляется синдро­мом потери активности, ощущением собственной ничтожности и беспо­лезности, расстройствами сна и аппетита, поведенческими проблемами и психосоматическими жалобами.

Перечисленные проблемы имеют не только медицинский характер, но и тормозят социально-экономический прогресс и интеллектуальный потенциал общества из-за снижения у детей возможности получения образования (23%), ограничения в выборе профессий (до 50%), сниже­ния годности к воинской службе (28%), ограничения репродуктивных возможностей (до 36%).

Работа по профилактике психосоциальных проблем у детей имеет свои особенности, поскольку она составляет в широком смысле профи­лактическую педиатрию — систему социальных, гигиенических и меди­цинских мер, направленных на обеспечение здоровья детей. На госуда­рственном уровне конкретные задачи первичной профилактики психо­социальных проблем определяют следующие положения.

• Дети имеют право на любовь, психологическую поддержку и ува­
жение (уровень профилактики «семья через общество»).

• Дети нуждаются в материальном обеспечении процесса роста и
развития (уровень профилактики «государство»).

• Необходимы меры по стимуляции физиологического развития
(уровень «государство»).

• Дети нуждаются в комплексе защитных мер для сохранения здо­
ровья (уровень «государство через всю медицинскую помощь»).

На общемедицинском уровне профилактика включает определение факторов риска, раннее и активное выявление отклонений в здоровье детей и их медико-педагогическую коррекцию. Эти мероприятия сос­тавляют задачи первичного звена здравоохранения, включая школьную

медицину. Большим шагом вперед в решении этих проблем послужило формирование принципиально новой структуры медицинской помощи подросткам и их «передача» в детские поликлиники, согласно введен­ному с 1999 г. в действие приказу МЗ РФ № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».

Профилактика включает и предупреждение инвалидизации, абили-тацию и реабилитацию больных хроническими заболеваниями детей. Конкретное содержание профилактики отклонений в психическом здо­ровье зависит от следующих причин роста психосоциальных наруше­ний у детей.

• Увеличение количества семей с медико-социальным риском, а так­
же снижение государственной поддержки этих семей.

• Снижение уровня жизни населения.

• Ранняя «социализация» детей.

• Отсутствие психологической поддержки детей в стрессовых и
экстремальных ситуациях.

• Несовершенство медицинскою обслуживания подростков.

• Свертывание детско-юношеского спорта.

• «Техногенные» перегрузки.

• Ухудшение качества питания.

• Рост зобной эндемии.

• Уменьшение профилактических программ в поликлиниках.

Необходимо подчеркнуть, что сохранение психологического здо­ровья детей и подростков задача не только медицинская, но и общест­венная, поэтому она должна решаться на государственном, межведом­ственном уровне.

Наши рекомендации