Творческие подходы к стыду и вине: помощь взрослым детям алкоголиков
Предварительные замечания.
Темы стыда и вины могут быть особенно резистентными к прямым лечебным вмешательствам. Возможно (и даже больше со стыдом, чем с виной), терапевту понадобится большой запас юмора, творчества и готовности идти на риск, чтобы обойти глубоко укоренившиеся сопротивления. Это в одинаковой мере верно для алкоголиков и затронутых проблемой членов семей.
Абсурд и преувеличение хороши при работе со стыдом и иррациональной виной, потому что эти состояния по сути своей алогичны. Когда клиент и помощник смогут вместе посмеяться над ситуацией, может произойти излечение. Алкоголик, защищающийся от стыда при помощи высокомерия, принявший предложение взобраться на стул, чтобы буквально посмотреть сверху вниз на всех остальных в группе, производит на присутствующих нелепое впечатление. Когда клиент, подавленный стыдом и виной из-за своей нормальной сексуальности, позволяет помощнику насыпать земли из цветочного горшка себе на руки, что символизирует его «испачканность», оба могут сразу и принять его «плохость», и лишить ее власти.
Дети играют, чтобы научиться быть взрослыми. Терапевты играют, чтобы их клиенты могли научиться быть людьми.
Следующая глава, написанная Патрисией С. Поттер-Эфрон, вышла изначально в Ежеквартальном журнале по лечению алкоголизма (1987). Главная ее тема – творческий подход к терапии взрослых детей алкоголиков. Однако, многие ее тактики равно применимы к выздоравливающим алкоголикам, супругам и родителям химичеси зависимых лиц.
Введение
Расти в семье химически зависимых лиц может быть очень болезненно. Это же часто верно и для семей, подвергшихся длительному стрессу из-за психической или физической болезни, или возглавляемых ригидной, контролирующей персоной, похожей на взрослого ребенка алкоголика. Частично переживаемая боль видна сторонним наблюдателям – например, физические повреждения, родительские конфликты, похмельная раздражительность, ребенок, оставляемый запертым в своей комнате и пытающийся казаться невидимым. Так же часто мы видим низкую самооценку в результате плохого обращения, отвержения или вербального абъюза, недостатка простоты в отношениях семьи с внешним миром, или отчаяние некоторых людей, которые только работают, или ушли в себя, притворяясь, что жизнь – это шутка, которые плачут от боли и депрессии и отвергают мир, в котором родились.
Самая сильная боль спрятана под поверхностью, как подводная часть айсберга – замороженная, окоченелая и забытая.
Чувства стыда и вины – это обычные переживания тех, кто вырос в семьях химически зависимых. Это касается как самих зависимых, так и каждого члена семьи. В нашем обществе стыдно иметь в семье алкогольные или наркотические проблемы. Часто к членам семьи, не являющимся зависимыми, относятся с жалостью или, наоборот, враждебно, обвиненяя их. Они неизбежно ощутят, что их обманывают или стыдят, а еще почувствуют вину за то, что они являются причиной проблемы или неспособны ее разрешить.
Стыд и вина – очень сильные и болезненные чувства. Химически зависимые лица и те, кто живет с ними, должны развить могучие защитные системы, чтобы предотвратить отчаяние и ежедневное смущение; сильные защиты нужны, чтобы удержать членов семьи вместе во имя их боли. Без таких систем индивидам и семьям было бы трудно выжить. Отрицание, оправдание, контроль, диссоциация и развитие дополняющего компульсивного поведения у членов семьи - некоторые из этих защит. Они годами вырабатываются из привычных реакций на боль.
Неудивительно, что когда консультант приближается к вопросу химической зависимости, затронутые члены семьи могут отрицать проблему или защищать химически зависимое лицо. Консультант просит семью приоткрыть рану, которая уже зарубцевалась, и стать опять такими же уязвимыми, как раньше, что уже принесло им чувства стыда и вины. Семья вместе со своим зависимым членом пришла в равновесие, начав зависеть от химической зависимости, что обеспечивает парадоксальный, но стабильный «фон» для повседневной активности. Поставить семью перед необходимостью разобраться с химической зависимостью – значит оживить чувства стыда и вины, от которых защищались ее члены; людей просят исследовать свою жизнь и свои отношения при резком свете реальности, без лучших защит, которые они создали, чтобы не встречаться с болью.
В этой статье я особо остановлюсь на том, как обращаться с чувствами стыда и вины у взрослых детей алкоголиков. Важно понимать, однако, что понятие «взрослые дети» подразумевает многих из тех, кто в настоящее время является частью болезненных семейных систем (включающих химически зависимых супруга или ребенка, сестру или брата), так же как и тех, кто не забыл боли своих отношений с родителями. Для целей этой статьи «взрослым ребенком» будет называться взрослый, переживший долговременный стресс в своей родительской семье, связанный с химической зависимостью родителей или более старшего поколения, и кто в настоящее время испытывает трудности в поддержании своего оптимального функционирования.
Определение стыда и вины
Чувства стыда и вины – понятия, которые надо коротко разъяснить (читателя отошлем к более полному обсуждению в первой главе настоящего издания (Potter-Efron, 1987)).
В этой статье я буду считать виной чувство, возникающее в ответ на нарушение своих собственных и общественных ценностей, которые были интернализованы. Вина – это провал или обдумывание провала на уровне поведения, неудачное действие. Стыд, с другой стороны, - это восприятие неудачи своей самости, дефективность, показанная миру. Это - неудача бытия, происходящая из интернализации понятия о себе как о нехорошем или недостаточно хорошем. Стыд – это ощущение человека, который показал себя миру и был признан мошенником.
Стыд и вина имеют некоторые позитивные функции. Если я чувствую себя виноватым, когда лгу, то я могу стать более правдивым и, таким образом, уважать себя больше. Стыд может сделать меня скромным и более прилежным, чтобы я мог полнее воплощать свои ценности.
Но взрослые дети алкоголиков узнали боль стыда и вины не в таком функциональном виде. Они научились стыдиться себя, ассоциируясь со своей семьей, также считая себя виноватыми по ассоциации. Вопросы, которые труднее всего решать взрослым детям – это вопросы вины и ответственности, а также обхождения со стыдом. Самая неизбывная вина – зачастую наименее рациональная, которую невозможно искупить, даже «возместив ущерб», как советует Двенадцатишаговая программа АА/Аланона (Twelve steps, 1952). Наиболее проблематичны вопросы стыда – сильнее всего затрагивающие идентичность субъекта и сочувствие его самости. Это тот вид сочувствия, которого взрослый ребенок, скорее всего, никогда не видел, и которым, очевидно, не владеет. С проблемами стыда и вины следует обращаться таким способом, который позволит человеку получать прощение других, поддерживать само-прощение и сохранять здоровое чувство самости.
И вина, и стыд в химически зависимых семьях генерируются для того, чтобы распределить боль и, таким образом, поддержать аддикцию. Они могут быть частью защитной системы семьи - прочными бастионами, поддерживающими отрицание (Wegscheider, 1979).
К тому же, для стыда, например, особенно характерно то, что он может вызываться очень мелкими событиями, которые кажутся безобидными внешнему наблюдателю. Отдельное слово, образ или тон голоса, маленький недостаток, легкий вызов самости, который принимается близко к сердцу, - могут вызвать твердо заученный, но неадекватный ответ, в результате чего клиент станет разгневанным, виноватым, пристыженным, агрессивным или робким в терапевтических отношениях, так же как и в жизни вообще. Это может вести к тому, что клиент уйдет из терапии, сорвется, возвратится к предыдущему состоянию или разъярится на терапевта, затрагивающего вопросы стыда и вины.
Применяемые подходы
В основной части данной статьи я обсужу основные условия, важные для терапии стыда и вины. Далее, я разделю предмет на две части: методы работы со стыдом и техники для работы с виной. Некоторые из обсуждаемых подходов знакомы работающим в области химической зависимости, другие же не являются общепринятыми. Последние были разработаны для того, чтобы удовлетворить особые потребности взрослых детей алкоголиков.
Критерии для включения техники в эту статью следующие:
1. Метод изменяет или увеличивает перспективу клиента;
2. Метод позволяет использовать энергию сопротивления скорее для здорового движения к изменению, чем для сохранения существующей проблемы;
3. Метод оказывает сильное воздействие на образ себя клиента и способствует движению от ненависти к себе к самопринятию; и
4. Он позволяет клиенту и терапевту экспериментировать, чтобы найти сбалансированную реакцию на потребности и проблемы клиента.