Допусти, что алкоголик имеет нормальные моральные стандарты – укажи на противоречия между этими стандартами и актуальным поведением.
Активные алкоголики часто с первого взгляда кажутся почти или вовсе ничего не стесняющимися. Хотя некоторые индивиды сохраняют свое хорошее положение, другие «портятся» со временем, так что их поведение становится беспокоящим. Жульничество с чеками, неверность и другие формы нечестности расстраивают отношения. Jellinek (1972) в своей основополагающей работе по алкоголизму отмечает, что этическая испорченность часто была связана с проведением времени с «подонками», подразумевая под этим персон со слабо развитой этической системой.
Эгоизм и продажность алкоголика как раз отсюда – аморальная деятельность прямо связана с алкогольной карьерой. Актуальный уровень морального развития индивида не может быть установлен, пока алкоголик не прекратит пить на несколько месяцев. Терапевту следует в общем допустить, что недавно протрезвевшая личность, стоящая перед ним, способна развить нормальный уровень моральности поведения или вернуться к нему. Это может быть так даже для подростков с беспорядочным поведением и для взрослых, называемых «антисоциальными личностями». Это допущение с наименьшей вероятностью оправдается для субъектов с длинной историей асоциальных поступков, которая предшествует употреблению алкоголя или веществ, изменяющих настроение. Однако, трезвость предоставляет таким людям возможность оценить свою жизнь и совершить важные перемены. Как и все серьезные кризисы, период выздоровления разрушает старые паттерны и предлагает возможность появления новых.
Моральное развитие не является пассивным событием. Упоминания в философии АА и большинстве лечебных программ ясно показывают, насколько сильное ударение в них делается на этической ответственности. Например, «Большая книга» (Анонимные Алкоголики, 1976) АА утверждает, что «тот, кто не выздоравливает…обычно неспособен осознать и воплотить способ жизни, который требует кристальной честности» (АА, стр.58). Главное здесь в том, что индивид должен развить позитивный моральный кодекс, чтобы поддерживать трезвость. Безусловно, выздоравливающие алкоголики, совершенствующие свою способность быть честными, заботиться о других и отвечать за свое поведение, будут иметь больше резонов оставаться трезвыми, чем те, кто просто прекратил пить под внешним давлением. Моральный рост не гарантирует продолжительной абстиненции, но он обеспечивает рамки, делающие трезвость стоящим опытом.
Консультант может представить данный материал несколькими способами. Возможно, наиболее полезный и общий подход – подтвердить декларируемые клиентом ценности, заметив, что он не воплощает в жизнь свои стандарты. Утверждения типа «Я верю, что тебе не особенно нравится врать своей жене – но каждый раз, когда ты хочешь напиться, ты заканчиваешь тем, что лжешь ей» подтверждают клиенту, что по сути он является честным человеком. Можно надеяться, что слушатель будет рассматривать трезвость не как наказание, а как шанс укрепить свою моральную идентичность.
Некоторые персоны получают надежду, когда консультант «обвиняет» алкоголь в неподобающем моральном поведении клиента. Это нужно делать аккуратно, чтобы индивид принимал на себя ответственность за шаги по решению проблемы. Основное здесь – говорить клиенту, что он был подменен наркотиком; его действия были действиями чужака, который временно занял место его идентичности, пока он пил. Его личность изменялась в состоянии интоксикации. Он на самом деле не является аморальным и плохим человеком. Однако, в трезвом состоянии его обязанностью является сделать все возможное, чтобы удержать эту другую личность (алкоголика) от проявления. Эта тактика особенно полезна с людьми, переживающими подавляющую вину в связи со своими действиями в пьяном виде; это позволяет им дистанцироваться от иррациональной вины, принимая на себя ответственность за трезвость в будущем.
Консультантам, сталкивающимся с активными или выздоравливающими алкоголиками, не следует быть наивными. Они связываются с аддиктами на разных стадиях выздоровления, которым нельзя доверять. И тем не менее, консультант, который может начать терапевтический процесс с ощущением, что его клиент, возможно, имеет потенциал быть честным и заботливым по отношению к другим, может быть способен передать эту надежду тому, кто потерял большую часть собственного достоинства.
Терапевту также придется быть гидом в вопросах морали для некоторых клиентов. Это обычно индивиды, выросшие в особенно дисфункциональных семьях; они, может быть, и хотят действовать подобающим образом, но не уверены в том, что представляет собой нормальное (Woititz, 1983) моральное поведение. В таких ситуациях консультантам придется наставлять своих клиентов. Например, терапевт должен помочь клиенту понять, как его обычное безответственное поведение (типа опоздания на работу) вредит остальным. Индивид, привыкший хронически лгать, может также нуждаться в помощи и в обучении тому, как и когда следует быть честным.