Позитивные функции умеренного рационального чувства вины

Возмещение (репарация)

Когда индивид нарушает права других, он, вероятно, затем почувствует свою вину. Он вторгся в границы другой личности и рискует получить соответствующую физическую или эмоциональную реакцию в свой адрес (Wurmser, 1978). Виновный субъект также надеется вернуться в то состояние, в котором он чувствовал себя морально хорошим. И он может добиться этого, исправив положение. Это – так называемый процесс возмещения (reparation process) (Klein, 1975), описываемый как ощущение потребности исправить вред, нанесенный одной персоной другой. Такой процесс возмещения укрепляет межличностные социальные связи. Главное послание, адресованное нарушителем другим людям, звучит так: «Я знаю, что повредил вам, и искренне сожалею об этом. Позвольте мне сделать то, что в моих силах, чтобы это исправить. Пожалуйста, простите меня». Процесс может быть разбит на четыре составные части, перечисленные в Таблице 9.

Таблица 9. Позитивные аспекты рационального чувства вины.

I Возмещение (исправление)

А. Осознание вреда

В. Принятие личной ответственности

С. Усилия по исправлению положения и возмещению вреда

D. Просьба о прощении, адресованная другим

II Моральное поведение

А. Законная деятельность

В. Апелляция к ценностям

С. Альтруизм

III Инициатива

А. Самоутверждение

В. Сублимация

Прежде чем сможет случиться что-нибудь позитивное, виновный индивид должен узнать, что нанес ущерб другой личности. Это вовсе не простая задача. Люди используют множество психологических защитных механизмов, чтобы избежать принятия на себя ответственности за собственные действия (в частности, отрицание, минимизацию и рационализацию). Эти защиты обсуждались в Главе 9. Простейшая защита от чувства вины – «Я не сделал ничего такого, за что мог бы чувствовать вину». К счастью, люди, которые способны чувствовать умеренную вину, обычно могут преодолеть такие защиты, убедившись в реальности того, что в самом деле нанесли кому-то ущерб. Они могут осознать это частично потому, что подобное поведение не является типичным для них – они уверены, что являются морально хорошими личностями, которые непреднамеренно преступили свои собственные и общественные стандарты. Например, выписавший фальшивый чек может считать себя нормальным честным человеком, который временно стал жадным и сделал что-то неправильное, а не дурным субъектом, намеренно обманывающим других.

Виновный индивид должен принять на себя личную ответственность за ущерб, который нанес. Если он обвиняет других («Он это заслужил»), судьбу («Я ничем не мог помочь – просто так случилось») или даже алкоголь («Я сделал это только потому, что был пьян») – он может непосредственно в этот момент чувствовать меньшую боль, но зато будет неспособен завершить процесс возмещения. С ним может остаться неотступное чувство, будто что-то по-прежнему неладно. И даже хуже: не принимая ответственности за свое собственное поведение, он будет иметь дело с ограниченной реальностью; его способность разрешать в будущем другие болезненные ситуации может уменьшиться.

Как много ответственности за свое безответственное пьяное поведение должен принять на себя алкоголик? Например, если мужчина напивается и колотит свою жену, может ли он утверждать, что по причине опьянения он должен быть освобожден от ответственности («В конце концов, ведь я никогда не делаю этого трезвым»)? Может ли он утверждать, что является беспомощной игрушкой недуга, что его личность меняется против его воли, что он – такая же жертва, как и все остальные? Может ли быть принято предложение подвергнуть его лечению вместо заключения в тюрьму? Это - вопросы, вызывающие массу эмоций и не имеющие простых ответов. Однако, если выздоравливающий алкоголик хочет полностью разобраться с виной, он должен принять на себя ответственность за то, что он делал в состоянии интоксикации, даже если он этого не помнит. Он должен быть готов к принятию последствий своего безответственного поведения, чтобы вновь занять хорошее моральное положение в сообществе.

Третий компонент процесса возмещения подразумевает искренние усилия по исправлению вреда. Решение об этом – важный аспект программы «Анонимных Алкоголиков». В результате, субъект должен начать жить не только ответственно, но и великодушно, стараясь помогать другим. Эти действия сообщают и виновной, и оскорбленной сторонам, что данный индивид теперь готов принять свое место в обществе.

И наконец, выздоравливающие алкоголики просят прощения у других. Их рациональное чувство вины говорит им, что они нанесли ущерб не только отдельным людям, но также всему сообществу. Они могут осознать этот ущерб, принять на себя ответственность и предпринять искренние усилия по его возмещению. Затем они должны ждать, что будут реинтегрированы в свои семьи, трудовые и общественные организации, и в общество в целом. Это ожидание может быть долгим и болезненным. Выздоравливающий алкоголик может знать, что теперь он достоин доверия – что он не будет больше обманывать супруга или надувать компанию при оплате счетов. И все же он должен ждать, обычно по меньшей мере год, пока окружающие, ожидающие от него нечестности, изменят свое отношение.

Стыдящиеся индивиды боятся быть покинутыми. Виноватые больше боятся остракизма – того, что их отвергнут те, кого они любят и в ком нуждаются. Можно сказать, что стыдящийся человек ожидает, что другой встанет и выйдет из комнаты, тогда как виноватый – что это его вышвырнут прочь. Только полное прощение может до конца устранить этот страх, но полное прощение нельзя ускорить. В промежутке консультант может помочь выздоравливающему алкоголику придерживаться решения стать ответственным в настоящем и исправить прошлые ошибки. Он может также направить его к тем индивидам или группам, к которым он может присоединиться и которые могут принять его немедленно, потому что он не вредил этим людям в прошлом – таковы Анонимные Алкоголики, терапевтическая группа или трезвые друзья.

Люди, осуществляющие процесс репарации, используют чувство вины для того, чтобы укрепить свою идентичность «морально ответственных» и свое право принадлежать к человеческому сообществу. Исправление вреда также помогает им более позитивно использовать механизм вины/моральности, организуя моральное поведение.

Моральное поведение

Чувство вины появляется в ситуациях, в которых индивид задумывает преступить семейные и социальные ценности. Частично из-за страха перед наказанием, частично потому, что эти ценности были интернализованы большей частью членов общества, люди научаются действовать в законных и нормативных рамках группы. Они становятся законопослушными, сочетая в себе общую готовность соблюдать закон с верой, что такое послушание – нормально и хорошо. Другими словами, большинство людей соблюдают общественные законы не только потому, что их могут поймать и наказать, но и потому, что верят в процесс послушания. Они лучше себя чувствуют, когда соответствуют социальным ожиданиям, чем когда не слушаются. В большинстве ситуаций индивиды чувствуют небольшое напряжение между тем, чего они хотят для себя, и тем, чем они хотят угодить окружающим – мы заключаем социальный контракт, который защищает сообщество, позволяя нам получать удовлетворение от соответствия условиям этого контракта.

Однако, моральная гордость, которую субъект чувствует, соблюдая важные социальные нормы и законы, не ведет его просто к слепому конформизму. Kohlberg (Hetherington и Parke, 1986) разработал модель морального развития, показывающую, что многие индивиды прогрессируют дальше простой конформности. Вместо этого, они время от времени последовательно пересматривают и перерабатывают свою систему ценностей, а затем придают наибольший смысл жизни в соответствии с ней, даже если это подразумевает несоблюдение некоторых законов. Также и Simon (1972), описывая процесс, названный им прояснением ценностей, замечает, что взрослые часто пересматривают свои ценности. Он использует следующие критерии, чтобы определить, живет ли человек, базируясь на своей собственной системе ценностей: (1) ценность выбрана свободно; (2) придерживающийся этой ценности может выразить это открыто; (3) индивид действует способом, соответствующим его ценностям.

Лечение алкоголизма предоставляет алкоголикам прекрасную возможность пересмотреть и/или изменить свои ценности. Многие выздоравливающие обнаруживают, что их медленно относило прочь от их центральных убеждений, когда они становились зависимыми. Когда они пили или употребляли наркотики, они могли стараться убедить себя, что такие принципы, как честность или порядочность по отношению к другим, устарели или существуют только для сосунков; их зависимость постепенно сделала невозможной жизнь в соответствии с этими ценностями, и поэтому они пытались отречься от них, чтобы чувствовать себя менее виноватыми. Другие могут думать, что живут в согласии со своими ценностями, только чтобы обнаружить на ранних сроках трезвости, что весьма далеко от них отклонились. Выздоровление предоставляет этим индивидам шанс восстановить свою систему ценностей и ощутить законную моральную гордость от этого.

Выздоравливающих алкоголиков в процессе лечения, а также и недавно протрезвевших часто побуждают внимательно рассмотреть свои основные ценностные допущения. Я говорю своим клиентам, что их болезнь заставила их (как подростков или взрослых) исследовать некоторые касающиеся их вещи, которые они, в противном случае, возможно, никогда бы не рассмотрели: во что они верят, как они могут прожить хорошую жизнь, настоящий смысл жизни и смерти. Для того, чтобы начать или продолжить этот процесс, я прошу их проранжировать, а затем обсудить вместе стандартный список ценностей (Табл. 10). Это простое упражнение, основанное на работах Simon, может быть использовано и для того, чтобы помочь клиенту противопоставить то, как он жил, употребляя алкоголь и наркотики, его нынешнему жизненному стилю, и для того, чтобы помочь ему поставить себе цели на будущее. Также полезно напоминать этим людям, что возврат к употреблению почти наверняка чреват возвратом к чувству вины, которое возникает, когда переступаешь через свои ценности.

Таблица 10. Упражнение по прояснению ценностей

Ниже перечислены одиннадцать часто встречаемых ценностей. Вам следует расположить их от 1 до 11 по мере убывания значения для вас лично.

________ Преданность

________ Веселье

________ Быть приятным для других

________ Честность

________ Получение знаний

________ Поддержание физического здоровья

________ Забота о себе

________ Возможность делиться чувствами

________ Финансовая обеспеченность

________ Забота о других

________ Ответственность

Индивиды в процессе лечения могут быть также вынуждены глубоко пересмотреть свои ценности, когда прорабатывают принятие своей аддикции и определение себя как алкоголика или химически зависимого лица. Некоторые, но не все выздоравливающие выработают новую систему ценностей, в которой они оценят и саму трезвость. Они могут мучиться такими вопросами: выразить ли эту идею членам семьи, которые не разделяют убеждение в ее ценности, и как жить соответствующим образом («Нужно ли мне идти на Рождественскую вечеринку на работе, где все остальные напьются?»). Научившиеся ценить трезвость саму по себе, вероятно, почувствуют вину, если вернутся к пьянству; их персональная вина поможет им возобновить свое решение о трезвости после подобного эпизода.

Моральное поведение также включает в себя альтруизм. Это усилия, предпринимаемые для помощи другим, которым этот человек не нанес особенного вреда. Такие акты великодушия и милосердия возможны благодаря тому, что люди способны развивать внутренне присущую им симпатию к другим, базирующуюся на эмпатическом сострадании (Klein, 1975; Hoffman, 1982). Альтруизм не подразумевает прямого страха наказания. Примеры альтруистического поведения представляют собой действия от вкладов в Объединенный Фонд до ныряния в реку для того, чтобы спасти тонущего ребенка. Альтруистическая личность хочет облегчить человеческие страдания, невзирая на их происхождение. Такие акты доброты особенно сплачивают общество и, будучи возвращены тем же или другим человеком, могут, в конечном счете, внести свой вклад в здоровье и благосостояние их совершившего. Однако, они обычно не подразумевают такой немедленной расплаты, и могут требовать значительных потерь времени и энергии от альтруиста.

Моральное поведение включает в себя действия в рамках законности, пересмотр своих ценностей и проявления альтруизма. Здесь чувство вины сигнализирует либо о проступке перед другими, либо о неудаче в попытках действовать в соответствии с высшими принципами, даже если это прямо никому не вредит. Люди, которые последовательно действуют в соответствии со своими хорошо проработанными ценностями, испытывают позитивное чувство моральной гордости.

Инициатива

Эрик Эриксон (1963) утверждает, что инициатива добавляет к автономии качество предприимчивости, способность планировать и «атаковать» задачу. Он подразумевал то, что личности, не парализованные страхом наказания, имеют достаточное количество энергии, которое они могут конструктивно использовать. В противоположность этому, индивиды, переполненные виной, склонны объявить все свои желания и потребности неприемлемыми для других и, таким образом, опасными для выражения.

Люди, которые испытывают умеренную вину, подавляют поведение, нарушающее права других. Однако, они не должны отказываться ни от своей силы, ни от своих желаний. Вместо этого, они организуют внутренний диалог, в процессе которого их «эгоистические» желания уравновешиваются их ответственностью перед другими. В результате, они способны самоутверждаться и быть настойчивыми (ассертивными), что контрастирует как с пассивным, так и с агрессивным поведением. Цель их активности – максимизировать их собственное удовлетворение, возможное без принесения вреда другим.

Сублимация – это процесс перенаправления потенциально опасных сексуальных и агрессивных побуждений в социально приемлемое поведение. Фрейдисты уверены, что чувство вины способствует процессу сублимации и направляет индивида к творчеству (Klein). Я считаю сублимацию частью инициативы, поскольку индивиды снова используют свою энергию для исполнения социально приемлемых задач. Энергия, которая могла быть растрачена в межличностном конфликте, трансформируется посредством сублимации в позитивное, просоциальное поведение.

Резюме

Чувство вины, не достигающее чрезмерной величины, вносит свой вклад в нашу способность жить в согласии с другими. Рациональная вина имеет много позитивных функций, которые обогащают жизнь и индивидов, и общества. Позитивные функции вины включают в себя возмещение, моральное поведение и инициативу. Чрезмерно виноватые люди часто чувствуют себя сокрушенными и подавленными своей порочностью. Те же, кто недостаточно осознает вину, считают себя сверхлюдьми, более одаренными или непорочными, чем другие. Оба эти состояния резко контрастируют с ощущением рациональной вины, при котором индивиды считают себя в сущности хорошими, но способными на неудачные поступки или агрессию. И провалы, и успехи таких людей находятся в пределах человеческого: они временны, изменчивы и нормальны.

Алкоголики и их семьи склонны чувствовать крайности вины. Некоторые из них ею переполнены, другим ее недостает. Одни из них пытаются вести недочеловеческую или сверхчеловеческую жизнь. Другие переключаются из одного состояния в другое, но все они крайне редко переживают рациональную вину. Они могут развивать мощные защиты от своего чувства вины, эта тема будет рассмотрена в следующей главе. Выздоравливающие от химической зависимости узнают, как использовать рациональное чувство вины для поддержания трезвости и улучшения как представления о себе, так и поведения.

Глава 9

Защиты от чувства вины

Введение

Чувство вины – это сложное переживание, смесь мыслей и чувств, которые заставляют персону чувствовать себя дискомфортно, а порой – пребывать в отчаянии от невозможности облегчения. Как ни странно, потребность избавиться от чувства вины далеко не всегда приводит человека к заключению, что он должен значительно изменить свое поведение. Зачастую чувство вины просто порождает ритуальные повторяющиеся циклы раскаяния, которые никак не меняют реальности. Виновные индивиды склонны безнадежно увязать в своей вине.

Алкоголик часто оказывается в кошмаре «чувство вины / пьянство»; каждый запой порождает чувство вины, которое приводит к раскаянию, но которое заставляет алкоголика опять запить. Эта тема будет обсуждаться позже в данной главе.

От чувства вины можно защищаться на сознательном и бессознательном уровнях. Некоторые из таких защит помогают индивиду поверить, что он на самом деле невиновен; другие переводят тревогу и страх наказания, которые сопровождают чувство вины, в более удобную форму; третьи минимизируют опасность путем приведения виновной персоны в оцепенение, так что она не должна больше чувствовать свою боль. Каждая из перечисленных защит имеет свою ценность и может помочь человеку выжить; но каждая также имеет и свою цену, ограничивая способность индивида эффективно действовать в мире. Эти защиты будут рассмотрены в основной части данной главы. Список первичных защит от чувства вины приведен в Таблице 11.

Таблица 11. Защиты от чувства вины.

I. Защиты, которые позволяют чувствовать себя невиновным:

А. Рационализация

В. Самозабвение

II. Защиты, управляющие страхом и тревогой

А. Обсессивно-компульсивные паттерны

В. Параноидное мышление

С. Поиск чрезмерного наказания

III. Защиты, замораживающие индивида для минимизации боли:

А. Интеллектуализация

Защиты от чувства вины

Одна из причин, по которой от чувства вины нужно защищаться, состоит в том, что оно часто является производным от слабости ребенка перед лицом размера и власти его родителей. Kohlberg замечает, что дети на первой стадии морального развития («преконвенциональный» уровень) интерпретируют понятия «хорошее» и «плохое» в терминах физических последствий своего поведения и в терминах физической силы того, кто провозглашает правила, по которым они живут (Duska и Whelan, 1975). Другими словами, ребенок будет склонен ощущать вину, если кто-то могущественный несчастен из-за его поведения. Позже, став подростком или взрослым, выросший ребенок может развить моральные подходы более высокого уровня, подразумевающие принятие сознательных решений о том, что является честным и правильным; чувство вины в этом случае в большей степени отражает осквернение личностью своих собственных ценностей, чем простой страх наказания. Однако, многие индивиды постоянно имеют дело с подавляющим чувством вины, развившимся в раннем возрасте, которое материализуется, как только они даже подумают о слегка агрессивном поведении. Часто такой чрезмерный страх наказания является источником того, что обычно называют “иррациональной” (Forrest, 1983) или «дурной» виной. Такая иррациональная вина чрезвычайно резистентна к терапевтическим интервенциям. Она может быть обнаружена в чрезмерных количествах в семьях алкоголиков. Многие защиты от чувства вины предназначены, в первую очередь, для отражения атак такого относительно примитивного, но упорного типа вины.

Наши рекомендации