Рационально-эмотивный подход к семье.
Альберт Эллис является автором рационально-эмотивной философии, рационально-эмотивной теории и рационально-эмотивной терапии (RET), которая с 1992 г. называется рационально-эмотивно-бихевиоральной терапией (REBT).
Эллис предложил модель, иллюстрирующую механизм возникновения эмоциональных расстройств. Он назвал ее ABC. Это азбука стресса, в том числе стресса, возникающего в семейной жизни. В этой модели:
A (Activating) — активирующее событие (активирующий опыт), внешнее событие:
В (Beliefs) — восприятие, мнения, верования, убеждения, суждения, которые человек использует для интерпретации событий;
С (Consequences) — следствия, эмоциональные и поведенческие реакции, которые вызываются личностными интерпретациями событий (А) с помощью суждений (В).
Эмоциональные расстройства, неадекватные эмоциональные реакции того или иного члена семьи имеют в своей основе его неконструктивные, иррациональные способы интерпретации событий, которые, в свою очередь, возникают в результате ошибок, нарушений мыслительных процессов.
У человека существуют как рациональные – логичные – убеждения, так и иррациональные суждения. Иррациональные способы интерпретации событий названы Эллисом иррациональными идеями, или иррациональными суждениями.
Иррациональные суждения - это наши ожидания по поводу того, чего другие люди ждут от нас, и наши ожидания по поводу того, какими должны быть другие люди и каким должен быть мир в целом. Виды ир. Суж.:
суждения «долженствования» - выражают неадекватные требования к ситуации, к людям, в том числе и к себе (В доме всегда должен быть порядок, все должно находиться на своих местах).
суждения «катастрофизации» - содержат преувеличение негативных последствий событий прошлого, настоящего или будущего (Это ужасно, что он не возвращается домой к ужину).
«порицающие» суждения - суждения, в которых содержится негативная оценка человека. Она может относиться к другим людям, а также к себе самому. Содержит обвинение, негодование по поводу человека, из-за которого ситуация развивается не так, как следовало бы, как должно было быть.
«конвенциональные» или «условные» суждения - отражают неготовность, неспособность человека принять других людей, ситуацию, самого себя, если они отличаются от того, каким им «следовало бы» быть (Ему следовало бы самому догадаться, что мне нужна помощь на кухне, а не ждать пока я ему об этом скажу).
Понятие о семейных мифах и их роль в регуляции брачно-семейных отношений.
Семейный миф - это форма описания семейной идентичности, некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея, или образ, или история.
Миф необходим тогда, когда границы семьи находятся под угрозой. Это бывает в тех случаях, когда посторонний человек входит в семью, семья меняет социальное окружение или в моменты каких-то серьезных социальных перемен. Кроме того, семейный миф ярко проявляется в случае семейной дисфункции.
Симптом проявляется тогда, когда идентифицированный пациент оказывается неспособным соответствовать мифу семьи. Выявить это можно в ходе беседы. Например: На приеме все разговоры клиентов были про то, какие они все хорошие родственники и как они все дружно живут. По ходу дела стало выясняться, что идентифицированная пациентка очень много времени проводит с ближайшей по возрасту кузиной. При этом она как-то странно себя ведет: когда вся семья ждет, что они куда-то вместе отправятся, то она идет как бы нехотя
Виды:
• "Мы - дружная семья" (В дружной семье не может быть открытых конфликтов, и уж тем более при детях)
• "Мы - герои" ("герои" не ходят по врачам, в их жизни много трудностей и проблем, у нихвсегда высокий стандарт достижений, они принципиальные и непримиримые люди. В России это миф «выживальцы»)
• миф о "героях" в следующих поколениях нередко преобразуется в миф о "спасателях" (в семье обязательно должен быть некий человек, который держит всю семью на вытянутых руках)
• "Мы - люди" (человеческое существо должно совершать в течение всей жизни определенные действия для того, чтобы подтверждать свое специфическое человеческое качество (учеба, процесс приобретения знаний, процесс создания неких ценностей, чаще духовных, иногда материальных)