Психологическая помощ ь в кризисны х ситуация х

сильно вытягивали ноги, у вас может появиться ощуще­ ние покалывания в стопах и икрах.

Использование. Для быстрого расслабления и освобож­ дения от напряжения; для расслабления мышц позвоноч­ ника; для уменьшения боли в спине.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Joseph St., Williams R., Yule W. Understanding Post-traumatic Stress. A Psychological Perspective on PTSD and Treatment. New York: John Wiley & Sons, 1997. P. 120-123 (Direct Exposure Ther­ apy), 123-131 (Cognitive-Behavioral Therapies).

Suinn R. M. Anxiety Management Training (AMT) : A Behavior Therapy. New York: Plenum, 1990.

Suinn R. M. Anxiety Management Training // Anxiety and de­ pression in adults and children / Ed: Kenneth D. Craig, Keith

S. Dobson. Sage Publication, 1995. P. 159-179.

Приложение 2 ИНТЕРВЬЮ ПО ГЕНОГРАММЕ

Терапевт собирает информацию:

A. О составе семьи («Кто живет вместе в вашем доме? В каких они родственных отношениях? Были ли у супру­ гов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут осталь­ ные члены семьи?») .

Б. О демографических характеристиках семьи (име­ на, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.) .

B. О настоящем состоянии проблемы («Кто из членов семьи знает о проблеме ? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье по­ добны е проблемы?») .

Г. Об истории развития проблемы («Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей осо­ бого значения? Какие попытки решений были предпри­ няты и кем в этих ситуациях? Обращалась ли семья рань­ ше к специалистам и были ли госпитализации? В чем из­ менились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи про­ блему как изменяющуюся? В каком направлении? К луч­ шему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?») .

Психологическа я помощ ь в кризисны х ситуация х

Д. О недавних собы тиях и переходах в ж изненно м цикле семьи (рождения, смерти, браки, разводы, переез­ ды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.) . Е. О реакциях семьи на важные события семейной ис­ тории («Какова была реакция семьи, когда родился опре­ деленны й ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Умер ли кто-либо из членов семьи? Кто пережил тяжелее всего смерть этого

члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал по­ хороны?») . Оценка прошлых способов адаптации, особен­ но реорганизаций семьи после потерь и других критичес­ ких переходов обеспечивает важные ключи о семейны х правилах, ожиданиях и паттернах организации.

Ж. О родительских семьях каждого из супругов («Жи­ вы ли ваши родители? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда ва­ ши родители встретились? Когда они поженились? Есть ли у вас братья или сестры? Старшие или младшие? Какая у вас разница в возрасте? Чем они занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети?») . Терапевт может далее за­ давать такие же вопросы о родителях отца и матери. Це­ лью является сбор информации, по крайней мере, о 3—4 поколениях, включая поколение идентифицированного клиента. Важной информацие й являются сведения о при­ емных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

3. О других значимых для семьи людях (друзьях, кол­ легах по работе, учителях, врачах и т. д.) .

И. О семейных взаимоотношениях («Кто-нибудь из членов вашей семьи прервал взаимоотно ш ения друг

Приложение 2 253

с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к дру­ гу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?») . Те­ рапевт может задавать специальные циркулярные вопро­ сы. Например, он может спросить у мужа: «Как вы дума­ ете, насколько близки были ваша мать и ваш старш ий брат?» и затем поинтересоватьс я о впечатлениях на эту тему его жены. Иногда полезно спрашивать, как присут­ ствующ ие на встрече л ю ди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возра­ сту вашего сына сейчас?». (Целью таких циркулярных во­ просов является обнаружение различий во взаимоотно­ ш ениях с разными членами семьи. Обнаруживая при этом отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая семью взглядами на саму себя.)

К. О семейных ролях («Кто из членов семьи любит за­ ботиться о других? А кто любит, когда о нем много заботят­ ся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированньм от других? Кто больше всех болеет в семье?» и т.д.) . Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу (супермать, железная леди,


Наши рекомендации