Оценка поведенческих индикаторов суицидального риска
|
|
|
|
Судя по пункта м 4 , 24 58, 68, можем уверенно заклю чить, что нет полно й самоизоляции от других лю дей, так же пациент не проявляе т активног о интереса к теме суи цидальног о поведения . Он не следует и ритуалу «приве дения дел в порядок» , поскольку его суицидальн ы й план в значительной степени зависит от случая, это похоже на игру в «русскую рулетку»: может быть, плохое состояние не продлится десят ь дне й подряд, но не исклю чен и про тивополо жны й вариант развития соб ы тий. Следует учи тывать, что подобный план ни в коей мере не снижает су ицидальный риск . По остальны м индикатора м у нас нет информации .
О ценива я когнитивны е индикаторы, находим инфор м аци ю , свидетельствующую о высоком риске суицидаль ног о поведения . П ациен т вы раж ает не гатив но е отно ш ени е к себе (см. п. 34), пессимистиче н по отно ш ени ю к будущему (см. п. 10), не видит каких-либо способов ре ш ени я проблемы, кроме самоубийства (см. п. 20), имее т конкретн ы й суицидальн ы й пла н и средства самоубий ства (пусть даже и не э фф ективн ы е) . Н еэ фф ективност ь предполагаемог о средства самоубийства не снижает риск
суицидальног о поведения . О ценива я летальност ь пла нируемого способа суицида , следует исходит ь не из фак тической летальност и способа , а из представлений собе седника .
П р и чтении интервью может возникнут ь вопрос : пра вильно ли поступает терапевт, сообщ ая пациент у о неэф фективност и предполагаемог о средства (50 таблеток аспи рина)? На этот вопрос прост о ответить, если мы придер жи вае м с я этических принципо в психотерапевтической и консультационной практики, поскольку одним из глав ных принципо в является честность консультант а (терапев-
та). Н у жн о ли б ы ть честным , если на карту поставлена жизнь человека? Попробуем представить себе, что терапевт из лучших побуждений ( например, предполагая, что если пациент все же соверш ит суицидальную попытку, то оста нется жив) ввел пациент а в заблуждение, сказав ему, что 50 таблеток аспирина — смертельная доза. П ациент не погиб, но утратил доверие не только к этому терапевту, но и к дру гим представителям профессии. Он больш е ни к кому не обращался за помощ ью , нашел более надежный способ су ицида и совершил повторную попытку, которая оказалась
«удачной». И зда нно г о примера , однако, не следует делать вывод, что задачей консультант а является информирова ние кризисных пациентов или теле фонны х собеседников о действенност и тех ил и ины х препаратов . Н апри м ер , не стоит убеждать подростка, который сообщает, что про глотил ртуть из термометра или сделал себе инъекцию бен зи н а и ожидает скоро й смерти, в то м , что его жи з н ь вне опасности. О днако на такие прямые вопрос ы , как «смер тельна ли такая доза лекарства?», консультант обязан либо предоставит ь конкретную информаци ю , в которой он уве рен, либо сразу отказаться отвечать.
Вы явлены ещ е два индикатора риск а суицидальног о поведения (см. пункт ы 6 , 10, 14, 30, 68 интервью ) .
П редварительны й вы вод о хоро ш е м интеллектуаль но м потенциал е пациент а м ы мож е м сделать, полагаясь на впечатление о стиле его речи и словарном запасе. Же лание жи т ь определенно выражается в посе щ ени и тера певта. Н аличие друзе й мож е т свидетельствоват ь о ком м уникативном потенциале . Отсутствие опы та значимых близких отно ш ени й с девуш кой и неразреш енност ь этой
Таблица7