Интервью 1 (отрывок из записи первой встречи)

Пациентка (женщина 26лет)* (П): Я понимаю, что вы не можете мне ничем помочь, пришла я к вам только из-за ребенка. Может быть, посоветуете, как вести себя... У меня муж погиб (пауза, сдерживает рыдания)... недавно.

Консультант (К):Ужасно... Какой ужас вы переживаете... Я поста­ раюсь помочь, чем смогу (пауза). Как же это случилось?

(П): Они перевернулись. Ехали вместе с братом. У брата ни одной царапины... Муж был за рулем. Сразу за постом ГАИ. И скорость была маленькая. Никто не понял, что произошло. Перелом шеи. Выехал трейлер, он хотел в сторону... перевернулась машина. Он сразу умер. Потом привезли тело... не сразу. Погиб возле Пскова, в России. По­ ка оформляли все. Только через три дня. Я не верила, не верила, по­ ка не увижу. Детей отвезли к бабушке. Они не были дома, когда хо­ ронили. Я не могла сыну сказать. Просила всех, соседей, родствен­ ников, чтобы не говорили. Привезли их домой, детей. Здесь все убрали, никаких следов нет. Он знал, что папа уехал. И ждет его, ко дню рождения подарок он обещал ему привезти... Извините... (сдерживаемые рыдания).

* Все имена и другие фактические сведения, связанные с конкретной ситуацией, изменены.

(К): Пожалуйста, не сдерживайте себя, плачьте... не нужно сдер­ живаться (пауза),

^.•(плачет)...

(К): Когда погиб ваш муж?

(П): Сегодня двенадцатый день. А ребенок вышел во двор, дети ему говорят: «Твой папа умер, его хоронили!» Это дети. Значит, из взрослых никто не подумал сказать, чтоб не трогали его. Он прибежал: «Мама, де­ ти говорят, что папу нашего хоронили! Он же с дядей Олегом уехал, ма­ ма!» Я говорю: «Да, сынок. Дети ошиблись. Это был другой дядя». Дима когда уезжал, сын каждый день его ждал. Он был таким отцом - идеаль­ ным. Его все любили: свои, чужие дети. Он мог с детьми возиться день и ночь..., говорил: «У нас будет трое». Мне говорили: «Как тебе повезло!» (пауза). Я сыну ни за что не скажу, что его нет. Я не могу его видеть, я не могу себя сдерживать. А он уже на улицу не идет. Он говорит: «Мама, по­ чему ты плачешь?», дергает меня, постоянно что-то просит.

(К): Наверное, он догадывается, что в доме беда случилась. Скрыть же невозможно свое состояние. Тем более, ему сказали дети. И он не знает, кому верить. Сколько ему лет: пять, больше?

(П): Будет шесть в мае.

(К): Он не знает, что делать, как и вы. Вам сейчас очень тяжело. И ему тоже очень плохо. Это самое тяжелое время. Может быть, вам бу­ дет легче, если вы будете вместе плакать, сейчас вы одна и сын один. Кто-нибудь еще есть дома, кроме вас, кто мог бы с ним поговорить? (П): Сестра моя у нас ночует, днем она учится. Но она еще сама ре­ бенок. А дочке два года. Она ничего не понимает. Хочет играть. Все время капризничает. А я не могу их видеть. Я никого и ничего не хочу.

Я не хочу никого, кроме Димы, как вы не понимаете! Я не могу вместе с сыном плакать, я сойду с ума. Опять отвезти их к маме?

(К): Если вы отвезете, останетесь одна? Вряд ли так будет лучше.

Вы физически как себя чувствуете?



(П): Не знаю. Я ничего не чувствую, кроме боли... Я не сплю. Но я не хочу никаких лекарств. Я не больная! У меня столько злости! Я нена­ вижу всех. Я ненавижу Бога, если он есть. Так не могло случиться. По­ чему живут негодяи, а Дима погиб? Нет никакого Бога. За что ребенку такое? Он никогда никому не сделал ничего плохого. Он был... просто... Все к нему шли, он ни одному человеку не отказал в помощи. И сейчас он поехал из-за брата, машину ему перегнать. Они все пользовались....

(П): Наверное, у него было много друзей....

(К): У него друзья и школьные, и институтские, и братья двоюрод­ ные, и соседи... Он всегда среди людей... (далее рассказ о муже).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

На основе своих выводов по заданию 1 постройте стратегию даль­ нейшей беседы (попытайтесь определить цели беседы, если бы вы были консультантом в данной ситуации).

• Если вам нужна дополнительная информация о случившемся или состоянии пациентки, сформулируйте вопросы.

• Какого рода помощь, на ваш взгляд, необходима пациентке?

• Как можно помочь ее детям?*

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3

Прочтите следующий отрывок записи первой встречи (интер­ вью 2) и определите состояние пациентки. Для этого составьте опи-

• См. о помощи детям, переживающим горе, статью «Работа с детьми и подростками, лишившимися близких» (авторы — У. Фориндер, Л. По- пельфельдт) в кн. «Кризисные события и психологические проблемы человека» под ред. Л. А. Пергаменщика (Минск: НИО , 1997. С. 170-182 ) , а также статью этих же авторов «Дети и горе» ( Психалопя 1998. № 1) .




сание физических симптомов, чувств, поведения. Сделайте оконча­ тельный вывод после сравнения симптомов патологического и есте­ ственного переживания горя.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ4

• Продумайте и опишите стратегию помощи.

• Если для этого необходима дополнительная информация о па­ циентке, сформулируйте, что следует узнать.

• Что необходимо сделать в первую очередь?

Наши рекомендации