Предрасположенность к конфликтам

У любого человека можно выделить черты ха­рактера, предрасполагающие к конфликтам "в меж­личностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. О том, что вы сами в соответствующих условиях можете содействовать возникновению кон­фликта, необходимо знать. Это поможет вам правиль­но определить поведение и скорректировать его. Из предлагаемых ответов на вопросы выберите подходя­щий вариант.

1. Как вы реагируете на критику?

а) как правило, критика меня глубоко уязвляет;

б) критику обычно принимаю глубоко к сердцу;

в) пытаюсь учесть, если критика справедлива;

г) на критику обычно не обращаю внимания.

2. Верите ли вы людям?

а) придерживаюсь того мнения, что лучше ни­кому не верить;

б) людям "почти не верю, я в них обманулся;

в) я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия;

г) обычно я доверяю всем людям без разбора.

3. Вы умеете бороться за свою точку зрения?

а) я всегда упорно отстаиваю свои взгляды;

б) отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав;

в) скорее уступлю, чем буду энергично отстаи­вать свои взгляды;

г) предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать.

4. Вы предпочитаете руководить или подчи­няться?

а) в любом деле люблю руководить сам;

б) люблю как руководить, так и быть руково­димым;

в) охотно работаю под чьим-либо руководством;

г) как правило, предпочитаю работать под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.

5. Если вас кто-то обидел ...

а) стараюсь отплатить тем же;

б) боюсь мстить из-за дальнейших последствий;

в) считаю месть лишним, ненужным усилием;

г) если меня кто-то обидел — обиду быстро

забываю.

6. Вас попытались обойти в очереди ...

а) способен такого человека вышвырнуть вон;

б) ругаюсь, но если только ругаются другие;

в) молчу, хотя возмущен;

г) предпочитаю отступить, в ссору не вникаю,

7. Просто ли вас «выбить из колеи»?

а) я легко расстраиваюсь по самым незначи­тельным поводам;

б) я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные

причины;

в) расстраиваюсь редко и только по серьезным

причинам;

г) меня мало что расстраивает.

8. Вы «лед» или «пламя»?

а) я горяч и вспыльчив;

б) не очень вспыльчив;

в) скорее спокоен, чем вспыльчив;

г) я вполне спокойный человек.

9. Легко ли вам говорить правду?

а) я всегда говорю то, что думаю, прямо в глаза;

б) бывает, что я могу сказать все, что думаю;

в) говорю обдуманно лишь после размышления;

г) я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.

Интерпретация. В зависимости от варианта ответа поставьте за а) — 1 балл, за б) — 2, за в) — 3, за г) — 4 балла. Суммируйте результаты.

От 9 до 19 баллов. Вы человек тяжелый в обще­нии, подчас идете на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, вы, не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям, и наблюдая как разгораются страсти вок­руг вас. Иногда о вас люди говорят: «Борец за прав­ду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки». Но прислушайтесь к мнению других: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Твою бы энергию да в мирных целях». Признайтесь себе честно, так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справед­ливость?

От 20 до 25 баллов. Эта сумма позволяет считать вас человеком уживчивым, общительным, поклади­стым, способным противостоять обострениям отно­шений в группе, коллективе.

От 26 до 34 баллов. Вы едва ли являетесь источни­ком конфликта. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку не интересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглаша­ется. К тому же пассивность, стремление уйти в сто­рону невольно делает вас косвенным виновником конфликтных ситуаций.

ОПРЕДЕЛЕНЕИЕ ТИПИЧНОГО СПОСОБА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

( У.Томас и Р.Килменн)

Для того чтобы выяснить, к какому стилю вы наиболее склонны, необходимо, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний – А и Б, – выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но всё равно необходимо. Долго думать не следует.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов: и другого человека, и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

6. А. Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чём‑то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из‑за каких‑то возникших разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чём‑то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы всё было сделано по‑моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

Б. Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.

19. А. Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

Б. Я отстаиваю свою позицию.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А. Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А. Зачастую стремлюсь избежать споров.

Б. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из‑за возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Для того чтобы выяснить, какие стили поведения в конфликтной ситуации (и в какой степени) характерны лично для вас, необходимо обработать свои ответы, используя следующий «ключ», начисляя по одному баллу за каждое совпадение:

стиль «соперничество» (конкуренция) характеризуют ответы 3 «А», 6 «Б», 8 «А», 9 «Б», 10 «А», 13 «Б», 14 «Б», 16 «Б», 17 «А», 22 «Б», 25 «А», 28 "А";

стиль «сотрудничество»: 2 «Б», 5 «А», 8 «Б», 11 «А», 14 «А», 19 «А», 20 «А», 21 «Б», 23 «А», 26 «Б», 28 «Б», 30 "Б";

стиль «компромисс»: 2 «А», 4 «А», 7 «Б», 10 «Б», 12 «Б», 13 «А», 18 «Б», 20 «Б», 22 «А», 24 «Б», 26 «А», 29 "А";

стиль «уклонение»: 1 «А», 5 «Б», 6 «А», 7 «А», 9 «А», 12 «А», 15 «Б», 17 «Б», 19 «Б», 23 «Б», 27 «А», 29 "Б";

стиль "приспособление (уступка)": 1 «Б», 3 «Б», 4 «Б», 11 «Б», 15 «А», 16 «А», 18 «А», 21 «А», 24 «А», 25 «Б», 27 «Б», 30 "А".

Таким образом значение каждого из пяти стилей (тактик) может колебаться от 0 до 12 баллов. Давать описание особенностей каждого из стилей здесь нет необходимости, так как все они достаточно подробно рассмотрены в лекции № 23 ("Поведение в конфликтах").

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все пять стилей поведения, и каждый из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Ваш результат отличен от оптимального, если одни тактики (стили) имеют значения ниже 5 баллов, другие – выше 7 баллов (сумма баллов равна 30).

Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, то есть реже прибегать к тактике, имеющей завышенное значение и чаще использовать тактику, имеющую заниженное значение по результатам тестирования.

Специалисты в области конфликтологии утверждают, что необходимо умелое применение всех пяти тактик (стилей) – соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения и уступки – в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.

Литература

Основная:

1. Гуревич П. С. Психология [Электронный ресурс] : учебник / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/149365

2. Лукацкий М. А. Психология: учебник для медицинских вузов / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гэотар Медиа, 2010. 661 с.

3. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: учеб. пособие для студ. мед. вузов / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с.

4. Психология и педагогика : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 1. - 104 с.

5. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 1. - 2013. - 104 с. . // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2013. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

6. Психология и педагогика : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 2. - 114 с.

7. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013 - .Ч. 2. - 2013. - 114 с. . // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2013. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/

8. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 672 с.

Дополнительная:

1. Андреев В. И. Конфликтология. М., - 1995.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., -1988.

3. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 1995.

4. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1989.

5. Волкова А.И. Психология общения - Ростов на/Д: Феникс, 2007.

6. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения: Практикум – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

7. Громова О. Н. Конфликтология.- М., 1993.

8. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2011.

9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.

10. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Управление конфликтами, изменениями и стрессами.- М., 1992.

11. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений: Издательство СОЮЗ. - Санкт‑Петербург. - 1999.

12. Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. - Л.,1991.

13. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагогов: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд.уентр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2: Психология общения: 11 кл. – 192 с.

14. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2003.

15. Самохвалова А.Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций. – СПб.: Речь, 2012. – 333 с.

16. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учебное пособие. – М.: К012. – 440 с.

17. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.– СПб.: Речь, 2006. – 208с.

18. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учеб. для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

19. СкаженникЕ.Н. Практикум по деловому общению. – Таганрог, 2005.

20. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. – М., 2001.

21. Урбанович А.А. Психология управления. – М., 2002.

При написании данного раздела была использована следующая литература:

1. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012.

2. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения: Практикум – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

3. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2011.

4. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений: Издательство СОЮЗ. - Санкт‑Петербург. - 1999.

5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагогов: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд.уентр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2: Психология общения: 11 кл. – 192 с.

6. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2003.

7. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учебное пособие. – М.: К012. – 440 с.

8. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.– СПб.: Речь, 2006. – 208с.

9. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. – М., 2001.

10. Урбанович А.А. Психология управления. – М., 2002.

Наши рекомендации