Предрасположенность к конфликтам
У любого человека можно выделить черты характера, предрасполагающие к конфликтам "в межличностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. О том, что вы сами в соответствующих условиях можете содействовать возникновению конфликта, необходимо знать. Это поможет вам правильно определить поведение и скорректировать его. Из предлагаемых ответов на вопросы выберите подходящий вариант.
1. Как вы реагируете на критику?
а) как правило, критика меня глубоко уязвляет;
б) критику обычно принимаю глубоко к сердцу;
в) пытаюсь учесть, если критика справедлива;
г) на критику обычно не обращаю внимания.
2. Верите ли вы людям?
а) придерживаюсь того мнения, что лучше никому не верить;
б) людям "почти не верю, я в них обманулся;
в) я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия;
г) обычно я доверяю всем людям без разбора.
3. Вы умеете бороться за свою точку зрения?
а) я всегда упорно отстаиваю свои взгляды;
б) отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав;
в) скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды;
г) предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать.
4. Вы предпочитаете руководить или подчиняться?
а) в любом деле люблю руководить сам;
б) люблю как руководить, так и быть руководимым;
в) охотно работаю под чьим-либо руководством;
г) как правило, предпочитаю работать под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.
5. Если вас кто-то обидел ...
а) стараюсь отплатить тем же;
б) боюсь мстить из-за дальнейших последствий;
в) считаю месть лишним, ненужным усилием;
г) если меня кто-то обидел — обиду быстро
забываю.
6. Вас попытались обойти в очереди ...
а) способен такого человека вышвырнуть вон;
б) ругаюсь, но если только ругаются другие;
в) молчу, хотя возмущен;
г) предпочитаю отступить, в ссору не вникаю,
7. Просто ли вас «выбить из колеи»?
а) я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам;
б) я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные
причины;
в) расстраиваюсь редко и только по серьезным
причинам;
г) меня мало что расстраивает.
8. Вы «лед» или «пламя»?
а) я горяч и вспыльчив;
б) не очень вспыльчив;
в) скорее спокоен, чем вспыльчив;
г) я вполне спокойный человек.
9. Легко ли вам говорить правду?
а) я всегда говорю то, что думаю, прямо в глаза;
б) бывает, что я могу сказать все, что думаю;
в) говорю обдуманно лишь после размышления;
г) я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.
Интерпретация. В зависимости от варианта ответа поставьте за а) — 1 балл, за б) — 2, за в) — 3, за г) — 4 балла. Суммируйте результаты.
От 9 до 19 баллов. Вы человек тяжелый в общении, подчас идете на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, вы, не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям, и наблюдая как разгораются страсти вокруг вас. Иногда о вас люди говорят: «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки». Но прислушайтесь к мнению других: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Твою бы энергию да в мирных целях». Признайтесь себе честно, так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справедливость?
От 20 до 25 баллов. Эта сумма позволяет считать вас человеком уживчивым, общительным, покладистым, способным противостоять обострениям отношений в группе, коллективе.
От 26 до 34 баллов. Вы едва ли являетесь источником конфликта. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку не интересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону невольно делает вас косвенным виновником конфликтных ситуаций.
ОПРЕДЕЛЕНЕИЕ ТИПИЧНОГО СПОСОБА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
( У.Томас и Р.Килменн)
Для того чтобы выяснить, к какому стилю вы наиболее склонны, необходимо, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний – А и Б, – выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но всё равно необходимо. Долго думать не следует.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов: и другого человека, и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
6. А. Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чём‑то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. А. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из‑за каких‑то возникших разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чём‑то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы всё было сделано по‑моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
Б. Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.
19. А. Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.
Б. Я отстаиваю свою позицию.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
Б. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. А. Я обычно предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. А. Зачастую стремлюсь избежать споров.
Б. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из‑за возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Для того чтобы выяснить, какие стили поведения в конфликтной ситуации (и в какой степени) характерны лично для вас, необходимо обработать свои ответы, используя следующий «ключ», начисляя по одному баллу за каждое совпадение:
стиль «соперничество» (конкуренция) характеризуют ответы 3 «А», 6 «Б», 8 «А», 9 «Б», 10 «А», 13 «Б», 14 «Б», 16 «Б», 17 «А», 22 «Б», 25 «А», 28 "А";
стиль «сотрудничество»: 2 «Б», 5 «А», 8 «Б», 11 «А», 14 «А», 19 «А», 20 «А», 21 «Б», 23 «А», 26 «Б», 28 «Б», 30 "Б";
стиль «компромисс»: 2 «А», 4 «А», 7 «Б», 10 «Б», 12 «Б», 13 «А», 18 «Б», 20 «Б», 22 «А», 24 «Б», 26 «А», 29 "А";
стиль «уклонение»: 1 «А», 5 «Б», 6 «А», 7 «А», 9 «А», 12 «А», 15 «Б», 17 «Б», 19 «Б», 23 «Б», 27 «А», 29 "Б";
стиль "приспособление (уступка)": 1 «Б», 3 «Б», 4 «Б», 11 «Б», 15 «А», 16 «А», 18 «А», 21 «А», 24 «А», 25 «Б», 27 «Б», 30 "А".
Таким образом значение каждого из пяти стилей (тактик) может колебаться от 0 до 12 баллов. Давать описание особенностей каждого из стилей здесь нет необходимости, так как все они достаточно подробно рассмотрены в лекции № 23 ("Поведение в конфликтах").
Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все пять стилей поведения, и каждый из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Ваш результат отличен от оптимального, если одни тактики (стили) имеют значения ниже 5 баллов, другие – выше 7 баллов (сумма баллов равна 30).
Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, то есть реже прибегать к тактике, имеющей завышенное значение и чаще использовать тактику, имеющую заниженное значение по результатам тестирования.
Специалисты в области конфликтологии утверждают, что необходимо умелое применение всех пяти тактик (стилей) – соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения и уступки – в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.
Литература
Основная:
1. Гуревич П. С. Психология [Электронный ресурс] : учебник / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/149365
2. Лукацкий М. А. Психология: учебник для медицинских вузов / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гэотар Медиа, 2010. 661 с.
3. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: учеб. пособие для студ. мед. вузов / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с.
4. Психология и педагогика : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 1. - 104 с.
5. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 1. - 2013. - 104 с. . // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2013. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.
6. Психология и педагогика : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 2. - 114 с.
7. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013 - .Ч. 2. - 2013. - 114 с. . // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2013. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/
8. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 672 с.
Дополнительная:
1. Андреев В. И. Конфликтология. М., - 1995.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., -1988.
3. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 1995.
4. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1989.
5. Волкова А.И. Психология общения - Ростов на/Д: Феникс, 2007.
6. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения: Практикум – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
7. Громова О. Н. Конфликтология.- М., 1993.
8. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2011.
9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
10. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Управление конфликтами, изменениями и стрессами.- М., 1992.
11. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений: Издательство СОЮЗ. - Санкт‑Петербург. - 1999.
12. Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. - Л.,1991.
13. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагогов: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд.уентр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2: Психология общения: 11 кл. – 192 с.
14. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2003.
15. Самохвалова А.Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций. – СПб.: Речь, 2012. – 333 с.
16. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учебное пособие. – М.: К012. – 440 с.
17. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.– СПб.: Речь, 2006. – 208с.
18. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учеб. для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
19. СкаженникЕ.Н. Практикум по деловому общению. – Таганрог, 2005.
20. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. – М., 2001.
21. Урбанович А.А. Психология управления. – М., 2002.
При написании данного раздела была использована следующая литература:
1. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012.
2. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения: Практикум – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
3. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2011.
4. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений: Издательство СОЮЗ. - Санкт‑Петербург. - 1999.
5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагогов: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд.уентр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2: Психология общения: 11 кл. – 192 с.
6. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2003.
7. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учебное пособие. – М.: К012. – 440 с.
8. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.– СПб.: Речь, 2006. – 208с.
9. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. – М., 2001.
10. Урбанович А.А. Психология управления. – М., 2002.