Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении в. в. бойко
Чтобы установить доминирующую стратеги психологической защиты важно
выбрать ответ, который более всего подходит вам.
1. Зная себя, вы можете сказать:
а) я, скорее человек миролюбивый, покладистый;
б) я, скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации,
избегать конфликтов;
в) я, скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.
2. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:
а) ищите способ примирения
б) обдумываете способ не иметь с ним дел
в) размышляете о том, как его наказать или поставить на место
3. В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы
а) будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял
б) постараетесь свернуть с ним общение
в) будете горячиться, обижаться или злиться
4. Если защищая свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то:
а) пойдете на значительные уступки
б) отступите от своих притязаний
в) будите отстаивать свои интересы
5. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы, скорее всего:
а) постараетесь запастись терпением и довести дело до конца
б) дипломатичным образом уйдете от контактов
в) дадите достойный отпор
6. Во взаимодействии с властным, но в то же время не справедливым руководителем вы:
а) сможете сотрудничать во имя интересов дела
б) постараетесь как можно меньше контактировать с ним
в) будите сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы
7. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы:
а) пойдете ему на встречу
б) уйдете от конкретного решения
в) решите вопрос не в пользу партнера
8. Если кто-то из друзей время от времени будет позволять обидные выпады в ваш адрес, то вы:
а) не станете придавать этому особые значения
б) постараетесь ограничить или прекратить контакты
в) всякий раз дадите достойный отпор
9. Если у партнера есть претензии к вам, и он при этом раздражен, то вам привычнее:
а) прежде успокоить его, потом реагировать на претензии
б) избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии
в) поставить его на место или прервать
10. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам о плохом, что говорят о вас другие, то вы:
а) тактично выслушаете все до конца
б) пропустите мимо ушей
в) прервете рассказ на полуслове
11. Если партнер слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за ваш счет, то вы:
а) пойдете на уступку ради мира
б) уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоиться
и тогда вы вернетесь к вопросу
в) однозначно дадите понять партнеру, что он не получивыгоду за вас счет
12. Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу «урвать побольше», вы:
а) терпеливо добиваетесь своих целей
б) предпочитаете ограничить взаимодействие с ним
в) решительно ставите такого партнера на место
13. Имея дело с нагловатой личностью, вы:
а) находите к ней подход посредством терпения и
дипломатии
б) сводите общение к минимуму
в) действуете теми же методами
14. Когда вам задают неприятные, подковыривающие вопросы вы чаще всего:
а) спокойно отвечаете на них
б) уходите от прямых ответов
в) «заводитесь», теряете самообладание
15. Когда спорщик настроен к вам враждебно, вы обычно:
а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой
б) уходите от общения
в) осаживаете его или отвечаете тем же
16. Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего:
а) заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки
б) побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях
в) активизирует желание доказать свою правоту
17. Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее:
а) поздравить его с победой
б) сделать вид, что ничего особенного не происходит
в) «сражаться до последнего патрона»
18. В случаях, когда отношения с партнером приобретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило:
а) «мир любой ценой» - признать своё поражение, принести извинения,
пойти навстречу пожеланиям партнера
б) «пас в сторону» - ограничить контакты, уйти со спора
в) «расставить точки над «и»» - выяснить разногласия, непременно найти выход
из ситуации
19. Когда конфликт касается ваших интересов, то вам чаще всего удается его выигрывать:
а) благодаря дипломатии и гибкости ума
б) за счет выдержки и терпения
в) за счет темперамента и эмоций
20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет ваше самолюбие, вы:
а) мягко и корректно сделаете ему замечание
б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, будто ничего не случилось
в) дадите достойный отпор
21. Когда близкие критикуют вас, то вы:
а) принимаете их замечания с благодарностью
б) стараетесь не обращать на критику внимания
в) раздражаетесь, сопротивляетесь или злитесь
22. Если кто-либо из родных или близких говорит вам неправду, вы обычно предпочитаете:
а) спокойно и тактично добиваться истины
б) сделаете вид, что не замечаете ложь, обойти неприятны оборот дела
в) решительно вывести лгуна на чистую воду
23. Когда вы раздражены, нервничаете, то чаще всего:
а) ищите сочувствия, понимания
б) уединяетесь, чтобы не проявить свое состояние на партнерах
в) на ком-нибудь отыгрываетесь, ищите « козла отпущения»
24. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способный, чем вы, получает поощрение начальства, вы:
а) радуетесь за коллегу
б) не предаете особого значения факту
в) расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь
Обработка данных. Для определения присущей вам стратегии психологической защиты в общении с партнёрами надо подсчитать сумму ответов каждого типа: “А”- миролюбие, “Б”- избегание, “В”- агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчётливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаково, значит, в контакте с партнёрами вы активно используете разные формы защиты своей субъективной реальности.
Литература
Основная:
1. Гуревич П. С. Психология [Электронный ресурс] : учебник / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/149365
2. Лукацкий М. А. Психология: учебник для медицинских вузов / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гэотар Медиа, 2010. 661 с.
3. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: учеб. пособие для студ. мед. вузов / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с.
4. Психология и педагогика : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 1. - 104 с.
5. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 1. - 2013. - 104 с. . // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2013. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.
6. Психология и педагогика : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 2. - 114 с.
7. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013 - .Ч. 2. - 2013. - 114 с. . // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2013. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/
8. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 672 с.
Дополнительная:
1. Волкова А.И. Психология общения - Ростов на/Д: Феникс, 2007.
2. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012.
3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
5. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений: Издательство СОЮЗ. - Санкт‑Петербург. - 1999.
6. Полин А.В. Психология для медиков / Под ред.И.В. Островской. – М.: Эксмо, 2009.
7. Психология и педагогика. Практикум для студентов медицинских вузов / Составители: Амиров А.Ф., Коньшина Ю.Е. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава». – 2008. – 208 с.
8. Самохвалова А.Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций. – СПб.: Речь, 2012. – 333 с.
9. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учебное пособие. – М.: К012. – 440 с.
10. Скаженник Е.Н. Практикум по деловому общению. – Таганрог, 2005.
При написании данного раздела была использована следующая литература:
1. Буракова М.В. Гендерная идентичность субъекта общения в перспективе социально-психологической адаптивности // Психология общения-2000: проблемы и перспективы. – М.: ПИ РАО, 2000.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 2009.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: питер, 2005. – 160 с.
4. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
5. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2011.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – М., 2003.
7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
8. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений: Издательство СОЮЗ. - Санкт‑Петербург. - 1999.
9. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 704 с.
10. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2. – 192 с.
11. Психология и педагогика : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 2. - 114 с.
12. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учебное пособие. – М.: К012. – 440 с.
13. Скаженник Е.Н. Практикум по деловому общению. – Таганрог, 2005.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Цель: познакомиться с понятием и основными характеристиками делового общения.
В результате освоения данной темы студент должен
знать: психологические приемы воздействия на собеседника; принципы делового общения; этапы и особенности построения деловой беседы, как одной из форм делового общения; организацию и коммуникационные эффекты публичного выступления; что представляет собой умение слушать, основные виды слушания; что такое спор, цели и подходы к ведению спора; принципы ведения спора; о технике убеждения; об этикете в деловом общении
уметь: использовать знания в области общения при организации межличностных отношений, прогнозировать поведение собеседника;применять теоретические знания при выполнении заданий по изучаемой теме; пользоваться психологическими методиками по самодиагностике;
применять сформированные компетенции в процессе планирования, организации и осуществления своей профессиональной деятельности.
Информационный материал
По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое общение) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).
Деловое общение– это процесс взаимодействия между собеседниками (партнерами), в котором происходит обмен продуктами деятельности, информацией и опытом, предлагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. В отличие от делового, в обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления.
Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы – убедить собеседника принять конкретные предложения. Прием на работу, разговор с начальником или с другими людьми, от которых зависит выполнение ваших планов, - все это разновидности деловой беседы.
Деловая беседа состоит из 6 фаз:
1) подготовительная фаза;
2) контактная фаза;
3) ориентировочная фаза;
4) фаза аргументации и контраргументации;
5) завершение;
6)анализ
.