Оцените каждое из приведенных высказываний в баллах от 0 до 10 (0-если для вас это совершенно не характерно, 10- если это полностью относится к вам).
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, что хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны учиться безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я – увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Теперь подсчитайте отдельно сумму баллов по следующим группам вопросов:
1) вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – Д («дитя»)
2) вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – В («взрослый»)
3) вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – Р («родитель»)
У вас получится комбинация из трех букв: на первое место ставите букву, которая набрала наибольшее количество баллов, на третье – ту, которая набрала наименьшее количество баллов.
Если у вас получилась формула ВДР, то это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они могут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством. Вам будет несложно овладеть способами защиты от манипуляций и сами вы не склонны к их использованию.
Дво главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, например, для научной работы. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то это значит, что пора взять свои эмоции под контроль. Вам надо иметь в виду, что манипуляторам легко воздействовать на вас, опираясь на ваше Я «ребенка». В то же время вы наверняка замечали, что вам легко бывает добиться своего, используя в общении пристройку «снизу».
Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, то есть всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами. Если вас привлекает организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, то все в порядке. Надо лишь учитывать, что особенности вашего общения могут влиять на ваши отношения с другими людьми, оттолкнуть их от вас. Если же вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже на третье место – это вполне осуществимо.
ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕКИЙ ТЕСТ
Психогеометрия как система сложилась в США. Её автор С. Деллицгер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.Психогеометрия – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человека какой-либо геометрической фигуры.
Инструкция. Нарисуйте пять геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, руг, зигзаг. Посмотрите на нарисованные фигуры, выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать «Это я!» Запишите ее название под №1. Из оставшихся четырех фигур снова выберите самую близкую вам и запишите её под №2. Так пронумеруйте все пять фигур. Далее в таблице представлены психологические характеристики людей, предпочитающих разные геометрические фигуры. К вам наиболее применимы характеристики людей, выбранные под номерами 1,2. Фигура, оказавшаяся на последнем месте, - это отвергаемые психологические свойства.
Фигура | Психологические свойства | |
положительные | отрицательные | |
квадрат | Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный Благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый | Дотошный, мелочный Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой |
треугольник | Лидер, ведущий за собой Принимающий ответственность на себя Решительный Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный на победу Уверенный в себе Честолюбивый энергичный | Эгоцентричный, эгоистичный Категоричный, не терпящий возражений Нетерпеливый, прерывает дргих Коварный, хитрй Самонадеянный Ориентированный на статус Неудержимый |
прямоугольник | Активный Ищущий Любознательный Легко усваивающий новое Чувствительный Без лишних амбиций Смелый | Напряженный в состоянии замешательства Непоследовательный, непостоянный Легковерный, внушаемый Наивный Эмоционально неустойчивый С низкой самооценкой Безрассудный |
круг | Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый, поддерживающий, преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Спокойный рефлексивный (склонный к самопознанию) Бесконфликтный | Нетребовательный, уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Склонность к самообвинениям Расточительный Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный |
зигзаг | Творческий подход к жизни Мечтательность, направленность в будущее Интуитивность Остроумие Экспрессивность Прямота Стремление к новизне Восторженность Воодушеаленнос | Неорганизованность Непрактичность Нереалистичность Нелогичность, непоследовательность Эксцентричность Несдержанность, непосредственность Непостоянство настроения, поведения и отношений Наивность |